?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

TraviataПорядочно наобсуждавшись этот спектакль ещё до его начала, я шла в театр со смешанными чувствами. Да ещё добавила жара, разыгравшаяся в четверг и окончательно сплавившая мозги к семи часам вечера, когда я наконец-то добралась до своего кресла. За мной оказалась какая-то громадная когорта итальянцев, которые, судя по обрывкам разговоров, разбираются в опере (и меня очень удивило их присутствие на нашей “Травиате”). Рядом со мной – немногим менее многочисленная компания французов. В общем: словом перемолвиться было не с кем, так что можно было поразмышлять об услышанном. Тем более что антракты были какими-то безумно долгими: второй вообще продлился сорок минут, и я до сих пор искренне недоумеваю, что же там происходило: не декорации же, в самом деле, меняли!



Впрочем, длину антрактов, по всей видимости, был призван компенсировать оркестр. Временами он гнал так, что я переставала понимать, что я слушаю. У меня такое ощущение, что некоторых фрагментов не было совсем, хотя уверена, что они были, просто их “проскочили”. Непростительно для музыки Верди. И вообще, кто-нибудь может мне объяснить, что происходит в мире с этим композитором? Почему его так часто стали загонять, лишая эту музыку удивительной красоты? Не для того же, в самом деле, чтобы зрители/слушатели успевали на метро… Можно было бы объяснить это тем, что у певцов не хватает дыхания. У некоторых, возможно, и не хватает, но эта “Травиата” уж, по крайней мере, этим не страдала.

Слышно, как это ни странно, было всех и всегда (что, как выяснилось, дела может и не спасать). Оркестр играл аккуратно, не грохотал, причём иногда не грохотал настолько, что казалось: вот-вот, и звук “выключат” совсем. Иногда в “Травиате”, безусловно, хочется экспрессии: здесь её не было совсем, и опера много потеряла. Даже чисто в музыкальном плане.

Замена Алексея Маркова оказалась ужасной: Гергалов бубнил совершенно непонятно что и о чём. Даже и сказать нечего.

Зато вот уж кто поднял мне настроение в этот вечер, так это Ахмед Агади. Такого смешного тенора я, по-моему, не слышала никогда. Не могу сказать, что он поёт плохо. Тем паче, – что он поёт хорошо. Со второй же фразы Libiamo мне вспомнилось когда-то написанное ivlae об этом певце: что никогда не знаешь, чего от него ждать в следующую минуту. Вот точно: он поёт просто шиворот-навыворот, такое ощущение, что сам не представляет, что его голос выкинет на следующей ноте. Un di felice eterea я узнала только к середине. Lunge da lei – ненамного раньше. Пока он пел более или менее ровно, это звучало ещё туда-сюда, но как только он пытался выдать некую итальянистую рыдательность и “поднажать”, позади меня раздавался плохо сдерживаемый ржач, которому и я поддалась пару раз. А на Parigi o cara и подавно не смогла сдержать беззвучного хохота, когда Агади пытался залезть высоко, сорвался и потом несколько тактов не попадал ни в одну ноту. Собственно, именно Агади стал тем, кто подарил мне в этот вечер хорошее настроение: я так от души давно не смеялась, а в опере – никогда.

С Вероникой Джиоевой мне, по всей видимости, повезло, что я не слышала её раньше (только в записях и по телевизору). После отзывов на “Богему” я ожидала услышать что-то такое огромное, заполняющее весь зал и перекрывающее всех и вся. И поэтому была приятно удивлена и услышанной лёгкостью (не абсолютной лёгкостью, а применительно к этой певице и к её Виолетте), которой я, по правде сказать, совсем не ожидала.

На Sempre libera оркестр торопился (хотя непонятно куда, ведь к тому времени не было ещё ни одного затянувшегося антракта), и поэтому даже Вероника со своей школой снимала ноты не очень аккуратно, а верха слегка дребезжали. Второй и особенно третий акты в её исполнении мне очень понравились: не могу сказать, что шокировали (не знаю, способна ли меня хоть какая-то “Травиата” уже шокировать), но я слышала очень продуманную, оригинально прочитанную и – что греха таить! – очень здорово исполненную Виолетту. Teneste la promessa тоже показалась замечательной: хотя это место может кому-то казаться проходным, для меня очень важна его выразительность, и здесь всё было хорошо. Addio del passato была быстрой: я не понимаю, зачем при певице с таким дыханием, как у Вероники, нужно так гнать эту арию. При этом я услышала нетрадиционное с точки зрения акцентов и интонаций исполнение, которое меня покорило, прежде всего, своей индивидуальностью, а не попытками (чаще всего не очень успешными) скопировать именитых предшественниц. Единственное: моё ухо всё-таки требует ярко выраженного forte или даже fortissimo на Ah, della traviata de sorridi al desio… Но это скорее вопрос привычки. В целом, это Addio del passato была лучшим фрагментом в опере и вообще меня очень порадовала.

Хочется отметить, что мне в целом понравились Флора-Любовь Соколова, Аннина-Мария Уварова и очень впечатлили несколько фраз, пропетых Доктором Гранвилем-Олегом Сычёвым.

Но с постановкой театру нужно срочно что-то делать: её не спасут никакие певцы. Она настолько мёртвая и беспомощная: ни одной живой мизансцены, ни одного живого жеста, совершенно никакого взаимодействия партнёров. А уж с постельной сценой (не в том смысле, а в смысле сцены умирания) нужно делать непременно. Впрочем, и вообще в оперной режиссуре с умиранием пора серьёзно поработать: целоваться/обниматься/заниматься любовью научились, драться – научились, а вот умирать – как-то не получается. Всё какая-то пошлятина выходит.

В заключение скажу четыре вещи, которые я поняла:

1) “Травиата” без Альфредо и Жоржа всё-таки лучше, чем “Травиата” без Виолетты;

2) неудавшаяся “Травиата” всё-таки лучше неудавшегося, например, “Отелло”;

3) на Веронику Джиоеву я пойду, но буду выбирать, в какой постановке и с кем она будет петь;

4) на мариинскую “Травиату” до обновления постановки не пойду ни при каком раскладе: эта мёртвая режиссура убьёт кого угодно.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
lo_mar
May. 19th, 2012 04:42 pm (UTC)
Спасибо за текст
hvostova
May. 19th, 2012 06:01 pm (UTC)
На здоровье!

(Это, как у доктора Борменталя: и Боже Вас упаси ходить на мариинскую "Травиату"...)
lo_mar
May. 19th, 2012 06:35 pm (UTC)
:) я прислушиваюсь к вашим советам))))
hvostova
May. 20th, 2012 03:17 am (UTC)
Вообще делайте это осторожно: у меня тоже бывают свои "тараканы". Но в данном случае, думаю, я права на 100% - не ходите:)
jumeau_2009
May. 19th, 2012 05:00 pm (UTC)
Согласна с Вами, и про оркестр, и про Агади, и про Гергалова, и про Джиоеву, и про постановку. Я не слышала в тот вечер Олега Сычева, т.к мы ушли после второго акта, но запомнила, что он очень хорошо исполнил свою партию в Пеллеасе, этот певец не так давно появился в театре.

Ксения, а у кого можно прочитать отзыв на "Богему" с В.Джиоевой? Я ведь ушла после первого действия.
hvostova
May. 19th, 2012 06:00 pm (UTC)
Вот парадокс: с двух фраз он произвёл очень приличное впечатление. Это тоже своего рода талант:)

Наверное, Вы это читали: http://ivlae.livejournal.com/115587.html.

А больше я и сама не видела:)
jumeau_2009
May. 20th, 2012 12:22 pm (UTC)
Ксения, большое Вам спасибо! До меня рассылка этого поста не дошла вовремя))

Да,согласна, у Сычева очень теплый, благородный бас, и опять Украина! Рада, что наши соседи такие голосистые!
hvostova
May. 20th, 2012 12:25 pm (UTC)
Ещё хорошо, что они у нас поют.
catarinas
May. 22nd, 2012 12:27 pm (UTC)
Спасибо, очень инетересно! Я была на "Травиате" в Мариинке несколько лет назад. Там все еще идет та постановка, где в конце на Виолетту падает полог кровати? Или уже какая-то новая?)
hvostova
May. 22nd, 2012 12:45 pm (UTC)
Спасибо - не за что (спасибо, что читаете).

А по поводу постановки: она-она...
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars