?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Цитата об образовании

Апрельский Forbes опубликовал на последней странице подборку цитат “О знании”.

“Беда современного образования в том, что оно маскирует истинные размеры человеческого невежества. С людьми старше пятидесяти мы точно знаем, чем их учили, а чему нет. Но молодые люди снаружи все такие образованные, такие знающие, и только когда эта тонкая корка знания прорывается, видишь под нею глубокие провалы”.

Трудно себе представить, что Ивлин Во писал это не сегодня и не о современном российском образовании.

Comments

katberg
Apr. 18th, 2012 11:29 am (UTC)
Посмотрим, во что это выльется. Мне кажется, что это связано в первую очередь с тем, что на современных детей обрушивается сразу слишком много информации, вот и запоминается она частями. В наше время информации было меньше, поэтому она легче усваивалась. Ну и плюс недостаток хороших учителей. В моей школе я могу сказать "спасибо" трем учительницам! Всего трем! А что говорить про нынешнее время, когда у учителей смешные зарплаты.
hvostova
Apr. 18th, 2012 11:37 am (UTC)
Современное образование так построено, что оно действительно просто вываливает на учеников гору информации, не пытаясь объяснить, включить голову, мышление учеников. А даже в географии иногда можно просто подумать, отсечь откровенно неправильные ответы и прийти к правильным.

По поводу зарплат учителей: смею тебя уверить, сейчас реальные зарплаты школьных педагогов гораздо выше, чем в наши "лихие" 90-е, когда они действительно работали за копейки (и всё-таки работали!).
katberg
Apr. 18th, 2012 11:56 am (UTC)
Согласна. Но раньше и выбора другого не было, за копейки работала большая часть населения страны. А сейчас любой учитель может пойти работать простым менеджером и зарабатывать в два раза больше. Или поехать преподавать за границу, например, если есть талант, там можно хорошо зарабатывать. Надо полностью посвятить себя этому призванию, чтобы быть учителем в наше время. Или, наоборот, работать учителем, потому что больше никуда на работу не берут. Да, еще: раньше детей "врагов народа" принимали только в Герцена, насколько я понимаю. Соответственно, масса умных и талантливых детей могла выучиться только на учителя. Уже в мое время, в 97-м в Герцена поступали те, кто провалился в другие ВУЗы.
hvostova
Apr. 18th, 2012 12:08 pm (UTC)
Деньги и зарплаты здесь не причём: у нас уже стало общим местом - все проблемы объяснять низкой зарплатой.

Небольшой комментарий. СМИ и госстатистика периодически говорят нам, что средняя зарплата учителя более 20 тыс.руб. Сами учителя говорят, что такой её нет, если нет дополнительных надбавок.

Но в районе 13-15 тыс.руб. они всё-таки получают. Вот ссылка на пример одного из педагогов: http://irina-se.com/zarplata-ychitelja/.
Смысл в том, что нагрузка - 19 часов в неделю (заметим, что у любого другого работника - 40 часов в неделю).
То есть получается, что при аналогичной нормальной нагрузке заработная плата составила бы 27 тыс.руб. - цифра уже вполне сопоставимая с тем, что получает менеджер по продажам сегодня (среднестатистический, а не какой-то особенный, торгующий чем-то уникальным).
Конечно, 8 часов работы учителя по интенсивности не сравнить с 8 часами менеджера по продажам, но...
Учитель всю заработную плату получает "по-белому" со всеми отчислениями, у него полный пакет социальных гарантий (и за второй больничный в году его никто не уволит), и отпуск - не 2 недели + 2 недели, когда получится, а летом. Плюс (например, для женщины) полный комплект гарантий по беременности и родам.
То есть по условиям труда учителя сегодня всё-таки сопоставимы с другими работниками.

А что касается Герцена... "врагов народа" там, скажем, в 70-х годах уже тоже не было, и шли туда приблизительно по такому же принципу (хотя уровень образования "остаточников" был намного выше, чем сейчас).

В наше время проблема в том, что в Герцена идут те, кто никуда не поступил, потому что есть устойчивое осознание, что нужно хоть куда-то поступить. В советское время такие люди просто не получали высшего образования: шли себе в техникум и спокойно всю жизнь работали.

Мне кажется, сегодня у нас колоссальная проблема - именно отсутствие среднего специального образования как звена и невостребованность этих специалистов. Именно отсюда - тотальная деградация высшего образования.
katberg
Apr. 18th, 2012 12:53 pm (UTC)
Насчет отсутствия среднего образования и деградации высшего я полносью согласна.
Но вот с мнением про зарплаты учителей никак не могу согласиться! 15 тыс - это ненормальная зарплата, это крошечная зарплата человека на грани выживания. А преподавательскую нагрузку по часам ни с чем нельзя сравнивать. Эта работа намного тяжелее и напряженнее работы менеджера. Тот, кто работает по многу часов и получает зарплату 27 тыс, он уже не преподаватель, он автомат. Требовать от преподавателя работать по 8 часов в день, это то же самое, что требовать от актера, чтобы он играл в спектакле по 8 часов в день. Если мы видим его на сцене в спектакле всего 2-3 часа, это же не значит, что он работает меньше, чем рядовой менеджер и должен меньше зарабатывать.
hvostova
Apr. 18th, 2012 12:55 pm (UTC)
Я это заметила: я говорю только о том, что, учитывая другие преимущества работы учителя, они сегодня находятся в не худших условиях, чем многие другие работники.

При этом я не говорю, что их положение удовлетворительно! Оно просто приблизительно равно многим другим и уж точно лучше, чем было в наших 1990-х, когда, как мы выяснили, учили лучше!
katberg
Apr. 18th, 2012 01:07 pm (UTC)
Они, к сожалению, находятся не в самых худших условиях (всегда есть, куда хуже), а должны находиться в лучших. Так как от них завсит воспитание будущих поколений. Самые важные профессии - врачи и учителя - у нас, к сожалению, сейчас не в почете. На эти профессии должен быть конкурс, чтобы работу находили только лучшие!
В 90-х ситуация была не лучше, согласна, но и учили нас намного хуже, чем наших родителей. Деградация образования началась уже тогда, и сейчас она просто продолжается. Я не могу сказать, что меня учили хорошо. Учительница физики играла на гитаре и пела песни, а физику даже не старалась объяснять. В общем, физику я не знаю до сих пор, увы. А учительница химии - милая, приятная тетка. Но вот задачи по химии она сама иногда решала с ошибками, отличники ее поправляли... Например, у моей мамы в школе такого просто не могло быть. Ну а сейчас все просто еще хуже.
hvostova
Apr. 18th, 2012 01:20 pm (UTC)
Не нужно питать иллюзий: в среднестатистической советской школе химию и физику (я уже не говорю про биологию) тоже знали не намного лучше, в отличие от предметов основного цикла.

Потом: я понимаю, что всё зависит от школы, но, скажем, в моей школе целый ряд предметов преподавался на уровне гораздо выше, чем у моих родителей (это касается, как минимум, математики, литературы, истории, географии, английского языка, химии - что не так-то мало). В постсоветское время сразу началась не проблема разрушения образования, а неоднородности качества образования в разных школах. Те школы, которые могут привлечь лучших учителей, обеспечивают хороший уровень образования, но их не так много.

По поводу того, что учителя должны находиться в лучших условиях - конечно, но важно реально смотреть на вещи. Если они находятся в нехудших условиях, то объяснять низкий уровень своей работы зарплатой - это совсем неправильно (впрочем я считаю, что и вообще списывать плохие результаты труда кого бы то ни было на низкий уровень зарплаты непозволительно).
katberg
Apr. 18th, 2012 01:49 pm (UTC)
Конечно, очень многое зависит от школы. Я заканчивала далеко не лучшую школу.
Просто как мы можем требовать от преподавателей высокого уровня работы, понимая, что им не обеспечен даже более-менее нормальный уровень зарплаты. Если ты учительница от Бога, но предположим, у тебя есть свой ребенок и нет мужа, ты бросишь школу, и пойдешь менеджером, продавщицей, чтобы иметь материальную возможность вырастить и обеспечить хоть как-то своего ребенка.
Как может зарплата преподавателя быть такой же как зарплата продавца? Ведь эти профессии по важности даже нельзя поставить рядом.
hvostova
Apr. 18th, 2012 03:01 pm (UTC)
Это очень сложный вопрос отношения к своей профессии, но, на мой взгляд, зарплата не должна быть решающим фактором качества выполнения своей работы. (Подобные оправдания мы уже неоднократно слышали про полицию: к какому беспределу это там привело, мы уже имеем возможность регулярно наблюдать).

По поводу материального обеспечения, например, ребёнка, это не вопрос зарплаты - это вопрос совершенно другой системы, системы социального обеспечения родителей с детьми.

Могу сказать, что особо в менеджеры из учителей с маленьким ребёнком не уйдёшь, потому что маленькие дети болеют по полгода (и какая коммерческая организация будет не то что оплачивать больничные, но хотя бы держать работника, которого нет по полгода?), и из детского сада их нужно забирать в шесть часов вечера (т.е. уходить с работы - в пять). Из школы - и того раньше... Это уже не говоря о том, что ребёнок должен где-то заниматься. Все эти возможности, по крайней мере, есть у учителя, и их точно нет у работника любой коммерческой структуры.
selischeva
May. 26th, 2012 06:36 pm (UTC)
говоря о почасовой нагрузке, вы не понимаете: кроме собственно уроков, любого учителя ожидает "вторая смена": тетради, подготовка к след. урокам, подготовка к кл. часам, заполнение журнала бумажного и журнала электронного.... об отчетах и прочей бумажной работе я скромно умолчу...
+ общение с родителями, органами опеки и полицией, походы в поликлиники с классом и в театры, подготовка к праздникам............
На больничный нормальные учителя не ходят, каникулы - безусловно нагрузка снижается: нет уроков, тетрадей, НО есть планирование, подготовка методич. материала, мытье полов, чтение литературы, экзамены на курсах повышение квалиф-ции, обновление портфолио...)

мой пед стаж 12 лет, в школе я уже не работаю два года, а работаю менеджером по продаже канцтоваров. О профессии по призванию тоскую, но нагрузку и зарплату даже сравнивать некорректно.
(моим детям 7 и 13, с маленьким ребенком без бабушкиной помощи в коммерции конечно делать нечего, но и не думайте, что в школе таким работникам рады)

Edited at 2012-05-26 06:38 pm (UTC)
hvostova
May. 26th, 2012 10:03 pm (UTC)
Вы во всём правы, и я прекрасно понимаю дополнительную нагрузку, о которой Вы пишете. Понятно, что мои обобщения очень грубы. Но при несравнимости нагрузки и зарплаты бюджетной и коммерческой сфер (хотя, что касается нагрузки, она серьёзно варьируется в коммерческой сфере в зависимости от должности и организации), социальная защищённость тоже несравнима.

Однако, притом что работникам с детьми не очень рады в школах, всё-таки сравнивать уровень социальной защищённости работника коммерческой структуры и школы как бюджетного учреждения, - тоже не совсем корректно. Одно дело - не рады. А другое - когда оплачиваются только 5 дней больничного в году (а сколько болеют в году дети дошкольного возраста, думаю, Вам рассказывать не нужно - Вы и сами всё прекрасно знаете), отпуск - 2 недели, и то не факт, что летом, и из заработной платы налоги отчисляются в лучшем случае с половины.

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2020
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars