?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ТюльпанЯ очень не люблю этот термин – аутентичность, – но он достаточно ёмко отражает суть формальной, буквальной точности, не подразумевающей автоматически художественной точности и полноты. Для меня совершенно очевидно, что аутентичность ни в коем случае не может быть самоценным и самостоятельным критерием оценки произведения искусства, будь то литература, живопись или кино. Но тем не менее она может сыграть значимую роль для решения других задач, стоящих перед художником.

В “Тюльпане” Сергея Дворцевого эти задачи были поставлены, и мне было очень удивительно, что какую-то достаточно простую и очевидную истину в ходе обсуждения никто не подметил и не озвучил. И только в самом конце программы один из актёров вскользь сказал, что своим фильмом они хотели показать, кто такие казахи и откуда они. Фраза промелькнула неуслышанной, но, мне кажется, именно в ней – ключ к понимаю, о чём “Тюльпан”.

Как рассказал режиссёр и отметили многие присутствовавшие, фильм очень аутентично показывает быт казахских кочевников, при этом не отличается сильной, чётко прописанной и законченной сюжетной линией, но при этом смотреть его не скучно, не хочется бросить через десять минут. До самой последней минуты фильм привлекает внимание, и оторваться невозможно. В чём же дело?

Притом что многие ответили незавершённость, оборванность сюжетной линии главного героя , мне она как раз представляется вполне целостной и имеющей логичную точку. Герой Асхада Кученчерекова после демобилизации (и здесь, я думаю, правы те, кто не обращает столь большого внимания на то, почему казах возвращается с Тихоокеанского флота, перипетии судьбы действительно могут быть различными, и Дворецкий дал вполне реальное объяснение) приезжает в родные казахские степи (кстати, отдельными деталями на протяжении фильма зрителю чётко дают понять, что главный герой не прожил всю жизнь до армии в степи, и степь для него – родное только по крови, но пока совершенно не знакомое и не близкое). Почему Аса приезжает туда? Конечно, дело не только в том, что там – единственный близкий и родной ему человек – его сестра. Я думаю, он просто чувствует тот самый “зов крови”, притяжение своих корней. В бескрайних казахских степях он ищет себя, пытается понять, кто он и откуда.Тюльпан_1

И именно это стремление остаться верным своему народу, своим корням, своим традициям, обрести себя в этом единстве с народом заставляют его в конце концов остаться в степи, несмотря ни на что. И поэтому не важно, осталась в степи Тюльпан, в которую он влюблён (влюблён ли?), или уехала. Для Асы первостепенна эта преданность своей истории, и она для него самое главное в жизни, важнее любви, важнее семьи. Это то, что, если отбросить наносной пафос, с которым мы привыкли воспринимать это чувство сегодня, называется любовью к Родине!

И именно для того чтобы вызвать эту искреннюю, немного наивную, но трогательную любовь не только у главного героя, но и у зрителя, столь тщательно показаны обычные детали ежедневного степного быта, кажется, достоверные до мелочей. Которые при этом тесно переплетаются с вечными темами рождения, любви и смерти: "простые вещи”.

Фильм в своей аутентичности (в данном случае – в самом высоком смысле этого слова, коль скоро помимо буквалистской правды есть и другая – художественная) – противопоставление обезличенной, потерявшей связь с прошлым, с историей, с традициями глобализированной жизни мегаполисов. Наверное, уже пора задаться вопросом: кто мы и откуда?

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
Rangifer Tarandus
Nov. 19th, 2012 12:48 pm (UTC)
Поток сознания
Архитонкая это вещь-любовь к Родине. Самодовольные поднимания флагов по утрам и слушания гимна, вытянувшись во фрунт американцев, которым посчастливилось родиться в преуспевающей во всех отношениях стране – не в счет. Бахвальство славным историческим и культурным прошлым, равно как и настоящим – тоже подозрительно. Это все отдает какой-то «количественностью» в любви. А вот просто – «к родному пепелищу и к отеческим гробам» - это откуда берется? Об этом мало и невнятно писали. Читаем у Паустовского – «с этого лета я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России…». Почему – только потому, что провел лето в Брянских лесах? А если бы провел лето на Кавказе? Гумилев пишет – «Родиной этносов является сочетание ландшафтов, где он впервые сложился в новую систему. И с этой точки зрения березовые рощи, ополья, тихие реки Волго-Окского междуречья были такими же элементами складывавшегося в XIII-XIV вв. великорусского этноса, как и угро-славянская и татаро-славянская метисация, принесенная из Византии архитектура храмов, былинный эпос и сказки оволшебных волках и лисицах. И куда бы не забрасывала судьба русского человека, он знал, что у него есть «свое место» - Родина. У Паустовского – вот та самая гумилевская «генетическая тяга» к определённой земле, которую он любит сам не зная почему? А Пушкин о чем – ну не о культурном же и историческом прошлом?
Гребенщиков как-то сказал, на вопрос о том, чего ему не хватало в Америке сказал – русской «щемящести». Ну вот – иди пойми…
Опять из Гумилева – «Но матери нас научили, что старая Англия – дом» (Р.Киплинг). Вот так – дом и все, несмотря ни на что. Вот этого сейчас напрочь нет. Был веселый пластилиновый мультик, где медведь рассказывал о всяких «количественных» достоинствах России, но это все как-то не то. Мне кажется – если не было в свое время – вот этой «активации генетической памяти» – по Киплингу – то – гордись, поднимай флаг, перечисляй великих соотечественников – это все как-то фальшиво будет.
Вероятно, отдельно взятому герою фильма удалось и посчастливилось почувствовать что-то подобное. Но в реальности – боюсь, способность русских людей к этому чувству исчезла. То есть – мы русские, но только формально, а на самом деле мы уже что-то другое, в нас исчезло какое-то «нутро».
hvostova
Nov. 19th, 2012 01:53 pm (UTC)
Re: Поток сознания
Думаю, да. И фильм - об этом чувстве. И мы - его потеряли.
Rangifer Tarandus
Nov. 19th, 2012 01:02 pm (UTC)
Дополнение
А что казах возвращается с тихоокеанского флота - так это нормальнейшая практика. С советских времен намеренно посылали служить азиатов - на север и в сибирь, а москвичей и питерских - в Азию. На случай войны, чтобы человек не был привязан только к своему месту рождения, климату и пр.
hvostova
Nov. 19th, 2012 01:53 pm (UTC)
Re: Дополнение
У меня-то это смущения не взывало, помнится. Такое бывало.
Rangifer Tarandus
Nov. 19th, 2012 02:03 pm (UTC)
Ну а посмотреть все эти прекраснейшие "закрытые показы" как-то можно? Или - показали - с концами? Я имею ввиду скачать, может быть.
hvostova
Nov. 19th, 2012 02:27 pm (UTC)
Сами выпуски (обсуждения) "Закрытых показов" можно посмотреть здесь: http://www.1tv.ru/sprojects/si=5730

А фильмы, которые показывали, нужно искать отдельно. Вот здесь большой архив фильмов: http://kinozal.tv/.
Rangifer Tarandus
Nov. 19th, 2012 02:51 pm (UTC)
Ай спасибо.
Rangifer Tarandus
Nov. 19th, 2012 02:07 pm (UTC)
....
Rangifer Tarandus
Nov. 19th, 2012 04:01 pm (UTC)
Ну - все. Скачал нашумевший "Духлесс", завтра буду окультуриваться!
hvostova
Nov. 19th, 2012 04:19 pm (UTC)
Я ещё не видела и как-то даже не возникало желания посмотреть, хотя очень положительно отношусь к Даниле Козловскому.
Rangifer Tarandus
Nov. 20th, 2012 01:41 am (UTC)
Да в общем-то, из анонсов, которые я видел, я сделал вывод, что тема мне эта неинтересна. История какого-то развлекающегося и разлагающегося менеджера. Но раз уж такая была реклама, почему бы не посмотреть. Мне, помимо всего прочего мало симпатичен сам Сергей Минаев, и я сейчас со злорадством замечаю, что из всего широкоэкранного всероссийского тарарама в общем-то вышел пшик. Никакой критики.
Rangifer Tarandus
Nov. 20th, 2012 04:29 am (UTC)
Фильм в сущности - пустопорожний в плане какой-то нагруженности смыслами. Такой, более жесткий вариант "Глянца". Но снят, срежиссирован, здорово. Смотрится легко - экшн. С чем себя и поздравляю :)
hvostova
Nov. 20th, 2012 07:00 am (UTC)
Я приблизительно так себе его и представляла. Если будет как-нибудь настроение, может, тоже посмотрю.
Rangifer Tarandus
Nov. 20th, 2012 07:49 am (UTC)
Да, посмотрите (и напишите рецензию :))
С удовольствием прочитаю
hvostova
Nov. 20th, 2012 07:52 am (UTC)
Спасибо за интерес к моим опусам, но я, как правило, пишу рецензии только если мне фильм понравился или если , в случае, когда он мне не понравился, в нём есть что-то важно, что заставляет над чем-то задуматься. Поэтому о большинстве просмотренных фильмов я не пишу:)
Rangifer Tarandus
Nov. 20th, 2012 08:05 am (UTC)
Да я уже это давно усвоил (Привычка у меня - брякнуть, а потом думать). Полагаю, Вам не захочется писать об этом фильме.
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars