?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Метрополитен Опера», надо отдать театру должное, делает всё, чтобы перевести оперу из разряда искусства «для избранных» в разряд искусства «для всех», и к настоящему моменту весьма в этом преуспел. Трансляции в кинотеатрах в формате HD (пока, к сожалению, несмотря на анонсы Jam Hall'а начала сезона 2009-2010, по-прежнему не доступные в России), выложенные на Интернет-сайте театра записи (в том числе в формате HD), доступные за символическую плату, аудио-online-трансляции, выпускаемые диски и многое другое, - всё это делает оперу доступной и интересной для широких слоёв общества. И это очень важная миссия современного оперного театра, тем более что возможностей более чем достаточно. Жаль, что оперные театры России пока к этому не пришли, или идут, но чрезвычайно медленно.
Это касается не только способов доведения спектаклей до аудитории, но и подходов к реализуемым постановкам. Наверное, последнее в полной мере можно отнести к «Сказкам Гофмана», которые шли в «Метрополитен Опера» в декабре-январе этого сезона и уже стали доступными для полноценного просмотра в формате HD на сайте театра.
Я не очень хорошо знаю французскую музыку, но «Сказки Гофмана» - очередной пример того, что французская опера, при кажущейся лёгкости, чрезвычайно сложна и в постановке, и в музыкальном исполнении. Тем отраднее констатировать, что «Сказки Гофмана» непременно стоит послушать, но обо всём по порядку.
По замыслу режиссёра (Barlett Sher), создавая пространство действия, он пытался добиться сходства с пространством, существующим в романах Кафки. Немного мистическое, временами жутковатое, затягивающее и вместе с тем леденящее душу, - всё это превосходно воплощено на сцене Метрополитен. Продумана каждая мизансцена, каждое движение каждого присутствующего на сцене, и ни на минуту никто не выпадает из образа. Это, мне кажется, то, что отличает современные оперные постановки на Западе (по крайней мере, удающиеся из них), и то, к чему непременно нужно стремиться. Конечно, в опере первостепенна музыкальная сторона – и глупо это отрицать, - но опера – это ещё и театр, и значит, действо тоже играет важную роль (иначе было бы достаточно концертных исполнений). И это тот момент, который при талантливом воплощении позволяет привлечь в оперу неискушённого слушателя. И это та особенность, которая, без сомнения, отличает лучшие постановки Метрополитен, в том числе – «Сказки Гофмана».
Коллизии и выводимые проблемы в «Сказках Гофмана» тоже гораздо сложнее традиционных для оперных произведений сюжетов, преимущественно любовного содержания: взаимоотношения творца и творения, творца и «толпы», творца и его внутреннего голоса.
Музыкальную сторону не обойти: и здесь, мне показалось, не всё так безупречно, и шероховатостей пока хватает (однако, они не позволяют плохо отозваться об опере и рекомендовать её не слушать). Гофман (Joseph Calleja) очень хорош, но напора, энергетики на грани трагедии иногда ему не хватает. Думаю, дело просто в недостатке опыта (в том числе и в этой партии) и в скованности, от которой восходящий тенор пока не избавился. Это же, по всей видимости, приводит к некоторому эмоциональному однообразию отдельных арий (например, наиболее известной Il Etait une Fois a La Cour d'Eisenach, которую, к слову сказать и не в обиду Calleja, бесподобно исполнял в свои лучшие годы Villazon). Но в целом впечатление от Гофмана остаётся именно то, которое должно быть, и в музыкальном, и в исполнительском плане: все метания, страдания, опустошённость переданы замечательно.
На фоне яркого Гофмана теряется Муза (Kate Lindsey): для меццо-сопрано не хватает мощи (исключительно голосовой момент). Возможно, проблема в том, что от этой партии ожидаешь изначально более звучного, эмоционального, сильного голоса, и, когда его не слышишь, образ рассыпается. Хотя с игровой точки зрения этот образ очень точно прописан режиссёром и точно так же воспроизведён.
Механическая кукла Олимпия (Katheline Kim) великолепна во всём: её колоратуры, спетые виртуозно, тем не менее, создают ощущение того, что поёт не живой человек (и именно этот эффект, надо полагать, должна создавать исполнительница этой партии), а сценические движения абсолютно согласованы с образом и музыкой. Это, безусловно, удача данного спектакля.
Джульетта (Екатерина Губанова) абсолютно органична и гармонична в образе куртизанки, которая, кажется, вышла из пространства опер Россини, хотя с композиционной точки зрения после апогея Антонии история Джульетты проигрывает по музыкальной и сюжетной насыщенности (возможно, только в данной конкретной обстановке). Несмотря на яркую запоминающуюся брутальность злого гения Алана Хелда (Коппелиус, Дапертутто, доктор Миракль).
Антония/Стелла в исполнении Анны Нетребко превосходна: метания между реальностью и виртуальностью музыки, трагедия раздвоения сознания и жизни, поглощённость музыкой, невозможность жить без неё, даже если ради неё нужно отказаться от земных радостей, - всё это передано с характерным для Нетребко разнообразием и многообразием на уровне нюансов, и партия определённо получается самой эмоционально насыщенной. Возможно, не в последнюю очередь ещё и потому, что проблема выбора Антонии в той или иной степени близка и самой Анне, как, наверное, и любому оперному певцу. Умения играть на сцене Анне тоже, естественно, не занимать, поэтому образ Антонии запоминается и вызывает сострадание, сопереживание, заставляет проникнуться трагичностью пространства. Тем не менее, меня по сей день не оставило впечатление, что эту партию Анна может спеть лучше. Что, впрочем, лишний раз доказывает, что опера – это «живое» искусство, в котором каждый исполнитель – живой человек, существующий и поющий «здесь и сейчас».

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
Юрий Горяев
Sep. 4th, 2012 03:00 pm (UTC)
Прослушал треки. Действительно - импрессед, впечатляет! Баркаролла звучит даже лучше, чем на "Сувенире". Какая досада, что так мало этих вещей пишется на DVD. Они (дойчеграммофоны всякие)что, не понимают, насколько в се это выдающиеся вещи?
Скажите, какие возможности должны быть у интернета, что бы качать это хотя бы из ин-та? У меня флэшка 3J и самый дохлый тариф - чтобы только почту читать да тексты...
hvostova
Sep. 4th, 2012 03:49 pm (UTC)
Треки-то не с метовской постановки - просто пособирала с разных альбомов, и баркарола как раз с "Сувениров".(И она намного лучше, чем в метовской постановке: там ни Линдси, ни Губанова, ни они вместе меня не впечатлили). У Нетребко и Гаранчи замечательно друг другу подходят голоса.

Мет через какое-то время выкладывает те постановки, которые идут в Live, у себя на сайте и потом через какое-то время выпускает на дисках.
Качать на метовском сайте не нужно: там можно за скромную плату послушать или посмотреть онлайн. Единственная проблема: ограниченный срок действия ссылки, поэтому на паузу можно поставить, но на следующий день "досмотреть-дослушать" не отложишь.

Вот здесь метовские постановки: http://www.metoperafamily.org/ondemand/index.aspx
Не знаю, какие минимальные требования к скорости интернета: у меня тариф, как говорит провайдер, со скоростью 50 Мбит/с.
Но полагаю, 10-20 Мбит/с вполне достаточно, чтобы смотреть без задержек и подвисаний.
Юрий Горяев
Sep. 4th, 2012 03:08 pm (UTC)
Добавлю: а сколько всякого кинохлама пишется на DVD! Михалков сказал как-то про голливуд - привлекательное целлулоидное г....
Юрий Горяев
Sep. 4th, 2012 03:51 pm (UTC)
Рахмат!
Юрий Горяев
Sep. 4th, 2012 03:55 pm (UTC)
А как всавить какую-нибудь рожу в место для фото рядом со своей фамилией и буквой f ?
hvostova
Sep. 4th, 2012 04:00 pm (UTC)
Нужно зайти на свой аккаунт в Facebook. Там рядом с этой самой рожей есть пункт Add profile picture.
hvostova
Sep. 4th, 2012 03:55 pm (UTC)
На здоровье...
hvostova
Sep. 4th, 2012 03:52 pm (UTC)
К сожалению, сейчас Михалков и сам такое делает:) (Что в моей голове совсем не укладывается: как гениальный режиссёр, снявший "Своего среди чужих...", "Рабу любви", "Без свидетелей", "Утомлённых солнцем" и т.д., снимает то, что снимает?..)
Юрий Горяев
Sep. 4th, 2012 03:59 pm (UTC)
А вот как свихнулся он на своих проповедях типа "всякая власть - от бога" (это он про Ёлкина говорил), так и пошло....А если серьезно - кто его знает? Вот намедни по к-лу 365 был сюжет про Д.Лондона. Он безо всяких видимых причин исписался к 40 годам.....
hvostova
Sep. 4th, 2012 04:01 pm (UTC)
О Лондоне как о писателе, в отличие от Михалкова как режиссёра, я никогда не была высокого мнения:)
Юрий Горяев
Sep. 4th, 2012 06:15 pm (UTC)
Но писатель-то он был выдающийся...А фотка не вставляется. По идее -если она есть на Ф-буке, то должна быть и тут. Ну да черт с ней
hvostova
Sep. 5th, 2012 01:00 am (UTC)
Да, по идее, если есть на Facebook, то должна и здесь появляться. Глюк какой-то, наверное.
azz00
Dec. 2nd, 2012 04:09 am (UTC)
Наконец-то посмотрел оперу. Действительно - все время ощущение какой-то сказочной жутковатости, и смотрится на одном дыхании, несмотря на плохое качество изображения с торрента. Понравились решительно все. С Вашим замечанием по поводу Нетребко соглашусь, мне тоже так показалось. Мы, однако строго судим: если суперзвезда, то - непременно высочайший уровень. Я думаю - это она еще не очухалась после декретного отпуска. Где-то в этот же период у нее вместе с Вилазоном был срыв в "Лючии ди Ламермур" (чему страшно обрадовались критики). Позже, однако, было замечательное исполнение "Лючии..." с Бечалой. А что сейчас с Вилазоном? Он вроде бы успешно вышел из вокального кризиса в 2008 (Ромео и Джульета), потом - получается-опять что-то случилось. И наконец в последнее время пропал. ???
azz00
Dec. 2nd, 2012 04:12 am (UTC)
Милелла Френи говорила как-то (Е. Образцовой), что у нее был всего один день в жизни, когда она была по-настоящему "в ударе", но в тот день она к сожалению не пела....
hvostova
Dec. 2nd, 2012 07:11 am (UTC)
Виллазон, по-моему, успешно поет и в постановках, и в концертах. И те, кто слышал его в этом году, склонны думать, что слухи о конце его вокальной карьеры и плохой вокальной форме сильно преувеличены: я слышала положительные отзывы.

"Сказки Гофмана" были в конце 2009 года, а "Лючия" - в начале. Но дело даже не в этом. В той серии "Лючий" в Мет Нетребко пела довольно скованно (в Мариинке в январе именно этого страха не чувствовалось), плюс ко всему, естественно, упрощала колоратуры. Но это и понятно - не совсем ее партия.

Мне, помнится (хотя не перечитывала свой пост), совсем не понравился в Мет Никлаус (Линдси).

P.S. Вчера были на "Милосердии Тита", так что в ближайшее время напишу.
azz00
Dec. 2nd, 2012 07:53 am (UTC)
Ну и прекрасно (это я о Виллазоне). Как жаль, что "Сказки Гофмана" не выпустили на DVD. Есть масса изданных постановок, которые, мне кажется, гораздо менее заслуживают этого, чем "Сказки....".
Вот так бы я и помер, не узнав про "Милосердие Тита", если бы не Вы! :) :)
hvostova
Dec. 2nd, 2012 01:42 pm (UTC)
"Сказки", я думаю, со временем выпустят. Мет обычно свои Live in HD выпускает.

Про "Милосердие" я тоже узнала случайно - собственно, из анонса Метрополитан. Но в целом даже не ожидала, что мне так понравится.

azz00
Dec. 3rd, 2012 02:20 am (UTC)
Хорошо бы. Вообще диски появляются спустя непродолжительное время после премьеры. Очень скоро появились "Лючия...", "Анна Болейн", "Дон Паскуале". Зальцбургская "Богема" тоже уже в анонсах на DVD и блюрее. А вообще же - главное что эти записи в принципе есть в записи.
azz00
Dec. 3rd, 2012 02:21 am (UTC)
то есть - постановки есть в записи!
azz00
Dec. 2nd, 2012 05:08 am (UTC)
Фу-ты, черт - ну конечно Мирелла Френи - очепятка :)
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars