?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В последнее время в музыкальной блогосфере активизировалось противостояние между поклонниками классической и поп- (хотя думаю, уместнее сказать - неклассической) музыки. Поскольку мне приходится часто выступать апологетом последней и оппонентом любителей первой (хотя я классическую музыку очень люблю), появилась потребность сформулировать свои аргументы последовательно и обстоятельно, для чего как нельзя лучше подходит форма монолога (по крайней мере, в качестве отправной точки).

Всю музыку можно условно разделить (не претендуя на целостность такой дихотомии, полагаю, что в контексте традиционного спора это оправдано) на классическую и популярную. К популярной при этом относятся танцевальная музыка, рэп, джаз, рок и прочие не-классические направления. Не берусь перечислить критерии, позволяющие классифицировать произведение как классическое ии популярное, но, не забираясь в дебри теоретизирования по этому вопросу, для себя могу четко определить, что классика, а что - популярная музыка.

Строго говоря, и классическая (понимаемая скорее как музыка, соответствующая определенным канонам написания и исполнения, написанная пределенными композиторами в определенные периоды), и популярная музыка могут быть и хорошей, и плохой. Правда, справедливости ради нужно сказать, что у классики серьезное преимущество в смысле качества, поскольку она дошла до нас в порядочно отфильтрованном временем виде, и большинство плохих образцов из нашей памяти вымыло. Впрочем, некоторые остались: для меня такова, например, ”Ласточка” Пуччини. Популярная музыка, скажем, пятидесятилетней давности тоже уже прошла определенный отбор и выявила множество - не побоюсь этого слова - гениальных примеров (в частности, в столь обожаемом мной джазе, который вполне относится к популярной музыке).

Главный же смысл состоит в следующем. Сам по себе тот факт, что классическая музыка пишется по специфическим отличным от популярной канонам, исполняется в специфической манере специфическим (другим по сравнению с поулярной) набором музыкальных инструментов, не дает достаточных оснований для признания ее более ”высокой” или ”лучшей”.

Проблемы начинаются, когда всплывает эта набившая оскомину и, на мой взгляд, чаще всего неверно трактуемая категория - ”попса”. Попса (дальше для простоты восприятия буду без кавычек) - это ни в коем случае не музыкальный стиль и не их группа и не характеристика четко выделяемой по социально-демографическим признакам аудитории. Попса - это уровень качества без привязки к жанрам, стилям и направлениям (низкий, примитивный). Притом само явление попсы выходит далеко за пределы только музыкальной культуры, встречаясь сегодня и во всех других видах искусства, включая кино, театр, литературу, живопись и другие. Не миновала чаша сия и собственно классический музыкальный материал: показательными и красноречивыми примерами присутствия попсы в классике мне кажутся, например, хор Турецкого или совместный проект Игоря Крутого и Дмитрия Хворостовского.

Собственно, основная и системная ошибка яростных апологетов классической музыки, столь же яростно противопоставляющих её музыке популярной, является подмена понятий “популярная музыка” и “попса”, когда оценка всей популярной музыки осуществляется на основе восприятия её самого низкопробного слоя – музыкальной “попсы”. А между тем, не следует судить о явлении по худшим его образцам, тем более что если выбрать худшие образцы исполнения классической музыки, тоже может не найтись аргументов в её пользу. У меня есть один знакомый, который абсолютно уверен в том, что неважно, каковы исполнители, пусть даже совершенно никудышны, но гениальная музыка всегда остаётся гениальной. Я так не считаю, о чём постоянно ему говорю, и уверена: плохо сыгранный Моцарт хуже, чем никакого Моцарта вообще.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
28
Nov. 18th, 2011 12:25 pm (UTC)
Ксения я вас зафрендил, потому что тема очень близка и важна для меня. У меня в блоге есть тэг (попса-непопса), там посты на данную тему.

совершенно согласен с тем, что попса - это способ работы, а точнее, просто халтура. она бывает в любом жанре. но не соглашусь с дихотомией: классическая музыка намного популярнее, чем "популярная":) все знают, кто такой Моцарт, его слушает весь мир, но не думаю, что в США или австралии слушают Киркорова.

отсюда моя странная дихотомия попса-непопса. впрочем, этих условностей можно ещё массу напридумывать.
hvostova
Nov. 18th, 2011 01:05 pm (UTC)
Дихотомия
Я назвала музыку "популярной" в противовес не потому, что она более или менее популярна, чем классическая (хотя тема для отдельного рассуждения - что такое популярность; сам по себе факт знания Моцарта ещё не означает, что он более популярен). Просто мне показалось, что такое название - "популярная" - позволит читателям понять, о чём я говорю. Не совсем близкое, но, если хотите, это некий синоним "эстрадной" музыки (хотя эстрада - тоже не совсем уместна). Поиск адекватного определения для не-классической музыки - тоже отдельная проблема.

Edited at 2011-11-18 05:06 pm (UTC)
28
Nov. 18th, 2011 01:26 pm (UTC)
Re: Дихотомия
понимаю, поэтому её так и можно называть - "не-классическая". насчёт её популярности - вон какой ажиотаж в Большой театр)) уж явно не на попсу билетами спекулируют. ну или там привезли в Пушкинский какого-нибудь Дали - и километровые очереди.
hvostova
Nov. 18th, 2011 01:48 pm (UTC)
Re: Дихотомия
Да, но сегодня популярность Большого, к сожалению, не популярностью классической музыки определяется. А отнесение Дали к классике - вообще вопрос очень спорный.
28
Nov. 18th, 2011 01:54 pm (UTC)
Re: Дихотомия
тем не менее, на классику ходят и оперу слушают. и в музеи на раскрученные бренды тоже ходят. хорошее искусство стоит дорого. а вот попса дорого стоить не может, как и любая подделка. в лучшем случае она навязчиво выстрелит, потому что купятся на рекламу.
hvostova
Nov. 18th, 2011 02:10 pm (UTC)
Re: Дихотомия
"Попса" - да, но не не-классическая музыка. Вы тоже попадаете в ловушку снонимичности "попсы" и "не-классической музыки", противопоставляя "попсу" и "классику", а именно такое противопоставление - некорректно.
28
Nov. 18th, 2011 02:13 pm (UTC)
Re: Дихотомия
не-классическая музыка может стоить дорого. я не попадаю в ловушку:)
hvostova
Nov. 18th, 2011 02:44 pm (UTC)
Re: Дихотомия
Согласна. Не совсем правильно с первого раза поняла Ваш предыдущий комментарий.
ivlae
Nov. 18th, 2011 12:49 pm (UTC)
плохо сыгранный Моцарт хуже, чем никакого Моцарта вооб
Согласна! -:)
Иногда так уши вянут на классике, что хоть святых выноси -:(
alexeigrekov
Nov. 18th, 2011 04:23 pm (UTC)
Согласен и я.
hvostova
Nov. 18th, 2011 04:54 pm (UTC)
Спасибо!
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars