?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Image091У меня в голове была полная каша из сюжетов, героев и музыки Вагнера, так что ещё неизвестно, кому воскресный концерт детского абонемента “Кольцо нибелунга” больше пошёл на пользу. Я всегда подозревала, что для меня важно, как Вагнер поставлен, но здесь убедилась в этом окончательно. Почему-то, притом что над Вагнером современные оперные режиссёры издеваются, по-моему, так, как ни над кем больше, любые переносы действия или вообще его полнейшие искажения меня всегда ужасно раздражали.

Именно для Вагнера мне всегда хотелось увидеть классический спектакль по германскому эпосу. Когда валькирии – с крыльями, Фафнер – дракон, Нотунг – меч, Рейн – река, нибелунги – карлики. В таком случае не только в моей затуманенной голове все четыре оперы выстроились в строгий и стройный повествовательно-музыкальный ряд, но даже детский зал воспринимал сцены на удивление заинтересованно, даже завороженно, и спокойно. И часа даже детям оказалось катастрофически мало: краткими фрагментами добрались до момента, когда Зигфрид будит Брунгильду, а из “Гибели богов” был только траурный марш. Вот бы ещё послушать!..

Несмотря на то, что воскресенье, концерт детский и начинается в полдень, и состав оркестра наверняка не первый: духовая секция – ну это же день и ночь по сравнению с тем, как дудят-трубят “разные” оркестры в Филармонии! Это же в самом деле отрада для ушей!..

Иногда встречаю отзывы про акустику Концертного зала Мариинского театра, что там всё слышно, как сквозь вату. Мне всегда удивительно такое читать, потому что меня как раз всегда радуют, даже приводят в восторг ясность и чистота звука. И всё-таки, по-моему, очень сбалансированное звучание разных секций в оркестре. Но сегодня поймала себя на мысли, что оркестр там слушаю только на сцене: возможно, если он расположен под сценой, ощущения будут другими.

Comments

hvostova
Apr. 10th, 2013 11:21 am (UTC)
Re: Про кауфманнов.
Борясь с искушением поспорить по ряду положений, хочу всё-таки только вступиться за Кауфманна: он, во-первых, отнюдь не юн, а во-вторых, - образованный и умный музыкант.
tambovsky_wolk
Apr. 10th, 2013 11:26 am (UTC)
Re: Про кауфманнов.
Поёт хорошо, не спорю.
Но про Вагнера лучше бы ему было промолчать.

hvostova
Apr. 10th, 2013 11:33 am (UTC)
Re: Про кауфманнов.
Все люди склонны иногда делать необдуманные поступки, но в данном случае я скорее соглашусь с Кауфманном. Не применительно прямо к Вагнеру: вообще к взаимоотношениям философии и музыки, философии и искусства.

Edited at 2013-04-10 04:49 pm (UTC)
tambovsky_wolk
Apr. 10th, 2013 01:52 pm (UTC)
Re: Про кауфманнов.
Гений есть явление целостное. Не припомню исключений из этого правила. Помню только подтверждения: Леонардо да Винчи, Менделеев (опять же), Пушкин, Бородин, Чайковский, мой любимый философ и публицист Ильин, наконец, Вагнер.

Возможно, философия не всегда удачно вторгается в область музыки и шире, искусства. Но именно философия вправе выделять ключевое идейное содержание произведений искусства. Поверять холодным разумом то, что создано сердцем и страстями.

Что же до Вагнера, то тут и вторжения никакого не было: просто философ, поэт и драматург Вагнер писал музыку. И наоборот, композитор Вагнер сам выстраивал сценическую драматургию своих произведений, писал к ним либретто (много ли аналогов в истории оперы?), наконец философски осмысливал свои музыкально-драматургические произведения.

Если бы Вагнер в своём творчестве ограничился только музыкой, то этой музыки бы просто не было.
hvostova
Apr. 10th, 2013 02:21 pm (UTC)
Re: Про кауфманнов.
Вот именно, не всегда удачно вторгается. По поводу холодного разума - сложный вопрос, не могу сказать, что мои взгляды на этот вопрос окончательно сформированы, но для меня соотношение разума и чувств в искусстве несколько сложнее.

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars