?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

“Анна Болейн” стала для меня настоящим открытием, даже потрясением. Не будучи знакомой с оперой раньше (как я выяснила, ставят её очень редко и мало, и у нас в Мариинском театре, по-моему, не ставили никогда), я была просто поражена одним, мне кажется, удивительным фактом: если в большинстве опер запоминающиеся партии написаны для двух-максимум трёх голосов (у которых в свою очередь есть две-три известных арии, пара дуэтов, реже – запоминающиеся трио и квартеты), то в “Анне Болейн” полноценные партии сразу для пяти голосов: сопрано (собственно Анна Болейн, Анна Нетребко), Джейн Сеймур (меццо-сопрано, Элина Гаранча – Elina Garanca), бас (Генрих VIII, бас-баритон Ильдебрандо д’Арканджело – Ildebrando d’Arcangelo), тенор (Лорд Перси, Франческо Мели – Francesco Meli), контральто (Сметон, Элизабет Кульман – Elizabeth Kulman). Плюс великолепные дуэты, три, квартеты, хоровые партии. Немногие оперы, мне кажется, могут похвастаться подобным разнообразным, а у Доницетти – и подавно. Необъяснимо, почему оперу ставят так редко – она, мне кажется, могла бы составить достойную конкуренцию “Кармен”. По крайней мере, в таком составе с Евелино Пидо (Evelino Pido) в качестве дирижёра – несомненно, даже несмотря на постановку.

Венская опера, в отличие от Зальцбурга, не славится экспериментами и её постановки в последнее время, мне кажется, несколько старомодны (что, безусловно, не отражается на музыкальной стороне). В “Анне Болейн” в добавление к этому ещё и минимализм декораций, статичность мизансцен (в особенности в хоровых сценах, что неоднократно замечали в появившихся на премьеру многочисленных рецензиях), и спасает положение только очевидная грандиозная работа на костюмами, которые создают и атмосферу эпохи, и настроение, и место действия. Впрочем, наверное, сознательная строгость в декорациях – намеренная попытка сконцентрировать внимание слушателей и зрителей (коль скоро 5 апреля “Анна Болейн” шла в прямом эфире на французском Arte и австрийском ORF2).

Оркестр во главе с маэстро Пидо мне очень понравился, хотя я читала о том, что некоторым игра оркестра показалась слишком прямолинейной, лишённой свойственных итальянскому бельканто игривости, разнообразия нюансов и интонаций. У меня такого впечатления не сложилось, и даже наоборот – полное ощущение точности, филигранности, подвижности игры и при этом поразительной лёгкости и эмоциональной наполненности. В общем, настоящая итальянская опера.

Об Анне Нетребко в партии Анны Болейн я сначала писать не хотела совсем: мнения о ней, как всегда, рознятся от самых восхищённых до самых развенчивающих, что неудивительно при однозначной одиозности её фигуры в современной мировой опере. Но потом, пролистав несколько рецензий, я всё-таки почувствовала острую необходимость отметить несколько важных деталей даже не столько об Анне Нетребко в партии Анны Болейн, сколько о вообще подходах к оценке Анны Нетребко в любой вокальной партии.

Одна из распространённых претензий, с которых нередко начинаются рецензии, – несравнимость Нетребко и Марии Каллас. О чём речь?.. В любом искусстве есть некие принятые и признанные абсолюты, сравнение с которыми заведомо обречено на провал (бессмысленно сравнивать русских поэтов с Пушкиным, драматургов – с Шекспиром, балерин – с Улановой). Думаю, Мария Каллас – явление такого порядка, и поэтому сравнивать кого-то ней совершенно бессмысленно. Со всеми остальными сопрано, кого часто отмечают как выдающихся в партии Анны Болейн (Мариелла Девия – Mariella Devia, Джоан Сазерленд – Joan Sutherland, Елена Мозуч – Elena Mosuc и др.), всё не так однозначно, и вопрос, кто из их лучше, остаётся открытым (ответ на него каждый даёт себе сам): каждая из них в партии Болейн имеет сильные и слабые стороны.

У Нетребко они тоже, безусловно, есть. Присущие ей не только в этой партии, но и во всех других (при этом, как ни относись, нельзя не замечать и не ценить колоссального прогресса в последние годы). Во-первых, нижний регистр у неё лучше очень многих именитых сопрано, у большинства из которых он либо слаб, либо некрасив. Свободное владение всем диапазоном обеспечивает поразительную объёмность голоса, который всегда заполняет собой всё пространство зала. Во-вторых, интонационная игра голоса поразительна: каждый звук эмоционально наполнен, и это наполнение чрезвычайно разнообразно, при этом стремительно меняется от звука к звуку, а переходы от forte к piano и от forte к piano по-настоящему захватывают дух (к слову сказать, этим искусством использования громкости голоса владеет очень ограниченное число даже мировых оперных звёзд, в то время как для остальных оно остаётся практически недоступным). При этом сильное стабильное дыхание обеспечивает колоссальную наполненность и слышимость даже того, что спето очень тихо. В-третьих, у неё есть поразительная способность слушать и слышать партнёров, отчего при её участии получаются великолепные дуэты, трио и квартеты (не умаляя мастерства других участников).

О бельканто Нетребко написано много. Кто-то говорит, что это совсем не бельканто, кто-то более мягко – что не совсем бельканто. Без сомнения, её сопрано – лирическое, но опять же, как кто-то в рецензии справедливо заметил, её прогресс в исполнении бельканто трудно не заметить: конечно, точности и резвости ещё не хватает, но это вполне компенсируется другими моментами, не оставляя впечатления недостаточно хорошо спетой партии. В любом случае, я разделяю ту точку зрению, что Нетребко в партии Болейн со временем будет развиваться, и осенью в Метрополитан Опера мы услышим совершенно другую Анну. По крайней мере, прошлый опыт это подсказывает, поскольку любую партию, которую Анна бралась петь, она со временем пела лучше и лучше.

К тому же есть и другое, верно подмеченное одним из рецензентов (http://likelyimpossibilities.blogspot.com/2011/04/anna-netrebko-sings-anna-bolena-keeps.html): бельканто в чистом виде – несколько абстрактное искусство, требующее чисто технического совершенства, холодного эмоционально и поэтому относительно неживого. Привнесение эмоциональной наполненности и индивидуальности в партии бельканто неизменно уводит от его чистоты, но при этом абстрактности и холодной отчуждённости (приблизительно за это нередко попрекали и Вильясона, не отнимая у него потрясающего вокального дара). Если рассматривать Нетребко в партии Анны Болейн с этой стороны, то её отхождение от канонов бельканто скорее выигрышно, потому что её Анна – живое страдающее существо, вызывающее сострадание и остро задевающее.

В этом смысле чрезвычайно уместно её сравнение с Джейн Сеймур, блистательно исполненной Элиной Гаранчей. Здесь как раз в полной мере присутствует то техническое совершенство бельканто, которого не хватает Нетребко. Партия Сеймур спета блистательно, и хотя многие традиционно упрекают Гаранчу в холодности и отчуждённости, думаю, это как раз не тот случай. Во-первых, потому что интонационного разнообразия здесь у неё больше, чем обычно в белькантовых партиях (конечно, не буду сравнивать с её Кармен, где всё совсем по-другому). Во-вторых, потому что сама по себе Сеймур как героиня, мне кажется, должна быть именно такой. А другая по сравнению с Нетребко манера исполнения привносит замечательное разнообразие в не менее замечательную оперу Доницетти. В дуэтах два женских голоса звучат бесподобно, что встречается гораздо реже, чем просто хорошо спетая партия Анны Болейн или Джоанны Сеймур.

Об Ильдебрандо д’Арканджело пишут немного, некоторые обвиняют его в неточностях в нижнем регистре, но в целом его он превосходен, и спетое трудное для бас-баритона бельканто заслуживает самых высоких похвал. В особенности в сочетании с его своего рода уникальной, в том числе голосовой харизмой. В дуэтах с Гаранчей он звучит великолепно, и они тоже становятся украшением постановки.

Франческо Мели мне показался тенором, имеющим потенциал, который ещё не раскрылся: его способность к вокальному богатству интонаций начала пробиваться во втором (третьем) акте, но первые фрагменты партии спеты слишком однообразно и невыразительно. В погоне за взятием верхнего регистра куда-то пропадает всё остальное, хотя тембр очень хорош. Здесь просто очевидна необходимость большой работы по превращению голоса в инструмент исполнения, и возможности для этого у Франческо, мне кажется, есть.

Восторгов по поводу Элизабет Кульман я не разделяю, хотя – врать не буду – понятия не имею, как поют эту партию и подобные ей другие исполнители. Может быть, исполнение Кульман действительно выдающееся для этого голоса.

Ещё одна хорошая рецензия, с которой я во многом согласна: http://www.operanews.com/operanews/templates/content.aspx?id=19513



Дуэт Элины Гаранчи и Анны Нетребко бесподобен.




 

Coppia Iniqua. Есть над чем работать, но в целом достойно похвалы.




 

Дуэт Элины Гаранчи и Ильдебрандо д’Арканджело очень украсил постановку.




 

Guidici, ad Anna! Эмоциональная напряжённость и достойное исполнение всех партий – едва ли не апогей многоголосья!

 




 

Piangete voi... Al dolce quidami! А это просто голос, у которого есть душа. Или душа, ставшая голосом.

 




*     *     *



А теперь немного о том, как с Венской оперой и новой постановкой “Анны Болейн” связаны прокси-серверы. О прямой трансляции оперы по французскому Arte и австрийскому ORF2 5 апреля я знала давно. Прошлой весной мне удалось в сети на ORF2 послушать и посмотреть в прямом эфире “Кармен” из Венской оперы (Анна Нетребко пела там Микаэлу, и эта была единственная более или менее примечательная партия). Но на этот раз всё оказалось хуже: трансляция была ограничена территорией Австрии (соответственно на Arte – территорией Франции). В общем, прямой эфир обломался…

Через сутки я полезла в сеть в надежде, что кто-нибудь выложил TVRIP: мои ожидания достаточно быстро оправдались, и кто-то из больших поклонников оперы выложил TVRIP с французской трансляции, да ещё в HD-качестве. Настроившись на лирический лад, я начала слушать. Каково же было моё разочарование, когда в скачанном файле оказался только первый акт (на самом деле, два акта, коль скоро их всё-таки в опере три, а не два, как пишут во всех анонсах, подразумевая под сменой актов исключительно антракт). Дальнейшие поиски в сети ни к чему не привели: второго акта нет как нет.

Ещё через день и на сайте Arte и на сайте ORF2 появилась возможность посмотреть прямую трансляцию в записи (такая возможность сохраняется в течение недели после трансляции), но опять же только для жителей Австрии и Франции. Тут и всплыли прокси-серверы. Купив прокси-сервер во Франции, я попыталась посмотреть трансляцию в записи на Arte: не тут-то было. То, что мой компьютер находится во Франции, сайт Arte определил, но замучил меня неустановленными плагинами и настройками безопасности: в общем, трансляция так и не загрузилась.

Поиски прокси-сервера в Австрии успехом не увенчались: пара-тройка публичных прокси-серверов, якобы расположенных в Австрии, не работала, и расположение моего внешнего IP упорно указывало на то, что я нахожусь на территории Российской Федерации и, соответственно, смотреть трансляцию на ORF2 никак не могу. Платных прокси-серверов в Австрии мне вообще найти не удалось. В общем, притом что трансляции в записи выложены на двух сайтах, “видит око, да зуб неймёт”.

На следующий день я попробовала поискать в сети ещё: не выложил ли кто ещё записи. Victoria! На трекере я нашла то, что мне нужно: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3515166.

Но чёрт возьми! Там нужна регистрация: при попытке зарегистрироваться мне ответили, что регистрация на сайте временно закрыта. И тут – была не была! – я попробовала ввести логин и пароль, которыми я обычно пользуюсь для регистрации на разных интернет-ресурсов, в надежде, что, может быть, я уже когда-то давно регистрировалась на rutracker. Каково же было моё удивление, когда логин и пароль подошли! А ещё больше – когда началось скачивание торрента во вполне приемлемом темпе! А ещё больше, когда при запуске скачанных файлов выяснилось, что там полная трансляция в HD! Эврика! Огромная благодарность организовавшему раздачу!

Вот такая вот тяга к прекрасному!

Comments

hvostova
Apr. 15th, 2011 06:45 pm (UTC)
Балет
По правде сказать, что вообще у нас сейчас в балете происходит, я не очень представляю. Кого сейчас смотрят, кого хвалят, не знаю, - как-то выпала из контекста. И иногда хочется сходить, но понятия не имею, на что и на кого. Может быть, Вы поделитесь своими впечатлениями?
ivlae
Apr. 15th, 2011 07:56 pm (UTC)
Re: Балет
У меня в ЖЖ есть масса рецензий. Если есть время - почитайте рецензии за последний год-два.
Лопаткина - скорее, уже уходящая натура, по крайней мере в классических спектаклях. Но она сама по себе - явление, и мне смотреть на неё интересно.
Вишнёва хороша всё-таки в основном в современных балетах, но её Жизель дивно хороша.
Самая техничная балерина в театре- Терёшкина, самая яркая - Кондаурова (красавица наша). Алина Сомова - худенькая, с длинными ручками-ножками. Кто-то ею восхищается, кого-то она раздражает.

Моя любимица Даша Павленко, увы, после травмы ахилла (а до этого - декретного отпуска) уже вряд ли выйдет на приличный уровень, но посмотрим - а вдруг?

Женечка Образцова - само очарование, но её амплуа в дореволюционном театре назвали бы "инженю".

Из мужского состава назвать практически нЕкого. Сарафанов ушёл в Михайловский, а его жена и мать его ребёнка Новикова осталась в Мариинке (кстати, довольно интересная танцовщица). За "принцевую часть" отвечает Данила Корсунцев, да ещё Шкляров Володя активно вводится на главные партии...

Из новых балетов могу посоветовать (с большой опаской) посмотреть возобновлённого "Спартака", да и "Парк" - весьма любопытный спектакль. Ну, и классика - она и есть классика-:)
hvostova
Apr. 15th, 2011 08:14 pm (UTC)
Re: Балет
Ой, спасибо огромное! Рецензии почитаю обязательно. На "Парк" думала сходить, так что с Вашей лёгкой подачи, может, и соберусь. Поняла, что Кондаурову нужно посмотреть обязательно. Думала сходить на "Анну Каренину" недавно, но меня оттолкнули рецензии на спектакли с участием Вишнёвой (до сих пор не знаю, через "е" или через "ё" пишется её фамилия). Оказывается, спектакль кардинально меняется из-за состава исполнителей: тоже хороший повод сходить в следующий раз. А вообще у Вас замечательная стилистика рецензий: начиная с первой фразы, хочется прочитать. И дальше содержание тоже не разочаровывает: почему-то вызывает доверие:)
ivlae
Apr. 16th, 2011 06:28 am (UTC)
Re: вызывает доверие:)
Спасибо на добром слове!

Каждое высказывание в интернете - это "плевок в вечность", как говаривала Фаина Раневская (имея в виду роли в кино). Даже если что-то исправляешь задним числом, то всё равно кто-то успевает найти либо неточность, либо что-то обидное для себя и своего кумира.

В совсем недавнем посте про Дэвида Холберга я написала о высказывании танцовщика в адрес жюри премии "Бенуа де ля данс" - и получила массу вопросов-уточнений-удивлений-:) Человеку вообще свойственно "перерабатывать" то, что он услышал, и пересказ уже никогда не будет точным на 100%.

Многие мои жж-френды просто вешают замок на свой журнал. А мне всё-таки хочется, чтобы об опере и балете смогли прочитать даже случайные люди. Вдруг заинтересуются?-:))
hvostova
Apr. 16th, 2011 09:22 am (UTC)
Re: вызывает доверие:)
Я тоже абсолютно такого же мнения: не хочу "фильтровать" читателей и сознательно дистиллировать поток мнений, ведь интернет - отражение окружающей нас реальности, и здесь тоже приходится отвечать порой на очень резкие, обидные, прямо скажем, хамские выпады. Но человек, мне кажется, не может и не должен прятать голову в песок, а должен стремиться выходить победителем даже из подобных баталий, не роняя своего лица.
В этом смысле, при совершенно неоднозначном отношении к личности Никиты Михалкова, нельзя не уважать его за информационную открытость и готовность лицом к лицу отстаивать собственное мнение.

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars