?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

“Анна Болейн” стала для меня настоящим открытием, даже потрясением. Не будучи знакомой с оперой раньше (как я выяснила, ставят её очень редко и мало, и у нас в Мариинском театре, по-моему, не ставили никогда), я была просто поражена одним, мне кажется, удивительным фактом: если в большинстве опер запоминающиеся партии написаны для двух-максимум трёх голосов (у которых в свою очередь есть две-три известных арии, пара дуэтов, реже – запоминающиеся трио и квартеты), то в “Анне Болейн” полноценные партии сразу для пяти голосов: сопрано (собственно Анна Болейн, Анна Нетребко), Джейн Сеймур (меццо-сопрано, Элина Гаранча – Elina Garanca), бас (Генрих VIII, бас-баритон Ильдебрандо д’Арканджело – Ildebrando d’Arcangelo), тенор (Лорд Перси, Франческо Мели – Francesco Meli), контральто (Сметон, Элизабет Кульман – Elizabeth Kulman). Плюс великолепные дуэты, три, квартеты, хоровые партии. Немногие оперы, мне кажется, могут похвастаться подобным разнообразным, а у Доницетти – и подавно. Необъяснимо, почему оперу ставят так редко – она, мне кажется, могла бы составить достойную конкуренцию “Кармен”. По крайней мере, в таком составе с Евелино Пидо (Evelino Pido) в качестве дирижёра – несомненно, даже несмотря на постановку.

Венская опера, в отличие от Зальцбурга, не славится экспериментами и её постановки в последнее время, мне кажется, несколько старомодны (что, безусловно, не отражается на музыкальной стороне). В “Анне Болейн” в добавление к этому ещё и минимализм декораций, статичность мизансцен (в особенности в хоровых сценах, что неоднократно замечали в появившихся на премьеру многочисленных рецензиях), и спасает положение только очевидная грандиозная работа на костюмами, которые создают и атмосферу эпохи, и настроение, и место действия. Впрочем, наверное, сознательная строгость в декорациях – намеренная попытка сконцентрировать внимание слушателей и зрителей (коль скоро 5 апреля “Анна Болейн” шла в прямом эфире на французском Arte и австрийском ORF2).

Оркестр во главе с маэстро Пидо мне очень понравился, хотя я читала о том, что некоторым игра оркестра показалась слишком прямолинейной, лишённой свойственных итальянскому бельканто игривости, разнообразия нюансов и интонаций. У меня такого впечатления не сложилось, и даже наоборот – полное ощущение точности, филигранности, подвижности игры и при этом поразительной лёгкости и эмоциональной наполненности. В общем, настоящая итальянская опера.

Об Анне Нетребко в партии Анны Болейн я сначала писать не хотела совсем: мнения о ней, как всегда, рознятся от самых восхищённых до самых развенчивающих, что неудивительно при однозначной одиозности её фигуры в современной мировой опере. Но потом, пролистав несколько рецензий, я всё-таки почувствовала острую необходимость отметить несколько важных деталей даже не столько об Анне Нетребко в партии Анны Болейн, сколько о вообще подходах к оценке Анны Нетребко в любой вокальной партии.

Одна из распространённых претензий, с которых нередко начинаются рецензии, – несравнимость Нетребко и Марии Каллас. О чём речь?.. В любом искусстве есть некие принятые и признанные абсолюты, сравнение с которыми заведомо обречено на провал (бессмысленно сравнивать русских поэтов с Пушкиным, драматургов – с Шекспиром, балерин – с Улановой). Думаю, Мария Каллас – явление такого порядка, и поэтому сравнивать кого-то ней совершенно бессмысленно. Со всеми остальными сопрано, кого часто отмечают как выдающихся в партии Анны Болейн (Мариелла Девия – Mariella Devia, Джоан Сазерленд – Joan Sutherland, Елена Мозуч – Elena Mosuc и др.), всё не так однозначно, и вопрос, кто из их лучше, остаётся открытым (ответ на него каждый даёт себе сам): каждая из них в партии Болейн имеет сильные и слабые стороны.

У Нетребко они тоже, безусловно, есть. Присущие ей не только в этой партии, но и во всех других (при этом, как ни относись, нельзя не замечать и не ценить колоссального прогресса в последние годы). Во-первых, нижний регистр у неё лучше очень многих именитых сопрано, у большинства из которых он либо слаб, либо некрасив. Свободное владение всем диапазоном обеспечивает поразительную объёмность голоса, который всегда заполняет собой всё пространство зала. Во-вторых, интонационная игра голоса поразительна: каждый звук эмоционально наполнен, и это наполнение чрезвычайно разнообразно, при этом стремительно меняется от звука к звуку, а переходы от forte к piano и от forte к piano по-настоящему захватывают дух (к слову сказать, этим искусством использования громкости голоса владеет очень ограниченное число даже мировых оперных звёзд, в то время как для остальных оно остаётся практически недоступным). При этом сильное стабильное дыхание обеспечивает колоссальную наполненность и слышимость даже того, что спето очень тихо. В-третьих, у неё есть поразительная способность слушать и слышать партнёров, отчего при её участии получаются великолепные дуэты, трио и квартеты (не умаляя мастерства других участников).

О бельканто Нетребко написано много. Кто-то говорит, что это совсем не бельканто, кто-то более мягко – что не совсем бельканто. Без сомнения, её сопрано – лирическое, но опять же, как кто-то в рецензии справедливо заметил, её прогресс в исполнении бельканто трудно не заметить: конечно, точности и резвости ещё не хватает, но это вполне компенсируется другими моментами, не оставляя впечатления недостаточно хорошо спетой партии. В любом случае, я разделяю ту точку зрению, что Нетребко в партии Болейн со временем будет развиваться, и осенью в Метрополитан Опера мы услышим совершенно другую Анну. По крайней мере, прошлый опыт это подсказывает, поскольку любую партию, которую Анна бралась петь, она со временем пела лучше и лучше.

К тому же есть и другое, верно подмеченное одним из рецензентов (http://likelyimpossibilities.blogspot.com/2011/04/anna-netrebko-sings-anna-bolena-keeps.html): бельканто в чистом виде – несколько абстрактное искусство, требующее чисто технического совершенства, холодного эмоционально и поэтому относительно неживого. Привнесение эмоциональной наполненности и индивидуальности в партии бельканто неизменно уводит от его чистоты, но при этом абстрактности и холодной отчуждённости (приблизительно за это нередко попрекали и Вильясона, не отнимая у него потрясающего вокального дара). Если рассматривать Нетребко в партии Анны Болейн с этой стороны, то её отхождение от канонов бельканто скорее выигрышно, потому что её Анна – живое страдающее существо, вызывающее сострадание и остро задевающее.

В этом смысле чрезвычайно уместно её сравнение с Джейн Сеймур, блистательно исполненной Элиной Гаранчей. Здесь как раз в полной мере присутствует то техническое совершенство бельканто, которого не хватает Нетребко. Партия Сеймур спета блистательно, и хотя многие традиционно упрекают Гаранчу в холодности и отчуждённости, думаю, это как раз не тот случай. Во-первых, потому что интонационного разнообразия здесь у неё больше, чем обычно в белькантовых партиях (конечно, не буду сравнивать с её Кармен, где всё совсем по-другому). Во-вторых, потому что сама по себе Сеймур как героиня, мне кажется, должна быть именно такой. А другая по сравнению с Нетребко манера исполнения привносит замечательное разнообразие в не менее замечательную оперу Доницетти. В дуэтах два женских голоса звучат бесподобно, что встречается гораздо реже, чем просто хорошо спетая партия Анны Болейн или Джоанны Сеймур.

Об Ильдебрандо д’Арканджело пишут немного, некоторые обвиняют его в неточностях в нижнем регистре, но в целом его он превосходен, и спетое трудное для бас-баритона бельканто заслуживает самых высоких похвал. В особенности в сочетании с его своего рода уникальной, в том числе голосовой харизмой. В дуэтах с Гаранчей он звучит великолепно, и они тоже становятся украшением постановки.

Франческо Мели мне показался тенором, имеющим потенциал, который ещё не раскрылся: его способность к вокальному богатству интонаций начала пробиваться во втором (третьем) акте, но первые фрагменты партии спеты слишком однообразно и невыразительно. В погоне за взятием верхнего регистра куда-то пропадает всё остальное, хотя тембр очень хорош. Здесь просто очевидна необходимость большой работы по превращению голоса в инструмент исполнения, и возможности для этого у Франческо, мне кажется, есть.

Восторгов по поводу Элизабет Кульман я не разделяю, хотя – врать не буду – понятия не имею, как поют эту партию и подобные ей другие исполнители. Может быть, исполнение Кульман действительно выдающееся для этого голоса.

Ещё одна хорошая рецензия, с которой я во многом согласна: http://www.operanews.com/operanews/templates/content.aspx?id=19513



Дуэт Элины Гаранчи и Анны Нетребко бесподобен.




 

Coppia Iniqua. Есть над чем работать, но в целом достойно похвалы.




 

Дуэт Элины Гаранчи и Ильдебрандо д’Арканджело очень украсил постановку.




 

Guidici, ad Anna! Эмоциональная напряжённость и достойное исполнение всех партий – едва ли не апогей многоголосья!

 




 

Piangete voi... Al dolce quidami! А это просто голос, у которого есть душа. Или душа, ставшая голосом.

 




*     *     *



А теперь немного о том, как с Венской оперой и новой постановкой “Анны Болейн” связаны прокси-серверы. О прямой трансляции оперы по французскому Arte и австрийскому ORF2 5 апреля я знала давно. Прошлой весной мне удалось в сети на ORF2 послушать и посмотреть в прямом эфире “Кармен” из Венской оперы (Анна Нетребко пела там Микаэлу, и эта была единственная более или менее примечательная партия). Но на этот раз всё оказалось хуже: трансляция была ограничена территорией Австрии (соответственно на Arte – территорией Франции). В общем, прямой эфир обломался…

Через сутки я полезла в сеть в надежде, что кто-нибудь выложил TVRIP: мои ожидания достаточно быстро оправдались, и кто-то из больших поклонников оперы выложил TVRIP с французской трансляции, да ещё в HD-качестве. Настроившись на лирический лад, я начала слушать. Каково же было моё разочарование, когда в скачанном файле оказался только первый акт (на самом деле, два акта, коль скоро их всё-таки в опере три, а не два, как пишут во всех анонсах, подразумевая под сменой актов исключительно антракт). Дальнейшие поиски в сети ни к чему не привели: второго акта нет как нет.

Ещё через день и на сайте Arte и на сайте ORF2 появилась возможность посмотреть прямую трансляцию в записи (такая возможность сохраняется в течение недели после трансляции), но опять же только для жителей Австрии и Франции. Тут и всплыли прокси-серверы. Купив прокси-сервер во Франции, я попыталась посмотреть трансляцию в записи на Arte: не тут-то было. То, что мой компьютер находится во Франции, сайт Arte определил, но замучил меня неустановленными плагинами и настройками безопасности: в общем, трансляция так и не загрузилась.

Поиски прокси-сервера в Австрии успехом не увенчались: пара-тройка публичных прокси-серверов, якобы расположенных в Австрии, не работала, и расположение моего внешнего IP упорно указывало на то, что я нахожусь на территории Российской Федерации и, соответственно, смотреть трансляцию на ORF2 никак не могу. Платных прокси-серверов в Австрии мне вообще найти не удалось. В общем, притом что трансляции в записи выложены на двух сайтах, “видит око, да зуб неймёт”.

На следующий день я попробовала поискать в сети ещё: не выложил ли кто ещё записи. Victoria! На трекере я нашла то, что мне нужно: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3515166.

Но чёрт возьми! Там нужна регистрация: при попытке зарегистрироваться мне ответили, что регистрация на сайте временно закрыта. И тут – была не была! – я попробовала ввести логин и пароль, которыми я обычно пользуюсь для регистрации на разных интернет-ресурсов, в надежде, что, может быть, я уже когда-то давно регистрировалась на rutracker. Каково же было моё удивление, когда логин и пароль подошли! А ещё больше – когда началось скачивание торрента во вполне приемлемом темпе! А ещё больше, когда при запуске скачанных файлов выяснилось, что там полная трансляция в HD! Эврика! Огромная благодарность организовавшему раздачу!

Вот такая вот тяга к прекрасному!

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
ivlae
Apr. 14th, 2011 04:04 am (UTC)
Спасибо! Очень интересно написали.
Я тоже скачала эту запись с рутрекера. Прослушала пока только маленькие кусочки. Впечатления неоднозначные...
hvostova
Apr. 14th, 2011 05:10 am (UTC)
C исполнением я согласна, что мнений неоднозначных много, и каждому, как говорится, своё, и у меня только после второго-третьего раза какое-то более или менее определённое отношение начало формироваться. Но что меня действительно по-настоящему поразило, так это опера сама по себе: музыкальный материал просто превосходный. И для меня остаётся загадкой, почему её так редко ставят.
ivlae
Apr. 14th, 2011 06:40 am (UTC)
музыкальный материал просто превосходный
Самое обидное - то, что масса превосходного материала никому не нужна -:(( "Роберто Девере"- роскошная опера (про Елизавету Английскую); её изредка ставят, если есть главная героиня.

Политика советских театров мне понятна - многое можно объяснить идеологией ("Самсон и Далила" и "Набукко" не ставились из-за "еврейской темы", например). Но почему сейчас-то никто не хочет поставить, скажем, "Гугенотов" Мейербера, или того же "Роберто Девере", или "Анну Болейн"? Или "Пуритан" Беллини? Я могу дать простой ответ на этот вопрос: нет адекватных материалу исполнителей (увы!), да и просто - лениво -:(
hvostova
Apr. 14th, 2011 06:46 am (UTC)
Re: музыкальный материал просто превосходный
Вот: про "Роберто Девере" я даже не слышала - последствия ограниченности репертуара наших театров:). Вообще, задумавшись над репертуаром наших оперных театров, приходишь к удручающим выводам: он в большей степени идёт по стандарту (смешно сказать, Доницетти в репертуаре Мариинки появился не так давно!).
Адекватных исполнителей действительно трудно найти, но потенциал-то у наших певцов в принципе есть, и они вполне могут "вырасти" до этих партий. Мы злимся, что многие оперные величины большую часть спектаклей дают за границей: а что им делать, если здесь этих партий просто не ставят? Те, кто научился-таки петь, не может найти здесь адекватных постановок и партнёров (всё-таки это не дело, как у нас, когда в опере только исполнитель одной партии поёт прилично, а остальные - статисты, которые только распеваются ко второму акту).
ivlae
Apr. 14th, 2011 06:59 am (UTC)
Re: музыкальный материал
Доницетти в Ленинграде был когда-то представлен "Доном Паскуале" и "Лючией ди Ламмермур", Россини - "Севильским цирюльником". Да, ещё ставили "Колокольчик" и "Риту" Доницетти в один вечер, но только на выезде, т. е. не в здании Кировского (Мариинского) театра. В "Колокольчике" просто роскошен был Лейферкус! Лючию замечательно пели Ковалёва и Зименко.

Беллини не ставили в советское время (могу ошибиться). В 90-е годы "Сомнамбулу" всё-таки поставили, и среди Амин была молоденькая Нетребко. Лично я дважды попадала на Трифонову (в том числе и на премьере, когда давали концертное исполнение). То есть, я хочу сказать, что оперы ставились тогда, когда кто-то мог это всё спеть -:)

При всей моей симпатии к "Любовному напитку", мне больше хотелось бы услышать на нашей сцене не эту весёлую мелодраму Доницетти, а оперу на драматический сюжет. Я очень люблю "Лючию" (спасибо, что её регулярно возобновляют), но хотелось бы и что-то другое услышать -:(

Максим Миронов, едва засветившись в Москве, уже давно работает за границей. А что ему здесь петь?-:(
hvostova
Apr. 14th, 2011 07:05 am (UTC)
Re: музыкальный материал
Совершенно с Вами согласна: появление "Любовного напитка" в репертуаре меня тоже не очень порадовало. Тем более что, по правде говоря, для этой оперы только пения маловато - нужно изобразить нечто вроде "Труффальдино из Бергамо" на сцене, чтобы она слушалась и смотрелась на ура (в этой манере "Дон Паскуале" в Метрополитан с Нетребко, Квишенем и Дон Карло в этом сезоне был великолепен, разочаровал только Поленцани).

"Лючия" замечательна, но теноровую партию у нас сейчас в Мариинке из тех, кого я слышала, петь некому, и поэтому пропадает огромный слой тенора и дуэтов. Обидно...

У нас к тому же совершенно не охваченной остаётся французская опера ("Кармен", естественно, не в счёт)... Ни "Манон", ни "Вертера", ни "Искателей жемчуга"... Да что говорить...
ivlae
Apr. 14th, 2011 07:37 am (UTC)
Re: музыкальный материал
Да уж, в советское время хотя бы "Вертер" шёл.
Я не специалист, но слышала от знатоков мнение о французской опере как о самой сложной с стилистическом плане. "Кармен" - редчайшее исключение.
hvostova
Apr. 14th, 2011 07:49 am (UTC)
Re: музыкальный материал
Я тоже не специалист, но, может быть, они и правы: при кажущейся (именно кажущейся) относительной простоте и невычурности (по крайней мере, по сравнению с тем же бельканто) вокальных партий, петь французскую оперу действительно сложно.
И мне кажется, "Кармен" в этом смысле как раз не исключение. Я всё собираюсь написать пост об этой опере, но руки не доходят. Притом что эта опера по праву считается самой популярной, и с ней знакомы даже те, кто вообще никогда в опере не был и оперу не слушал, поют её без сучка-без задоринки очень немногие, прямо скажем, единицы.
Я в прошлом сезоне слушала "Кармен" в Метрополитан опера (у них на сайте) с Гаранчей, Роберто Аланья, Барбарой Фриттоли и Таху Родесом и потом много разных других исполнителей послушала, чтобы разобраться. И получилось, что партии Кармен и Эскамильо почти никто не поёт без очевидных огрехов (они очень сложны ритмически). А если нет огрехов, то многим не хватает экспрессии. А уж таких постановок, чтобы весь ансамбль (партии Дона Хосе и Микаэлы мне кажутся скучноватыми, но и им можно придать свой шарм) был на уровне, я вообще не нашла.
И здесь нужно отдать должное постановке в Метрополитан: мне кажется, она действительно в последние годы одна из лучших, если не лучшая. Хотя, конечно, Эскамильо в записи у них ужасный - должен был петь Квишень, но снялся со спектаклей. Замена получилась так себе...
И ещё я очень чётко осознала, что всё-таки Кармен - партия исключительно для меццо-сопрано, хотя многие сопрано за неё берутся и исполняют. Но в этом случае абсолютно теряется нижний регистр, очень значимый для героини Кармен, как и вообще для андалузской вокальной музыки...
Re: французские оперы - ivlae - Apr. 14th, 2011 08:05 am (UTC) - Expand
Re: французские оперы - hvostova - Apr. 14th, 2011 08:16 am (UTC) - Expand
Re: французские оперы - ivlae - Apr. 14th, 2011 08:49 am (UTC) - Expand
Re: французские оперы - hvostova - Apr. 14th, 2011 08:53 am (UTC) - Expand
Re: Вертер - ivlae - Apr. 14th, 2011 09:08 am (UTC) - Expand
Re: Вертер - hvostova - Apr. 14th, 2011 09:14 am (UTC) - Expand
Re: Корелли - ivlae - Apr. 14th, 2011 02:35 pm (UTC) - Expand
Re: Корелли - hvostova - Apr. 14th, 2011 04:52 pm (UTC) - Expand
Re: Корелли - hvostova - Apr. 15th, 2011 07:48 am (UTC) - Expand
Re: настоящее испытание - ivlae - Apr. 15th, 2011 09:10 am (UTC) - Expand
Re: настоящее испытание - hvostova - Apr. 15th, 2011 09:21 am (UTC) - Expand
Re: Мет - ivlae - Apr. 15th, 2011 11:48 am (UTC) - Expand
Re: Мет - hvostova - Apr. 15th, 2011 02:19 pm (UTC) - Expand
Re: Мет - ivlae - Apr. 15th, 2011 02:30 pm (UTC) - Expand
Балет - hvostova - Apr. 15th, 2011 02:45 pm (UTC) - Expand
Re: Балет - ivlae - Apr. 15th, 2011 03:56 pm (UTC) - Expand
Re: Балет - hvostova - Apr. 15th, 2011 04:14 pm (UTC) - Expand
Re: вызывает доверие:) - ivlae - Apr. 16th, 2011 02:28 am (UTC) - Expand
Re: вызывает доверие:) - hvostova - Apr. 16th, 2011 05:22 am (UTC) - Expand
Юрий Горяев
Sep. 17th, 2012 04:11 pm (UTC)
день варенья
Пьём за здравие!!!
hvostova
Sep. 18th, 2012 04:41 am (UTC)
Re: день варенья
а-а-а... точно...
Rangifer Tarandus
Oct. 19th, 2012 09:50 am (UTC)
мимоходом
Вчера на обложке "Итогов" за 15 октября увидел АН. Худющая и отлично выглядит. Думаю, ей рановато завязывать с Джульетами и Татьянами...
hvostova
Oct. 19th, 2012 11:07 am (UTC)
Re: мимоходом
Фотография на обложке может быть и не новой. С Татьянами она не завязывает: как раз наоборот, в апреле следующего года дебют в этой партии в Вене. (Да и Татьяна вполне могла быть не худющей барышней, учитывая, что она была дочерью провинциального помещика).

А что касается Джульетты и, возможно, некоторых других партий: дело же не во внешности, а в состоянии голоса.
Rangifer Tarandus
Oct. 19th, 2012 02:34 pm (UTC)
Не похоже - далее в очерке есть еще фото - открытие Сезона МЕТ 2012, там она такая же. У Нетребко есть уникальная особенность: полнеть почти исключительно выше пояса и внезапно худеть когда надо. Вспомните какой жертвой Освенцима она выглядит на постерах в приложении к "Сувенирам". Извините за такие бабские разговоры.
А о "завязывании" с партией Джульеты она сама говорила, ссылаясь на возраст.
hvostova
Oct. 19th, 2012 02:37 pm (UTC)
Возраст - да, но не возраст как цифра в паспорте, а возраст, влияющий на голос. Тем более что, положа руку на сердце, для Джульетты у неё всегда голос был немного тяжеловат и не очень гибкий.

(А фотосессия на "Сувениры" делалась ещё до беременности, когда у неё не было проблем с фигурой. За бабские разговоры прощаю:)
Rangifer Tarandus
Oct. 19th, 2012 02:48 pm (UTC)
Согласен, колоратурные завитушки - это не совсем ее.
( 39 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars