?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Несмотря на несколько раз менявшееся по организационным причинам решение, Шостакович нас всё-таки победил, и мы оказались в "Галерее", в которой на этот раз было не в пример спокойнее по сравнению с ажиотажем вокруг "Евгения Онегина".

С музыкой Шостаковича у меня специфические отношения: она неизменно производит на меня огромное впечатление на концертах, но я совершенно не слушаю и не могу слушать её дома. Трансляция, - конечно, не концерт, и опера - не симфония, но почему бы не попробовать?..

Nose

И почти сразу же после начала трансляции меня посетила мысль о том, что это - какой-то другой жанр, не совсем опера. Может быть, музыкальная драма, хотя, наверное, и это не совсем верно, учитывая, что музыкальной драмой называл свои оперы Вагнер. Это музыкально-звуковой спектакль какой-то, где порой - музыка, а порой - очень образные звуковые картины. Всё вместе – довольно стройно, гармонично, законченно.

Меня поразил аккуратностью и деликатностью духовой секции оркестр: здесь так легко сползти в какофонию и грохотанье. В исполнении - то же самое, совмещённое ещё (у нерусской части каста) с прямо поразительной точностью интонаций, хотя - чего уж там - петь Гоголя-Шостаковича, да и просто их прочитывать и проговаривать, намного труднее, чем выводить лирические пассажи Чайковского. Честно говоря, не представляю, как такого удалось добиться исполнителю партии Ковалёва Паулу Шоту, который, несмотря не небольшой акцент, не вызывал ни малейших сомнений в своей подлинности.

Парадокс, но меня неожиданно очаровал буквально несколькими своими фразами Сергей Скороходов (Иван, слуга Ковалёва), которого я даже не совсем сразу узнала. Доктор-Беззубенков – очень колоритный и запоминающийся, как и цирюльник Иван Яковлевич-Огновенко. И ещё исполнительница партии дочери Подточиной - китайская сопрано Ying Fang - удивила своим каким-то очень русским голосом. Обычно совсем по-другому поют певцы из Азии. Мой любимец Андрей Попов продолжает им оставаться: замечательный и редкий талант петь и играть комические партии в современной опере.

Постановка, учитывая предельно абсурдный гоголевский сюжет, перенесённая в неизвестно куда и в неизвестно когда, оказалась абсолютно "моей", усиливая абсурды, заложенные Гоголем и Шостаковичем. Чем больше абстракции и несуразности - тем лучше. Впечатлили сцены в редакции газеты, в церкви, отличная коморка Ковалёва, отличный же нос, постоянно мелькающий в сценическом пространстве то собой, то проекцией себя. Полнейший бред!

Возможно, именно поэтому промелькнувшие конкретные отсылки к СССР (вроде лика Сталина с трубкой, красных знамён и даже в какой-то степени кадры с играющим на рояле Дмитрием Дмитриевичем) показались совершенно неуместной пошлостью. Но куда ж без этого в американских постановках?.. вставим всё, что знаем, помним и слышали когда-то о России. Тем более что и наши от американцев в подобной глупости не отстают.

В начале двенадцатого в прекрасном приподнятом настроении мы вышли на Невский: где тут прогуливается нос майора Ковалёва? Или до Летнего сада дойти?..

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
don_ottavio
Nov. 16th, 2013 06:17 pm (UTC)
Я себя заставляю буквально слушать Шостаковича дома!
hvostova
Nov. 17th, 2013 03:16 am (UTC)
Зачем?
don_ottavio
Nov. 17th, 2013 03:29 am (UTC)
люблю помучаться!
hvostova
Nov. 17th, 2013 03:30 am (UTC)
Бывает... не боитесь возненавидеть Шостаковича?
don_ottavio
Nov. 17th, 2013 03:43 am (UTC)
Нет, не боюсь. Боюсь разочароваться. Разочарование - это самое страшное, что может быть.
Склоняюсь, что самым крупным русским композитором XX века был Стравинский, все-таки.
Что бы это понять, нужно было всех внимательно послушать. Шостакович на самом деле, композитор, который себя не реализовал совсем: его стихия - театр, ну, тут сами понимайте, что произошло. "Театральность" Шостаковича "слышна" прежде всего, в вокальных циклах и 14-той симфонии.


Edited at 2013-11-17 07:45 am (UTC)
hvostova
Nov. 17th, 2013 03:48 am (UTC)
Почему же Шостакович себя не реализовал? Да, у него музыка не для домашнего прослушивания, но в концертах и театрах она занимает достойное место.

Хотя я не люблю всякие рейтинги и ранги, для меня, наверное, самая значимая русская музыкальная фигура XX века - это Прокофьев. И Рахманинов тоже значим.

don_ottavio
Nov. 17th, 2013 04:00 am (UTC)
Ну, Рахманинов - романтик..

Не реализовал, потому что он был создан для театра, для оперы. Одна "Леди Макбет" чего стоит - безоговорочный шедевр! Музыка, которая скрепляет музыку XX века с Вагнером (у которого я тоже все дома слушать не могу). Вы понимайте, что эта статья в "Правде", которая как известно правды никогда не писала - это величайшее преступление, обокравшее человечество?
hvostova
Nov. 17th, 2013 04:11 am (UTC)
На мой взгляд, обращение Шостаковича к симфонической и камерной музыке - это как раз не потеря, а совсем наоборот.
don_ottavio
Nov. 17th, 2013 04:12 am (UTC)
Бесспорно!
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars