?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Schiff

Музыки Гайдна я не знаю, поэтому после сонаты ми-бемоль мажор у меня возникло лёгкое недоумение: то ли Гайдн – совсем не мой композитор, то ли это можно играть как-то по-другому. Бетховен разочаровал. Шуберт доконал окончательно. Несмотря на прилично сыгранное allegro ma non troppo, последние пятнадцать минут я непрерывно смотрела на часы и думала: “Ну когда же это закончится?..” Я была не одинока.

Зато я поняла, почему концерт идёт без антракта: это единственный способ заставить дослушать Шуберта. По крайней мере, скажу за себя, будь в концерте перерыв, после такого Бетховена я бы не осталась на Шуберта даже из любопытства. До этого концерта я не представляла себе, что можно так сыграть сонаты Бетховена или Шуберта. Если честно, я уверена, что ни Бетховена, ни Шуберта так играть нельзя!



Предельно выхолощенный, пустой, однообразный и неглубокий звук. Бетховен и Шуберт звучали, как плохой Шопен (а другого теперь и не играют). Замыленный, с минимумом эмоций и чувств, невыносимо ровный easy listening. Такое ощущение, что пианист играет и боится расплескать, потревожить себя, разбередить душу (и свою, и слушателей).

Для Бетховена катастрофическое отсутствие глубокого нижнего регистра, резкий верхний и, как почти всегда у современных пианистов, ускоренный упрощающий Бетховена темп. Отсюда – множество проходных нот и незавершённость переходов: ни один из них не был продуман и исполнен до конца, и поэтому все три сонаты получились абсолютно рваными, состоящими из плохо связанных между собой фрагментов. Постоянные смены piano и forte, которые обычно в сонатах Бетховена рождают неостановимую бурю чувств, здесь только раздражали своей недоделанностью и неполнотой. Трели у Шуберта звучали зануднее, чем утомительное пиликанье барочной музыки, и казалось, им тоже не будет конца. С завидной регулярностью слышалось поколачивание по клавишам (которое, полагаю, может быть всё-таки связано и с инструментом, и с акустикой). Несмотря на то, что Шифф долго держал на педали последние ноты, когда он их снимал, у меня всегда возникало ощущение, что он обрывал их резко и рано.

Никогда не думала, что мне может быть так невыносимо скучно слушать эти сонаты.

Но я очень рада, что сходила на этот концерт. Если верить приведённой в программке цитате о том, что Андраш Шифф – представитель “интеллектуальной музыкальной традиции в её высоком понимании”, то приходится признать, что, во-первых, интеллектуальная традиция означает полные безучастность и бездушие в музыке, во-вторых, что "высокое понимание” слишком высоко для меня, а в-третьих, что с распространением и признанием этой традиции мы просто необратимо теряем венских классиков.

Единственное, чего я не поняла: овации после концерта были вызваны вежливостью слушателей или всё-таки тем, что большей части зала концерт настолько понравился? Из деликатности мы послушали первый бис, но потом рванули со всех ног, не дожидаясь окончания. Букать в силу воспитания я не могу, но и так долго врать, что мне понравилось, – тоже.



Comments

( 12 comments — Leave a comment )
je_pensais_pas
Sep. 15th, 2012 01:40 pm (UTC)
Спасибо Вам за отзыв! Интересно, что мы настолько разошлись в оценке. С прошествием времени мои впечатления улеглись, восторги несколько поутихли (как раз по поводу сонаты Бетховена), но общее крайне позитивное впечатление не изменилось. Отнесу это за счет недостатка своего слушательского опыта прежде всего.
А кого из современных пианистов Вы считаете достойными? Очень интересно Ваше мнение!
hvostova
Sep. 15th, 2012 02:38 pm (UTC)
Спасибо Вам за комплимент, но мне прямо даже неудобно, когда меня так спрашивают: как будто я вот тут сижу такой гуру, всё про всех знаю. А на самом деле я просто обычный и не очень искушённый слушатель. Поэтому достойны, безусловно, все (ведь школа-то у Шиффа хорошая и она слышна), но я могу сказать, кто ближе мне.

Я всё-таки в исполнении Бетховена и Шуберта любитель старой школы, и поэтому мне в принципе не очень нравится, как сегодня развивается исполнение, скажем, сонат Бетховена. Но тем не менее, по-моему, из современных пианистов их изумительно играет Рудольф Бухбиндер (кроме Лунной - в первой части я поклонник намного более медленных темпов). Ещё из современных я слышала запись 32-й сонаты Бетховена Константина Лифшица, и она мне очень понравилась.

Если Вам будет интересно, могу ещё рассказать о своих пристрастиях из несовременных пианистов:)
lo_mar
Sep. 15th, 2012 01:44 pm (UTC)
мне начальство предлагало сходить на его концерт --у нас были билеты, но я отказался: пианино, похоже, вообще не мой инструмент. Сейчас, прочитав ваш пост, думаю, поступил правильно
hvostova
Sep. 15th, 2012 02:25 pm (UTC)
Рояль - это на 200% мой инструмент. И Бетховен, и Шуберт - мои композиторы. И обе сонаты я очень люблю. Но это было ужасно:)
lo_mar
Sep. 16th, 2012 12:16 pm (UTC)
сочувствую, зато ваши записи, присланные мне, были просто прекрасны :) не скажу, что прям каждый трек привел в бешеный восторг, но в целом мне понравилось. спасибо, Ксения!
hvostova
Sep. 16th, 2012 12:18 pm (UTC)
Да не за что.

Я тоже не могу сказать, что мне прямо всё до каждой ноты нравится, но общее впечатление - очень достойной и очень профессиональной певицы (школа всё-таки слышна потрясающая!)
lo_mar
Sep. 16th, 2012 12:53 pm (UTC)
ну... я так не оцениваю -- образования нет даже минимального, у меня все примитивно: нравится или не нравится)
hvostova
Sep. 16th, 2012 12:55 pm (UTC)
На самом деле, почти все оценивают так... просто некоторые пытаются под это подогнать знания:)

Она, кстати, училась у того же педагога в нашей консерватории, что и Нетребко.
lo_mar
Sep. 16th, 2012 01:53 pm (UTC)
вывод: какие у нас хорошие в Питере педагоги по вокалу!)
hvostova
Sep. 16th, 2012 01:55 pm (UTC)
а то!
ivlae
Sep. 15th, 2012 05:47 pm (UTC)
Вот это да! -:) Спасибо за отзыв!

Никогда его не слышала, но "в уме" давно держу.
hvostova
Sep. 15th, 2012 06:18 pm (UTC)
Да не за что!

По правде говоря, я сама такого не ожидала. Мои последние опыты с пианистами были всегда удачными и чаще всего превосходили ожидания даже тогда, когда я хорошо знала произведения.
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars