?

Log in

No account? Create an account

Алексей Черкасов

Слушаю последнюю неделю. Ловлю себя на мысли, что всё сложнее оторваться и переключиться на что-то другое. И если с Рахманинова ещё можно куда-то съехать, то после Баха и Моцарта всё остальное звучит почти невыносимо.


Прошлые выходные, вынужденно проведённые преимущественно в постели, подарили неожиданную радость удивительной встречи – с “Записками балетомана” Дмитрия Черкасского. К ночи воскресенья мне казалось, что я провела в зале Кировского театра много незабываемых балетных вечеров и видела всё описанное своими глазами, только ещё яснее, чем своими. Сила воздействия точно подобранного слова, живого, яркого, образного, ухватившего и передавшего самую суть, индивидуальность и неповторимость каждого балета, каждого спектакля, каждого создателя и исполнителя, превзошла впечатления от многих виденных на сцене.

Строгий, но справедливый судья, критичный, но всегда предельно корректный, Дмитрий Черкасский искренне любил балет и глубоко лично переживал всё происходившее с ним. Это передаётся читателю, не может не взволновать, оставить равнодушным. Потрясающее, поразительное, необыкновенное умение описать словами движения, жесты, взгляды, позы, уловить в них и подчеркнуть самое главное, самое важное, самое характерное и непохожее позволяет сберечь столь беззащитное перед лицом времени искусство хореографии.

Благодаря “Запискам” десятилетия творческих исканий балетной труппы Кировского театра, а вместе с ней и всего советского балета, прозрения и удачи Чабукиани, Захарова и Лавровского, Григоровича, Якобсона и Эйфмана, взлёты, расцветы и угасания Улановой и Дудинской, Вечесловой и сквозной нитью Шелест, Колпаковой и Осипенко стали значимой частью моей жизни, моей истории, моих знаний о русском балете и русской культуре, моей любви к Мариинскому театру, добавили новое и важное в моём скромном понимании сегодняшнего и завтрашнего дня искусства балета.

P.S. Я не могу не поблагодарить за эту ошеломительную встречу ivlae. И впереди меня по-прежнему ждёт “Вечный идол”.

“Хрусталь” Дарьи Жук

Я с детства ненавижу хрусталь, с того далёкого советского прошлого, когда он красовался в дедушкином серванте признаком положения, благополучия и достатка и был обещан мне в приданое. Дарья Жук неожиданно точно уловила и тонко передала символизм грубого хрустального ширпотреба в советской жизни: быть не хуже других, но и не выделяться, любить то, что любят все, восхищаться тем, чем принято, и ругать то, что положено. И ни на шаг не заступать за невидимые границы разрешённого мейнстрима, не выходить за рамки дозволенного: не государством – обывателями, серой, безликой, скучной массой, тяготящейся своим существованием и вымещающей зло на окружающих, мстящей всем, имеющим смысл жизни.

Совок VS to be myselfCollapse )

Если определить действо одним словом, то это – тяжело. Если двумя, то – ещё и равнодушно. Если добавить к ним третье, то будет – сумбурно. Тот случай, когда замечательные исполнители и талантливый дирижёр создают добротный, но при этом ничем не выдающийся спектакль, на протяжении которого постоянно оцениваешь, как мастерски, профессионально, уверенно, свободно они обращаются с голосами, материалом, оркестром. Вообще-то, это совсем немало, но, конечно, ждёшь много большего от прекрасной музыки и любимых певцов.

Замечательный Антонио Паппано увлечённо рассказывает о музыкальных темах “Силы судьбы”, иллюстрируя сказанное бурными фортепианными пассажами, например, темы Судьбы в разных тональностях. Но начинает звучать оркестр и… ничего не происходит. Я не слышу ничего из того, о чём он так эмоционально и понятно рассказывал. Такое случается иногда: музыкант прекрасно слышит и знает, как должно звучать, в его голове существует идеальная музыка, но он не может её сыграть.

Певцам не хватило, мне кажется, музыкальной внятности и музыкальной же вдумчивости, некоей цельности: довольно бесцельное блуждание по – ничего не скажешь – богато окрашенным звукам при безусловном владении техникой, тонком интонировании и природной музыкальности постепенно наскучивает вместо того, чтобы захватить.

В другой, своей, вполне себе гармоничной реальности существуют. пожалуй, только Падре Гуардиано (Ферруччо Фурланетто) и Фра Мелитоне (Алессандро Корбелли).

Тем не менее, эта трансляция не убила во мне ни любви к “Силе судьбы”, ни обожания Анны Нетребко и Йонаса Кауфманна, ни почтительного отношения к Антонио Паппано.


Алла Шелест

Тоска по давно ушедшему и никогда невиденному ленинградскому балету. Если бы я застала Аллу Шелест на сцене, она была бы моей любимой балериной. Сдержанная сосредоточенность, тонкое чувство стиля, вдумчивость в работе над образом, отточенность линий и поз, осмысленность и неслучайность каждого движения и жеста, непрерывность и завершенность танцевальных фраз создавали удивительные балетные шедевры. Даже читая о них, невозможно сдержать восторга.

Стоит только закрыть глаза, видишь всё, как наяву, только ярче, ясней осознавая присутствие земного совершенства.

Я могу часами рассматривать черно-белые фотографии (где бы набраться этих часов?..). Бережно перелистывая страницы фотоприложения в конце небольшой книжки Львова-Анохина, любезно одолженной мне ivlae, я мысленно возвращаюсь к вечеру балета к 100-летию Аллы Шелест, представляю её на сцене то Никией, то Эгиной, то Одеттой, то Джульеттой, в своём воображении подменяя ею танцевавших. Иногда мне начинает казаться, что я и впрямь её там видела.

Русские долго запрягают, но потом никуда не едут. Просто запрягают и распрягают, запрягают и распрягают. Это и есть наш особый путь.

Григорий Горин


Кроме литературы, музыки, живописи, театра, балета, кино, оказывается, есть ещё и лекции. Например, о “Динозавровых фаунах Сибири” или “Особом пути России”.











Размышления у парадного подъездаCollapse )

Никита вытащил меня в “Аврору” на 40-летие “Чужого”. Я не то что далека от подобного кино в целом и от этого фильма в частности – вообще слабо представляю, что это такое (кроме того, что что-то страшное про космос). Мне неожиданно понравилось, хотя я по-прежнему вряд ли буду смотреть подобное за пределами кинотеатров.

Зато перед началом “Чужого” мы увидели анонс “Медведей Камчатки”.

Про него бессмысленно писать – просто сходите, если сможете. Его ещё будут показывать в “Авроре” в марте.

И очень хочется сказать огромное спасибо съёмочной группе.


D. Keyes. ‘Flowers for Algernon’

People need hope. Whether you hope or not the finale remains the same, but it’s the process that makes the difference and it’s the process that matters. Even though the result doesn’t vary a little. I’m not sure I would be more satisfied with the happy end of the novel. Of course, I wouldn’t. With it the original story of Charlie Gordon would doubtlessly become more romantic and sentimental, but less believable trite take-it-easy pieces I’m so skeptical if not to say cynical about. However, it doesn’t mean I like much the way Daniel Keyes leads me to the very expected end, for either sublimation or, at least, temporary consolation is still strongly desirable along the road. I’ve been awaiting for it, but haven’t caught even the transparent hint, even the weak shadow of it.

I remember the joy that every required comma or period, apostrophe or vowel brought with them in the beginning and how every missed one took it away, replacing it with sorrow and total emtpiness in the end, closing the circle, finishing where it started. No light at all. ‘It’s life’, they will answer. No doubt it is, but why have people invented that goddamned art then?

I’m not the one to think that literature should only entertain or create alternative reality that doesn’t reflect the existing one. I’m not the one to avoid suffering from words either. Meanwhile, something went wrong with Keyes’s novel: it appears to be too hard to go through such a stressful text masterly presented in the form of impartial, truthfully looking progress reports keeping you permanently strained and frustrated, preventing you from affording any hope inside, leaving you completely upset and desparate. Being emotionally exhausted, I’m trying to identify my perception of what I’ve read and can’t define it yet. I’m certainly excited, but no ideas in what way.

The title is perfect at any rate.

“Охранная грамота”

Я прочитала “Доктора Живаго” в школе. Он застал меня врасплох, перевернул мои представления о Пастернаке, опрокинул сложившееся восприятие литературного процесса, сразу же оставил дикое, непреодолимое желание перечитать.

После второго раза в сознании появился тихий, спокойный, домашний, уютный, знакомый, любимый закуток, прочно занятый “Доктором Живаго”. Но постепенно границы размывались, краски тускнели, сюжет заволакивался образами, и от внушительного романа осталось двадцать пять стихотворений, не потерявших своей первозданной прелести. Я люблю роман по-прежнему, как любят первую любовь, но восхищаюсь только стихами.

Мне попался “Отмытый роман” Ивана Толстого, я нашла “Новые факты и находки”. Оставляя в стороне вопрос о русском издании, Нобелевской премии и американской разведке, я задумалась над тем, что не читала ни “Детства Люверс”, ни “Охранной грамоты”. Она кажется мне много прекраснее поздней прозы.

Венеция, Марбург и даже Милан заворожили меня, как и ослепительная комета Маяковского в конце, как и прощание с музыкой вначале, как студенческие годы и философские метанья, как свободное путешествие по Европе, которое трудно вообразить иначе чем сказкой.

Весенние грёзыCollapse )

Мне кажется, ни разу я не была на мероприятиях подобного формата (если не брать в расчёт бенефис Терёшкиной). Наверное, потому что я не настолько хорошо знаю балет, чтобы в каждом номере дивертисмента видеть сюжет, чувства, страсти, прошлое, будущее, узнавать отдельную маленькую историю, вписанную в большую, остающуюся за кадром, но знакомую и понятную.


И на этот вечер не попала бы, если бы не внезапно ближе к вечеру образовавшийся свободный билет у коллеги по работе. И, без сомнения, многое бы потеряла.

Как минимум, не обрела бы Аллы ШелестCollapse )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars