?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

НикулинНеудивительно, что воспоминания опубликовали только в 2007 году. Странно, что их разрешили публиковать сейчас, к 70-летию Победы: слишком расходится то, что в них написано, с официальной концепцией, с пресловутой национальной идеей. Мне всегда было очевидно, что ни война, ни даже победа в ней национальной идеей быть не могут, но вот всё встало на свои места: не о национальной идее печётся власть, а о – государственной. Государство – единственная и абсолютная ценность. Пропади оно пропадом, такое государство.









“Официальные памятники и мемориалы созданы совсем не для памяти погибших,а для увековечивания наших лозунгов: “Мы самые лучшие!”, “Мы непобедимы!”, “Да здравствует коммунизм!”. Каменные, а чаще бетонные флаги, фанфары, стандартные матери-родины, застывшие в картинной скорби, в которую не веришь, – холодные, жестокие, бездушные, чуждые истинной скорби изваяния.

Скажем точнее. Существующие мемориалы не памятники погибшим, а овеществлённая в бетоне концепция непобедимости нашего строя. Наша победа в войне превращена в политический капитал, долженствующий укреплять и оправдывать существующее в стране положение вещей. Жертвы противоречат официальной трактовке победы. Война должна изображаться в мажорных тонах. Урра! Победа! А потери – это несущественно! Победителей не судят”.



Война – это грязно, страшно, стыдно. В ней нет ничего хорошего, так же, как и в лагере. Сплошное скотство и обесчеловечивание. Но почему-то упорно находятся многие, пытающиеся убедить нас в обратном, даже про “духовные скрепы” талдычат.

Это позор, позор – война, но ещё больший – то, что сделали с ней после её окончания,что сделали с памятью и знанием о ней. Всё вычистили, вытерли, отфильтровали, заретушировали, смягчили. Безымянными героями выстлана земля на адском “Невском пятачке”, а у генералов Федюнинского и Смоняка – вся грудь в медалях. Осточертели лубочные картинки, за которыми теряется, растворяется, забывается ужас ужасного. Всё перевёрнуто с ног на голову.

Вокруг фильма “Безымянная – одна женщина в Берлине” разгорелся нешуточный скандал: ложь, клевета, осквернение, кощунство! А вот – это же самое, только ещё страшнее, чернее, беспросветнее, – в воспоминаниях русского солдата, написанных в 1970-е. И им я верю неизмеримо больше, чем лозунгам ура-патриотов и заверениям ура-историков, хоть и не хотела бы, в отличие от автора, чтобы Солженицын монументально брался за тему войны.




“Мемуары, мемуары… Лучшие мемуары я слышал зимой 1944 года в госпитале под Варшавой. Из операционной принесли в палату раненого Витьку Васильева, известного дебошира, пьяницу, развратника, воевавшего около начальства и в основном занимавшегося грабежом или сомнительными махинациями с мирным населением. За свои художества Витька Васильев угодил, наконец, в штрафную роту, участвовал в настоящем бою, “искупил вину кровью”. Вот стенограмма его мемуаров: “Пригнали нас на передовую, высунул я башку из траншеи, тут меня и ё…уло”.



После книги – тяжело, тошно, скверно, уже неделю, но её надо читать. Может быть, это вообще единственное, что стоит читать о войне.

P.S. За то, что я наконец прочитала эти воспоминания, спасибо bloha_v_svitere, которая в очередной раз про них напомнила и постучала по башке: надо прочитать!

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
nikipavl
Feb. 9th, 2015 05:15 am (UTC)
"Что бы помнили":
Вот тоже мемуары о грязи на войне:
"Яркие впечатления от посещения спектаклей привели Иннокентия в школьную самодеятельность в драмкружок, которым руководил актер Красноярского театра Синицын. Вскоре он стал работать в театре статистом, но в январе 1943 года его забрали в военное училище, где за то, что в учебное время он собирал оставшуюся в поле картошку, его отправили на фронт на Курскую дугу. Позже Иннокентий Михайлович рассказывал: «Я ни разу не был ранен. Честное слово, самому странно - два года настоящей страшной фронтовой жизни: стоял под дулами немецких автоматов, дрался в окружении, бежал из плена... А вот ранен не был. Землей при бомбежке меня, правда, как-то засыпало - да так, что из торфа одни ботинки с обмотками торчали. Мне посчастливилось бежать, когда нас гнали в лагерь. Был и другой выход - желающим предлагали службу в РОА... Но меня он не устроил. Когда я бежал из плена и, пережидая день, спрятался под мост, вдруг вижу – прямо на меня идет немецкий офицер с парабеллумом, дежуривший на мосту, но перед тем, как глазами натолкнуться на меня, он неожиданно поскользнулся и упал, а когда встал, то, отряхнувшись, прошел мимо и потом опять стал смотреть по сторонам… Меня, восемнадцатилетнего, измученного мальчишку, вел инстинкт самосохранения. Я выведывал у крестьян, где побольше лесов и болот, где меньше шоссейных дорог, и шел туда. Фашистам там нечего было делать в отличие от партизан. Так добрел до поселка Дмитровка... Постучался в ближайшую дверь, и мне открыли. Я сделал шаг, попытался что-то сказать и впал в полузабытье. Меня подняли, отнесли на кровать, накормили, вымыли в бане. Меня мыли несколько девушек - и уж как они хохотали! А я живой скелет, с присохшим к позвоночнику животом, торчащими ребрами».

В поселке Дмитровка Иннокентий прожил около месяца. Позже он рассказывал: «Разве я могу забыть семью Шевчуков, которая укрывала меня после побега из плена? Баба Вася давно умерла, а ее дочь Ониська до сих пор живет в Шепетовке, и эти дорогие, душевные люди, буквально спасшие меня, бывают у нас, и мы всегда их радушно принимаем».

Актриса Римма Маркова рассказывала: «Он ведь чудом бежал из плена. Когда их конвоировали, у Кеши, простите за подробность, стало плохо с желудком. И когда он уже был не в силах терпеть, ему и еще одному пленному разрешили по нужде выйти из строя. Смоктуновский до конца жизни с благодарностью вспоминал этого солдата, который жестом показал ему оставаться под мостом, а сам взял и скатился на спине по снегу, смазав их следы. Так отсутствия Смоктуновского никто и не заметил. А он чуть ли не сутки просидел в сугробе».

После месяца пребывания у Шевчуков в феврале 1944 года Иннокентий Смоктуновский попал в партизанский отряд Каменец-Подольского соединения. В мае 1944 года произошло соединение партизанского отряда с регулярными частями Красной армии, и Иннокентий продолжил службу в регулярных войсках в звании старшего сержанта. Он был назначен командиром отделения автоматчиков 641-го гвардейского стрелкового полка 75-й гвардейской дивизии, и был награжден в 1945 году медалью «За отвагу». Закончил войну Иннокентий Михайлович в немецком городке Гревесмюлене. Еще раз медалью «За отвагу» он был награжден сорок девять лет спустя после войны, на мхатовском спектакле «Кабала святош» прямо в театре.

После демобилизации в октябре 1945 года Иннокентий вернулся в Красноярск, где узнал, что некоторые его товарищи, побывавшие в немецком плену, были арестованы и отправлены в сталинские лагеря. Иннокентий Смоктуновский рассказывал: «В Красноярске меня вызвали в военкомат — собралось человек девять. С нами говорили очень грубо. Оказывается, все мы были в плену. И сказали: «Посмотрите на свои паспорта». Мы посмотрели. Действительно, тридцать девять городов минус — мы не имеем права там жить. Красноярск входит в эти тридцать девять городов. Но: «Вы здесь жили до ухода на фронт. И живите. Но чтоб отсюда не уезжать. Каждые два месяца вы должны приходить и отмечаться».
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=186

Не доверяете этим словам? Добавьте в память и "дебошира", но не приписывайте ему некую "уникальную достоверность".
hvostova
Feb. 9th, 2015 05:42 am (UTC)
Re: "Что бы помнили":
Я и не приписываю: Вы поняли слишком буквально и решили блеснуть чересчур многословной эрудицией. Я верю и Смоктуновскому и Жженову: я не верю ура-патриотам, о чем и написала.
nikipavl
Feb. 9th, 2015 05:49 am (UTC)
двойные стандарты?
"Может быть, это вообще единственное, что стоит читать о войне".

Смешно.

Понимаете - что в Арктике, что в Антарктиде - холодно и неуютно.
Тоже самое с ура-патриотами и борцами с рэжимом. Одни молятся на красный цвет, другие (цитирую!) “Официальные памятники и мемориалы созданы совсем не для памяти погибших,а для увековечивания наших лозунгов: “Мы самые лучшие!”, “Мы непобедимы!”, “Да здравствует коммунизм!” - тупо перекрашивают красную армию в украинский фронт.
На полюсах восприятия жизни живут неадекватные неврастеники. О чем и пишу в вашем журнале, откликаясь на ваши рекомендации.
:-)))
hvostova
Feb. 9th, 2015 06:28 am (UTC)
Re: двойные стандарты?
Вы мыслите в координатах оси Х, где есть только плюс и минус бесконечность, а мир сферичен. Ненависть к советской власти не означает симпатий к украинскому режиму.
nikipavl
Feb. 9th, 2015 06:32 am (UTC)
Re: двойные стандарты?
Ну, да... Главное ещё и время начала дискуссии учитывать, как 4-е измерение. Спасибо, что напомнили. :-)))
Kapitan Arctika
Feb. 22nd, 2015 03:51 pm (UTC)
Re: двойные стандарты?
Прочитал (прослушал аудиокнигу). Спасибо за "наводку".Я не читал до сих пор никаких книг подобного рода (все раскачиваюсь прочитать "Проклятые и убитые", надеюсь, есть аудио), но из каких-то обрывков чьих-то высказываний (все того же Астафьева - "Жуков - мясник" и.т.д.) у меня уже заранее сложилось такая картина, хотя судя по Никулину, все оказалось гораздо хуже ( и это, по замечанию в эпилоге - оказывается, еще вариант "лайт"!).
Автор заметно напирает на фактор "человеческого материала" в военных неудачах и всех чудовищных жертвах, а также зверствах на территории Германии, и не вообще - а именно русского "материала" (хотя в русофобстве его менее всего можно заподозрить). Охотно верю всему написанному, ибо сама наша жизнь (особенно армия, даже и невоюющая)в неизмеримо мизерно малом масштабе, но - тоже действующая модель бытия нашего национального характера. Ничего не изменилось, и случись, не дай Бог опять такая война, все повторится (автор об этом тоже говорит).
Соглашусь и с рассуждениями в конце книги о наплевательстве на увековечение памати о войне ( в правильном смысле - а не в смысле помпезных статуй и железобетонных знамен).
Я не понимаю, почему в день победы 9 мая проводится парад, явное главное содержание которого - бряцание оружием. Волокут по Красной площади стратегические ядерные ракеты. Причем тут день победы?? А потом трындят в новостях, что, что сей год - ну непременно переселим всех ветеранов в новые квартиры! Можно ограничиться салютом, возложениями венков, воспитательными акциями, а параду место - 23 февраля, вот тут ему самое место. Неужели это не очевидно?? Нет, главное событие - именно парад.
И еще о "человеческом материале" . Если вы не собрались прочитать "Дневники" Ю.Нагибина, - последняя фраза книги - "какой испорченный, безнадежно испорченный народ!"(примерно 1985 г.). После этого этот мудрый человек прожил в здравом уме еще 10 лет или более и - ни одной записи в дневнике, хотя и написал за эти годы две большие повести. Видимо, так ему все осточертело. Думаю, живи он сейчас, он воскликнул бы эти слова с гораздо большей горечью.
Какое из всего этого "summary"? Да никакого. Мы вброшены в этот самый "русский мир", и случись что-то подобное, снова падем жертвой дурости, подлости, наплевательства на человеческую (в том числе свою) жизнь. Ни-чё тут не поделать.
hvostova
Feb. 22nd, 2015 04:27 pm (UTC)
Re: двойные стандарты?
Увы, я скорее склонна с Вами (и с Нагибиным) согласиться.
Kapitan Arctika
Feb. 22nd, 2015 04:59 pm (UTC)
Re: двойные стандарты?
Да, увы.

Второй абзац крайне невнятен: Я хотел сказать - "сильно уменьшенная - но копия такого вот "бытия" нашего национального характера, описанного автором." :)))
Kapitan Arctika
Mar. 6th, 2015 03:44 pm (UTC)
Re: двойные стандарты?
Ура! "Прокляты и убиты" есть в аудио на rutracker.
hvostova
Mar. 6th, 2015 03:52 pm (UTC)
Re: двойные стандарты?
А я читаю "Время секонд-хенд" Светланы Алексиевич.
Kapitan Arctika
Mar. 6th, 2015 04:02 pm (UTC)
Re: двойные стандарты?
Это тоже о войне?
hvostova
Mar. 6th, 2015 04:05 pm (UTC)
Re: двойные стандарты?
Нет, это о распаде СССР.
Kapitan Arctika
Mar. 6th, 2015 04:14 pm (UTC)
Re: двойные стандарты?
Я уже прочитал и скачал (она всего 1,5 мгб). Да, про гомо советикус. Очень интересно. Только вот не нравится мне это -"совок". Умнейшие и интеллигентнейшие герои фильмов Хуциева (реально существовавшие в природе) - тоже совок? Ладно, послушаем.
А вот Вам совок - 2015: по ОРТ сказали, что в сравнении с 2013 годом число оптимистов в России увеличилось до 48% (удвоилось). Нас ....., а мы - крепчаем! Эх, впасть бы в летаргию лет на 20...Сейчас попробую :)
hvostova
Mar. 6th, 2015 05:36 pm (UTC)
Re: двойные стандарты?
Не поняла, что уже скачали и прочитали? Алексиевич?
Kapitan Arctika
Mar. 7th, 2015 01:56 am (UTC)
Re: двойные стандарты?
Нет, прочитал - это анонс на трекере прочитал :)). Сейчас загоню в плеер и буду слушать.
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars