?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Это было круто! Я просто заново влюбилась в “Богему”. Точнее даже – не просто заново влюбилась, а заново её услышала. Не скучноватую тягомотину из первого акта с муторным продолжением из ещё трёх, а полноценные четыре действия с потрясающими ариями , дуэтами и ансамблями (о существовании которых в этой опере до вчерашнего дня я даже не подозревала). Плюс ко всему – вразумительный и настолько выразительный оркестр, без штампов и клише, что моментами мне казалось, что я слушаю какую-то совершенно новую, не знакомую мне музыку (здесь также нужно добавить, что вчера в “Авроре” был превосходный звук: я такого не ожидала, имея опыт слушания оперы в этом и других кинотеатрах) . Ну и конечно – потрясающая постановка, поразительно цельная и целостная, выверенная и поэтому художественно достоверная и живая.



По-моему, Damiano Michieletto создал прямо-таки шедевр оперной режиссуры: очень точно выписанные образы всех без исключения персонажей, естественные мизансцены, внятные декорации, классные костюмы, – всё это вместе создаёт поразительно живой мир, с переменой настроений (которую я в “Богеме” почувствовала впервые, потому что до этого все “Богемы” были четырьмя актами угасания, без просветлений даже в рождественском акте в “Момюсе”), с по-детски наивной сентиментальностью и романтикой (никакой пошлости, вульгарности, скабрезности, в которую так часто сползает современная опера), с неподдельными влюблённостью, страстью,  трагедией.

На сцене не появилось ни одного проходного персонажа, и это то, чем меня всегда восхищают первоклассные оперные театры: каждый официант у “Момюса”, каждый мусорщик без тени халтуры создают свои образы. Уже не говоря про то, что богемная четвёрка для меня впервые выглядела таковой, настолько оригинальны, самостоятельны, полноценны и полновесны были образы Рудольфа, Марселя, Шонара и Коллена. Первая сцена до прихода Мими и последний акт именно благодаря всем четырём героям слушался и смотрелся на одном дыхании: наконец-то эти сцены обрели собственную наполненность, а не стали прологом к главным героям, не стали проходными моментами, которые обычно здорово нагружают оперу.

Изумительны были и Бенуа с Альциндором, и хоры, и даже Парпиньоль. Рождественский акт в самом деле был таковым и передал атмосферу веселящегося рождественского Парижа как нельзя лучше. В третьем акте – очень здорово решённые декорации, и пустынная автострада в сочетании с грязным придорожным снегом и ларьком, продающим хот-доги, прекрасно дополняют неизбежность трагедии, надрыв, боль. И в последнем акте усилению трагедии способствовали все окружающие Мими персонажи, а спетая Колленом (Карло Коломбара) Vecchia zimarra была очень трогательна.

Даже в записях разных опер настолько достойный ансамбль исполнителей абсолютно всех партий мне практически не попадался: я была на седьмом небе от счастья, слушая спетой каждую фразу “Богемы”. Настоящей звездой вчерашнего вечера, мне кажется, стал Пётр Бечала: несмотря на то, что я и его и так обожала, он снова открылся с какой-то неизвестной стороны. Их дуэты с Нетребко – превосходны, голоса действительно как будто созданы друг для друга, и поэтому во всех актах они вместе звучали сногсшибательно. Кто бы что ни говорил, меня всё равно каждый раз поражает мощь её голоса без признаков форсирования и ора с переходами на нежные и пронзительные piano – люблю я её Мими. Очень ярким и захватывающим получился ансамбль Рудольфа-Мими-Марселя-Мюзетты в конце третьего акта. И Пара Марсель-Мюзетта (Кавалетти-Мачаидзе) мне тоже очень понравилась, и вокально, и драматически. Шоннар с Колленом – замечательные ребята.

И вообще для меня эта постановка “Богемы” стала безупречной (не идеальной – ибо идеала в нашем мире нет, а именно что безупречной: я не могу предъявить её ни одного упрёкаУлыбка



Comments

( 45 comments — Leave a comment )
ejenye
Aug. 2nd, 2012 11:36 am (UTC)
Соглашусь - это было просто здорово! Хотя имела возможность смотреть только трансляцию "Культуры". До сих пор под настроением, хочется поделиться радостью впечатления. Спасибо за слайды, пересмотрела не один раз...А перед глазами всё действо!! Отлично!!
hvostova
Aug. 2nd, 2012 03:25 pm (UTC)
Это очень здорово, что сейчас и до нас добралась эта замечательная традиция транслировать такие вещи по телевизору. Уже не говоря о том, что, мне кажется, эта "Богема" - из разряда тех постановок, благодаря которым можно просто влюбиться (или даже перевлюбиться) в оперное искусство. Из разряда тех постановок, из которых становится совершенно очевидно, что опера - не элитарное искусство узкой группы ценителей, а совершенно массовое и доступное, что лично мне очень и очень импонирует. Тем приятнее и поучительнее, что такие постановки появляются в рамках Зальцбургского фестиваля.
(Deleted comment)
(no subject) - hvostova - Aug. 2nd, 2012 06:10 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - hvostova - Aug. 2nd, 2012 06:01 pm (UTC) - Expand
ivlae
Aug. 2nd, 2012 05:56 pm (UTC)
А мне после постановки Отто Шёнка в Мюнхене эта показалась любопытной, и только. Наверное, нужен был какой-то особый настрой, которого у меня не было.

Очень понравились четыре главных героя. По-моему, все пели не идеально, но действительно хорошо.

Бечала, по-моему, сильно похудел, и это его молодит. Анне жутко не идёт та одежда, в которую её нарядили -:( Тоненькие ножки в ботиках и туловище-бочонок -:(

Оркестр - выше всяких похвал!
hvostova
Aug. 2nd, 2012 06:00 pm (UTC)
Я ничего от этой постановки не ждала, поэтому мне безумно понравилось: плюс к тому у меня не было до этого действительно удачных "Богем".

А идеально, думаю, не поёт и не играет никто и никогда:) Герои мне тоже очень понравились все четверо. Почитала тут в интернете: некоторые возмущаются, что они какие-то бомжи. По-моему, они как раз - точное попадание в "богему", просто складывается ощущение, что не все понимают, кто принадлежит к этому кругу, называемому "богемным".
Екатерина Шапинская
Aug. 3rd, 2012 09:48 am (UTC)
опера богема
А я была страшно разочарована - уже пора заканчивать режиссерские изыски в духе Чернякова. Модернизация - дело тонкое, а здесь была какая-то субкультурная смесь, нетребко в прикиде Кортни Лав выглядела ужасно, хотя я ее очень люблю, но готские штучки - не для нее. За этим ужасом, превратившим Пуччини в хип хоперу, даже не слышно было, как пели, хотя явно не блеск. Очень жаль...
hvostova
Aug. 3rd, 2012 09:53 am (UTC)
Re: опера богема
Мне как раз показалось, что Черняков здесь совершенно не причём. И субкультурная смесь представлялась очень органичной. И никто там в хип-хоп оперу Пуччини не превращал: Пуччини звучал так, как ему и подобает, и даже гораздо лучше, чем он звучит обычно на оперных сценах.

И по поводу "не блеск": а почему явно? Мне, например, было совершенно явно обратное, и если бы в нашей Мариинке так пели "Богему", я была бы очень рада, но - увы, - даже пары солистов, поющих Мими и Рудольфа на таком уровне, у нас нет.
Re: опера богема - hvostova - Aug. 5th, 2012 08:49 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: опера богема - hvostova - Aug. 3rd, 2012 06:52 pm (UTC) - Expand
Re: опера богема - opera19962010 - Aug. 4th, 2012 11:02 am (UTC) - Expand
Re: опера богема - hvostova - Aug. 4th, 2012 12:20 pm (UTC) - Expand
tanya61
Aug. 4th, 2012 03:37 pm (UTC)
Почему - то мне тоже понравилось. Я оч.плохо отношусь к режопере, но эта постановка как-то попала в 10...Нетребко поёт плохо, но играет здесь отлично...Тоже был комок к горлу в последней сцене

Можно сказать, и вправду шедевр режоперы !
hvostova
Aug. 4th, 2012 06:55 pm (UTC)
У меня такого категоричного отношения к режопере, хотя мне почти ничего не нравится.

А вот с тем, что Нетребко плохо поёт, я категорически не согласна. Да, у неё есть определённые недостатки (на мой взгляд, в этой партии совершенно незначительные). Но Мими она поёт замечательно, и на мой взгляд, в этой партии у неё не так уж много конкуренток, если не сказать, - очень мало.
tanya61
Aug. 4th, 2012 07:25 pm (UTC)
Она поёт...Но не настолько, чтобы быть Дивой...Для этого у неё нет выдающегося голоса
Я люблю, настоящих вокалистов, без примесей !
hvostova
Aug. 5th, 2012 08:42 am (UTC)
Видите ли, это вопрос очень и очень спорный, а понятие "настоящий вокалист" крайне субъективно. Я, например, могу назвать несколько очень очевидных и очень явных именно что вокальных достоинств Нетребко, которыми многие певцы высочайшего уровня не обладают. И я не согласна, что у неё не выдающийся голос.

Но в любом случае категория "дива" как раз предполагает не "чистый вокализм", а множество других "примесей". Вспомните Каллас: сейчас только ленивый не говорит о её чисто вокальных недостатках. Однако, не думаю, что кто-то всерьёз возьмётся утверждать, что она не была дивой.
(no subject) - tanya61 - Aug. 5th, 2012 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Aug. 5th, 2012 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tanya61 - Aug. 6th, 2012 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Aug. 6th, 2012 10:22 am (UTC) - Expand
tanya61
Aug. 6th, 2012 01:28 pm (UTC)
Это Ваше субъективное мнение...Как и моё...Но не разу не слышала, что она какая-то Супер вокалистка...Поющая артистка вот и все

Вот был Виллазон и нет его, так и Анна скоро сойдёт...Всё это не искусство - это коммерция. Она удачная коммерческая певица, удачливая....Вот , например, Осипова для не балерина, для других Звезда балета...Так что Нетребко тоже уровня...Спорная !
hvostova
Aug. 6th, 2012 01:35 pm (UTC)
Я же не утверждаю, что она супер-вокалистка!.. Просто Вы вспомните начало разговора: Вы написали, что она "плохо" поёт, и я только против вот этого категоричного "плохо". Плохой и невыдающийся певец - это, извините, две большие разницы, и это единственное, на чём я продолжаю настаивать.

У Вильясона начались серьёзные проблемы с голосом, но даже сейчас после восстановления никто из тех, кто его слышал, не говорит, что он поёт "плохо". Тем паче он "плохо" не пел до кризиса.
Опера богема - Юрий Горяев - Aug. 9th, 2012 09:59 pm (UTC) - Expand
Re: Опера богема - hvostova - Aug. 11th, 2012 09:08 am (UTC) - Expand
Re: Опера богема - Юрий Горяев - Aug. 12th, 2012 08:00 am (UTC) - Expand
Re: Опера богема - hvostova - Aug. 12th, 2012 08:44 am (UTC) - Expand
Re: Опера богема - Юрий Горяев - Aug. 12th, 2012 11:40 am (UTC) - Expand
Re: Опера богема - hvostova - Aug. 13th, 2012 09:26 am (UTC) - Expand
Re: Опера богема - Юрий Горяев - Aug. 14th, 2012 08:25 pm (UTC) - Expand
Re: Опера богема - Юрий Горяев - Aug. 14th, 2012 08:32 pm (UTC) - Expand
Re: Опера богема - hvostova - Aug. 15th, 2012 09:40 am (UTC) - Expand
Re: Опера богема - hvostova - Aug. 15th, 2012 09:47 am (UTC) - Expand
Юрий Горяев
Aug. 15th, 2012 08:39 pm (UTC)
сумеречное настроение
Мрачные мысли на ночь
Ну и что же делать-то? Ведь нельзя забывать о генетике (свойства «человеческого материала» как говорил А.Зиновьев). Самодур-помещик и вор-чиновник – они плоть от плоти русский народ - «темноватый, вороватый, хитроватый».. Я не уверен, что попади, волею судьбы, Антон-горемыка во власть, не стал бы он и сам таким. Потому носители политической воли за «красным забором» органически не могут озаботиться этими проблемами. Прочитайте «Песнь о дуривестнике» Быкова в конце – «нам поможет только чудо». Приходится надеяться на теории Гумилева – вот сейчас по нам полоснёт из космоса луч пассионарности, и все мы вдруг изменимся…
hvostova
Aug. 16th, 2012 05:42 am (UTC)
Re: сумеречное настроение
Гумилёв свою теорию пассионарности всё-таки вывел для обществ тысячелетней (приблизительно, чуть меньше) давности, и я не уверена, что она работает сейчас.

Общественные системы настолько усложнились, что просто появления пассионариев недостаточно: необходимы условия, позволяющие высвободить эту пассионарность и дать ей действовать. И у нас проблема именно в этом: в отсутствии условий для деятельности пассионариев.
Юрий Горяев
Aug. 16th, 2012 08:59 am (UTC)
Ну – тогда не знаю, что нас «заведет». «Американская мечта» о собственном домике, бизнесе и белом «Кадиллаке» – не пройдет, мы не из того теста (попробуйте воодушевить подобной пошлостью каких-нибудь индусов – не выйдет!). Всеми СМИ нам навязывается этот идеал, но - не выйдет. Но без устремленности к чему-то подобному не будет и правильной политической активности и стремления к полной самоотдаче в своем деле. Чего греха таить – народ ленив, везде работает огромная масса троечников, нечего валить все на президента и чиновников. Почему мы до сих пор не можем нормальный автомобиль сделать?! Но даже если мы воодушевимся (воодушевление, надо думать, свалится из космоса) и устраним коррупцию и примемся пуритански вкалывать и удесятерим ВВП и пр., мы сделаемся Великой Экономикой – ну и что? Быть еще одной Кореей, где служащие поют гимн своей компании перед началом рабочего дня ? Мне кажется, леность и навсенаплевательство русского народа отсюда и происходит – мы подсознательно не ощущаем какой-то великой цели (американцам когда-то казалось, что домик со стриженной лужайкой – великая цель и так оно и было, и это двигало нацию, но для русских, повторяю – это не годится!). Так что вот я не понимаю – что это за птица такая – «русская национальная идея»…..
hvostova
Aug. 16th, 2012 09:03 am (UTC)
Совершенно согласна. А птица - кем бы она ни была раньше - вымерла напрочь и не представляю, откуда она снова к нам вдруг залетит и как она будет выглядеть.
Юрий Горяев
Aug. 30th, 2012 09:54 pm (UTC)
Не спится
Снова о "Богеме". Мысленно «пересматривал» эту постановку и подумал: да, было здорово, но что дальше? Ну снимет следующий режиссер Богему еще в каком-нибудь футуристическом интерьере, потом пернесет действие на Марс, подом куда-нибудь под воду (привет Василию Бархатову)… Я думаю, модернизация классической оперы – путь тупиковый. А прорывы возможны только тогда, когда певец силой таланта заставляет зрителя, 358 раз видевшего постановку, в 359 раз увидеть по-другому и заново перечувствовать что ли. Не то чтобы я хотел смены Мими-лирической на Мими-стервозную или еще какую. Она должна быть именно такой как изначально задумано. Задача эта архисложная, и такие прорывы наверное очень редки, наверное они совпадают с появлением новых звезд. Так что это была хорошо сбацанная постановка со звездами, которые конечно же не подвели (на то и звезды). Но не прорыв. Ибо Анна Нетребко соответствует одной из многих возможных Мими, но другой она быть не может. И мы видели в очередной раз этот замечательный вариант Мими, и это здорово, и дай Бог не в последний раз. И зачем изощряться в модернизациях? Ну не хотим же мы, глядя на картину «Три богатыря»,.что бы оные богатыри сидели на конях в джинсах??
hvostova
Aug. 31st, 2012 07:23 am (UTC)
Re: Не спится
Видите ли. Большинство смотревших оценивает эту постановку именно с позиций много раз видевших и слышавших другие "Богемы" и предполагающих слышать и видеть их в будущем. А мне представляется очень важной работа Зальцбургского фестиваля по привлечению не опероманов к публике (ведь постановка транслировалась для массового зрителя по телевизору). И вот именно эта постановка может влюбить людей далёких в оперу. И это замечательно.

И я даже иногда крамольно подумываю, что это важнее, чем доставлять элитарное удовольствие маленькой горстке оперных знатоков...

Юрий Горяев
Aug. 31st, 2012 09:01 am (UTC)
А вот тут я не соглашусь. Может быть, потому, что в отличие от Вас я мизантроп по натуре. Опера никогда не будет массовым исскуством, и заигрывать с широкими массами не стоит (разве что чисто с коммерческими целями). Массы походят-походят – да и перестанут. Можно вызвать на время интерес к книгам Достоевского, показав хороший сериал «Идиот», но едвали можно привить таким образом серьезный интерес к этим произведениям. А прививать интерес к опере надо все теми же простыми мерами – чтобы кинотеатр «Аврора» был не только в Питере, чтобы хорошие отделы классики были не только в московских «Союзах», чтобы наконец канал Культура начал вещать музыку в HD качестве. Впрочем, подозреваю, если оснастить всем этим мой родной Липецк, залы будут пустовать, а диски не будут раскупаться. Мне кажется, тяга к музыке должна предваряться какими-то другими, базовыми культурными изменениями в человеке. Если молодежь в массе перестала читать книги (а уж в них-то недостатка нет), с какого перепугу она заинтересуется оперой-то?
hvostova
Aug. 31st, 2012 11:12 am (UTC)
Я далека от мысли, что можно воздействовать на массы, но лично знаю людей, которые пришли в оперу благодаря подобным экспериментом. И сама я тоже пришла к ней приблизительно также. И мне кажется, это уже немало.

И людей, которые начали читать Достоевского после "Идиота", я тоже знаю лично. И это тоже замечательно.

Юрий Горяев
Aug. 31st, 2012 05:01 pm (UTC)
Согласен, согласен. Как это у Чехова - "маленькая польза"... (из "Моей жизни",кажется).
hvostova
Aug. 31st, 2012 05:19 pm (UTC)
Вот-вот... я в данном случае полностью на стороне Чехова, а осчастливить человечество - задача красивая, но непосильная:)
Екатерина Шапинская
Sep. 14th, 2012 02:58 pm (UTC)
богема
Так интересно читать вашу переписку. По поводу фильмов-опер - еще не так давно акетры играли под фонограмму, очень мало кто из вокалистов мог показаться на экране. Современные требования к оперному певцу включают обязательный визуальный элемент, и такие записи гораздо убедительнее, чем даже прекрасный Герман6 в исполнении О.Стриженова, но голос З.Анджапаридзе явно не его, к тому же догбиться полной синхронизации невозможно. Что касается бурного обсуждения Богемы, я очень рада, чтго существует такой плюрализм мнений, но все же считаю, что должно быть соблюдено определнное стилевое единство музыкального и визуального ряда, что только на пользу спектаклю в целом. Как это замечательно делает Франческа Замбелло в "Кармен" и "Черевичках" и, надеюсь в "Травиате", которая скоро состоится в Большом.
hvostova
Sep. 14th, 2012 09:35 pm (UTC)
Re: богема
Проблема только в том, что что есть стилевое единство, а что уже не единство, каждый понимает по-своему... В любом случае, мне представляется очень положительным то, что оперная постановка вызывает такие бурные обсуждения не только в узком кругу опероманов.
( 45 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars