?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

449803222 апреля в пятницу немецкий телеканал ZDF показал запись концерта Анны Нетребко и Марианны Пиццолато с оркестром под управлением Бертрана де Бийи из Дерзденской капеллы 27 ноября 2010 года. Исполняли Stabat Mater Перголези. Живой поток можно было посмотреть на сайте ZDF. Мне удалось даже скачать файл с помощью специальной программы, который и выкладываю.

(http://www.divshare.com/direct/14674031-9ca.MP4)

Вообще я не знаток и, возможно, поэтому не поклонник музыки барокко (хотя сейчас на мировой оперной арене она потихоньку занимает определённое место), но этот концерт мне хотелось послушать. Запись Stabat Mater с июльского концерта в Баден-Бадене с оркестром под управлением Антонио Паппано, которая была выпущена на диске (http://www.deutschegrammophon.com/html/special/netrebko-stabatmater/index.html), у меня есть, но мне почему-то интуитивно хотелось послушать именно этот концерт из Дрездена. Наверное, потому что по мере работы над тем или иным произведением у исполнителя появляются чистота, свобода исполнения, богатство и разнообразие интонаций, более глубокое проникновение в музыку и способность лучше эту глубину передать.carbrands

   

Мои смутные ожидания оправдались с лихвой. Скажу честно, я была очарована музыкой Перголези даже в альбомной записи из Баден-Бадена (слышала, что этим произведением в своё время восторгался Моцарт). Я, можно сказать, влюбилась в музыку барокко с её лёгкостью, откровенностью и пронзительностью. Хотя мне показалось, что в баден-баденском концерте не хватило какой-то сдержанности и строгости (по крайней мере, для духовного произведения). И точно чувствовалась некоторая скованность в исполнении, ещё отсутствовали те нюансы и интонации, которые появились позже. Может быть, свою роль сыграло и то, что концерт давали в концертном зале, что не совсем подходит для Stabat Mater. Может быть, дело в том, что в программу были включены ещё две кантаты (Nel chiuso centro для сопрано с оркестром и Questo e il piano для контральто с оркестром) и одно инструментальное произведение. И всё-таки это был великолепный концерт, который, как мне показалось, и за рубежом заново открыл музыку барокко (предполагаю, что обязательно найдутся знатоки, которые скажут, что то, что исполняют Нетребко и Пиццолато, не совсем барокко или совсем не барокко: первое или второе в зависимости от личного отношения к участникам).

Анна Нетребко и Марианна Пиццолато попытались спеть музыку барокко так, чтобы она была понятна, близка сегодняшнему слушателю: они настолько эмоционально наполнили её, оставаясь, тем не менее, в пределах достаточно строгих канонов, что на финальном Amen наступает неподдельное ощущение страдания. Звучащая латынь только усиливает это впечатление. Stabat Mater как нельзя лучше подходит для слушания на Страстной недели. Уже послушала концерт раз десять.

На концерте в Дрездене, тем не менее, Перголези зазвучал по-другому: точнее (мне показалось, что оркестр под управлением де Бийи играл чётче и увереннее), легче и одновременно с этим полнее, глубже, пронзительнее. Голоса Нетребко и Пиццолато, и без того как будто созданные для того, чтобы звучать вместе (что критики отмечали неоднократно), здесь звучали как единое неразделимое целое. Это большая редкость и это такой подарок для ушей (к слову сказать, в концертах Stabat Mater, которые планировались в апреле и мае в Мюнхене, Париже, Женеве и Тулузе и были в результате отменены из-за болезни Анны, в качестве меццо-сопрано была анонсирована Кейт Линдси [Kate Lindsey]; не представляю, как бы она звучала в Перголези, поскольку и вообще-то звучит очень непримечательно).

Ещё меня поразило, что, даже если манера исполнителей в Stabat Mater и отличается от классического музыкального барокко, то всё равно к нему она гораздо ближе, чем к тому, что мы привыкли слышать сегодня в в оперном искусстве. Я не ожидала, что можно настолько отбросить классический оперный “багаж” и перестроить и голос, и манеру исполнения. (Впрочем, для Нетребко это было сложнее, чем для её партнёрши, которая регулярно поёт Россини и музыку барокко). Думаю, подобные эксперименты подвластны далеко не всем даже очень выдающимся исполнителям, поскольку нужно просто отбросить и забыть всё, что знаешь, и научиться петь “по-другому” (в консерватории петь и эту музыку, безусловно, тоже учат, но мало, и поэтому в результате всё равно почти никто не умеет). Тем ценнее этот опыт… Тем паче, что до нашей классической музыкальной сцены он, наверное, доберётся не скоро.

Марианна Пиццолато стала для меня неожиданным открытием: красивое, глубокое меццо-сопрано (временами даже в регистре контральто, отчего иногда её голос и относят к последним), очень уверенное “внизу” и не столь часто встречающееся осознанное исполнение музыки: она понимает, что поёт, понимает, что хочет донести исполняемой музыкой, и с удивительным мастерством и изяществом это доносит. Наверное, Stabat Mater и невозможно петь по-другому: либо так – либо вообще не нужно браться.

Наверное, специалисты найдут помарки у Нетребко “наверху”, но в целом это совершенно другой, чем мы привыкли слышать, голос: лёгкий, чистый, очень свободный в верхнем регистре (которого у Перголези предостаточно), без напористой экспрессии, строгий и по-настоящему скорбящий. Я была приятно поражена.

И еще не могу не сказать о том, насколько меня поразило владение “звукоизвлечением”, понимание того, как должна звучать каждая нота и как сделать так, чтобы она зазвучала, как задумано. Это в равной степени относится и к Анне Нетребко, и к Марианне Пиццолато: именно в музыке барокко это очень важно, и каждый звук брался точно, чётко, без огрехов и “подъездов”: везде нужная громкость, все легато, стаккато и вибрато выверены и превосходно исполнены. При всей одиозности фигуры Анны Нетребко, не думаю, что найдётся много желающих бросить камень в её огород по поводу Перголези. (По крайней мере, очень хочется на это надеяться). Это явно новая страница в творчестве и новое достижение.

В этом замечательном ансамбле оркестр, дирижёр и капелла сыграли свою значимую роль, превратив Stabat Mater Перголези в маленький шедевр.

Comments

Rangifer Tarandus
Nov. 7th, 2012 05:36 pm (UTC)
Re: Звукоизвлечение
В том-то и дело, что ничего особенного делаться не будет. Я ярый ненавистник компьютерных игр, и в сети сижу очень мало. Я возбудился со всей этой покупкой только из-за невозможности смотреть и качать видео из интернета. Но это - из-за 3G модема. Если подключиться к нормальному интернету, может все заработает. Но вряд-ли: когда я его покупал, то покупал чисто для работы (мапвьюэр, эксель, ворд - вот все, что мне нужно). Наверное, для нормального просмотра кино из интернета все таки нужно что-то посложнее. Например, звуковая карта у меня какая-то простейшая. Давайте так: я уточню ТТД важных узлов, а вы подскажете мне - тянут они или нет. Стационар я покупать не хочу, с моим кочевым образом жизни лучше чтонить полегче.
hvostova
Nov. 7th, 2012 05:45 pm (UTC)
Re: Звукоизвлечение
Да, уточните другие параметры Вашего сегодняшнего ноута: потому что 250 Гб жёсткого диска и 2 Гб оперативной памяти - это должен быть не очень старый ноутбук. А что касается интернета - то да, здесь просто нужен выделенный доступ.

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars