?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Elena_Andrey_Zvyagintsev_[2011_g._Boevik_SATRip]_1320601641-322050Важной мыслью, которую последовательно проводит в своих фильмах Андрей Звягинцев, которая, конечно, не нова, но изрядно подзабыта, которую постоянно стараются заглушить happy end’ами, психоаналитиками и поиском состояния душевного комфорта (не спокойствия, гармонии, равновесия, а именно комфорта – такого безразлично-равнодушного ко всему состояния, когда ничто не болит и не скребётся внутри): есть в жизни человека такие поступки, после которых ничего не исправить и назад не вернуть.

Эта мысль принципиальна, чтобы понять, как жить, однако очень немногие обращаются к ней. Мой первый опыт размышлений на эту тему был связан с романом Джона Апдайка “Кролик, беги”. Потом – с романом Уильяма Голдинга “Свободное падение”, после которого моя собственная позиция по этому вопросу сформировалась окончательно и определённо.

Эта мысль кажется тем важнее, если учитывать её непопулярность как таковую в русской православной традиции с её “не согрешишь – не покаешься”, что уже само по себе не способствует удержанию от греха, не стимулирует не переступать черты, а скорее выступает своеобразной индульгенцией a priori.

Казалось бы, сама по себе мысль необратимости человеческих поступков проста до банальности, но в действительности современные герои живут как будто “начерно”, как будто впереди будет ещё не один десяток таких же жизней, как будто всё понарошку, не всерьёз, как будто стоит только скомкать и выбросить в мусорную корзину исписанный листок, положить перед собой чистый и начать заново – и всё вернётся.

Андрей Звягинцев же упорно доказывает, что что бы ни сделал человек, назад ничего не возвращается, и ему – человеку, герою, – отныне придётся жить с тем, что он сотворил. От осознания необратимости этого начинает бить мелкая дрожь уже в середине фильма, чему немало способствует музыка Гласса, то заглушаемая, то выходящая на первый план и неприятно бьющая по ушам. Каменность Елены в исполнении Надежды Маркиной делает этот груз необратимости невыносимым, и ты начинаешь вместе с ней с тревогой ждать: ну вот, ну сейчас, вот здесь грянет возмездие. Она его ожидает после отравления Владимира ежедневно, ежеминутно, ежесекундно, и кажущаяся недоигранность, на мой взгляд, – это не более чем в полной мере осознанное смирение перед неотвратимостью наказания, перед своей обречённостью. Собственно, ожидание этого наказания – основной лейтмотив второй половины фильма, однако постепенно, видя, что ничего ужасающего не происходит, Елена начинает, пусть пока  механически, жить, уже переступив черту страха. А вместе со страхом перед будущей карой – и черту собственной совести.

Кажется, что понимание того, что Бог её не покарал, приводит Елену к примирению со своим поступком, к рождающемуся в глубине чувству собственной правоты. В конце концов, в “Елене” побеждает исключительно животный мотив, которыйоказывается намного сильнее духовного начала не только до отравления (Елена не мучается и не мечется, решаясь на него: для неё выход кажется ясным, очевидным и простым с самого начала), но и после отравления (её мучает не совесть, но ожидание возмездия, которое постепенно сменяется примирением с самой собой). Этим “Елена” отличается от “Возвращения” и “Изгнания”, в которых наказание неизменно свершалось. В “Елене” героиня переступает моральный барьер и живёт дальше, не оглядываясь назад.

Это начало конца без совершенных проблесков света в конце тоннеля.

P.S. Вдогонку созрел ещё такой совершенно отвлечённый вопрос: мог ли главным героем фильма вместо Елены быть мужчина? Думаю, что нет, никогда и ни при каких обстоятельствах, и в этом направлении тоже открывается огромное поле для размышлений.

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
trava_zdes
Nov. 13th, 2011 12:28 pm (UTC)
А мне вот показалось, что не ждёт она никакого наказания. На убийство она пошла спокойно, рассудительно, без ненужных рефлексий. Ну разве что руки немного потряслись с непривычки. На мой взгляд, Елена настолько считает себя правой, что ей даже и вспоминать-то о Владимире не с руки. Не случайно, когда сын предлагает назвать будущего ребёнка в честь покойного отчима, она быстро говорит: нет, уж пусть лучше девочка. Мне кажется в её сознание (равно как и у сына, и у внука) генетически заложен этот небезызвестный посыл: делиться, мол, нужно. Так, чтоб всё поровну. Иначе порвём, потому как нечего...
hvostova
Nov. 13th, 2011 12:38 pm (UTC)
Мне всё-таки показалось, что какое-то время после отравления она этого наказания ждала, но на определённом этапе - да - случился перелом, и она посчитала себя правой. Не скажу, в какой момент точно у меня возникло ощущение перелома в её сознании, но оно было. При этом я не имею в виду, что Елена ждала наказания, потому что считала себя не неправой. Она ждала его, потому что где-то подспудно, на формальном уровне знала, ей было внушено, что за убийством следует наказание.
azz00
Dec. 7th, 2012 06:53 am (UTC)
Посмотрел фильм полностью. Вот пошла эта мода: фильмы без композиции, снятые камерой с неподвижного штатива, какое-то шоу "за стеклом",только участники - не одноклеточные дебилы, а максимально приближенные к реальности персонажи. Тем не менее фильм захватывает - хорошей игрой. Все очень убедительны, все очень хорошо играют. В итоге - дурное послевкусие и тухлая отрыжка, как будто наелся какой-то дряни. Только дальше-то что? На древнегреческий катарсис эта отрыжка все-таки не тянет. Человеческое сознание имеет свойство нивелировать такие вещи, отодвигать их, вытеснять и пр. Жить надо весело! И ни в коем случае не думать о том, что вот сейчас, в эту минуту, кто-то умирает в хосписе, а кому-то сапогом отбивают половые органы в армии...К чему это приводит Вы писали в заметках к "Как я провел...".Так что надо, надо почаще тыкать носом вот в эту правду жизни...И не надо этих занудных анализов психологии убийства. Такие "Леди Макбеты" и их быдлячьи семьи были и будут. И мы должны почаще видеть такие вот "дурные сны" о них.

Не могу не сказать все же о порядочной доле сценарной грязи, бросающейся в глаза. Ну ясное дело - по факту такой смерти возбуждается уголовное дело. И тут же вылезает такое количество мотивов для убийства - вовсе не надо быть комиссаром Мегрэ. Понимаю - цель фильма не в этом, это разрушило бы фильм, но....
hvostova
Dec. 9th, 2012 12:23 pm (UTC)
Не знаю, мне не кажется, что это мода: таких фильмов относительно немного. Даже мало.

По поводу сценарной грязи: тоже не могу точно определить, до какой степени что-то воспринимается, как недоработка. Это зависит, наверное, от того, как сделано всё остальное.
azz00
Dec. 9th, 2012 03:16 pm (UTC)
"Все остальное" сделано очень качественно - базара нет. Вживаешься в действие и забываешь, что перед тобой актеры. Убийство все же надо было спланировать иначе. Вспомните старый французский фильм "Бассейн" (С Роми Шнайдер и Аленом Делоном). Вот там как раз такая ситуация. Убийство произошло, полицейские чего-то подозревают но доказать не могут, и герои фильма остаются наедине со своей совестью...
Это не то чтобы недоработка. Это именно сознательная грязь.
Вот Вам пример другой грязи. А.Хотиненко, снимая в районе Мурманска материал для фильма "73 метра", обратился к нашей лабе с просьбой поймать несколько серебристых чаек для съемок. Один наш работник поймал ему живую чайку. Роль птицы, если вы смотрели этот самый неудачный фильм режиссера, заключалась в следующем: матрос-казах красит что-то краской по поручению офицера, а чайка сидит рядом. Неожиданно матрос опрокидывает краску и часть ее попадает на птицу. И эта вымазанная чайка потом периодически появляется в кадре (в особо зловещие моменты - взрыв на борту подлодки, гибель экипажа и пр.) то летящей, то- сидящей на причале. Летящую чайку снять дело нехитрое, птицы постоянно сопровождают суда, но вот заставить чайку сидеть в кадре - сложнее, хотя и ненамного. Птицу можно элементарно прикормить, и она будет прилетать даже после того как ее выкрасили. Но у Хотиненко вероятно не было зоогруппы, да не было и желания возюкаться с прикармливанием. И поэтому в кадре несколько раз появлялась дохлая, сплющенная тушка чайки кое как присобаченная к причалу, не знаю - та самая или настреляли еще где-то. И неважно, сколько людей с профессионально набитым глазом заметят это - 1% или 10%. Это - грязь и неуважение к зрителю.
Может быть у нас таких фильмов и немного, но в Европе - предостаточно. Вот сидишь и смотришь, как проходит какой-то отрезок жизни к примеру - пожилой супружеской пары, как она общается с другими людьми-такой набор человеческих характеров в интерьере обычной ежедневной суеты ("Еще один год"). Конечно, в "Елене" все гораздо круче, но все тоже - не конфликта, нет напряженности в каких-то отдельных точках, узлах что-ли....Кстати - я то как раз и любитель таких фильмов. Эти фильмы не берут за шиворот и не встряхивают с силой, но они непременно должны быть - наверное для формирования у человека какого-то взвешенного ощущения - жизнь такова, человек - таков. Можно, конечно, пропархать жизнь восторженным стрикозлом с цветка на цветок, но мне кажется, человек, понимающий, что жизнь скорее трагична, чем наоборот, будет более "продуктивным" и менее эгоистичным что-ли....
Ну я и навалял :)
hvostova
Dec. 9th, 2012 03:34 pm (UTC)
Хотиненко я скорее не люблю (по-моему, его "1612" ещё хуже, чем "72 метра").

по поводу чайки согласна - грязь. А вот по поводу поворотов сценария - не знаю. Если так подходить, полагаю, можно любое литературное произведение и любой фильм разорвать на куски. Не то чтобы этого никогда не нужно делать, просто я, скажем так, не готова обсуждать это в "Елене". У меня сложилось целостное восприятие этого фильма и мне, наверное, просто не хочется в нём так рыться.

azz00
Dec. 9th, 2012 04:44 pm (UTC)
Ну вот - я и не знал о таком - "1612". Это что, тоже глубина?
Соглашусь - мне тоже не хочется копаться, прочие достоинства фильма все это нивелируют.
Я лично знаю людей, вот таких же примерно людоедов(молодая семья, мать мужа бросает клич - "в Москву", её псевдозамужество за одиноким алкашем в Москве, прописка, спаивание алкаша до смерти, наследование квартиры - и вот оно - счастье - переезд всем мурманским кагалом в Москву! И спокойная, счастливая жизнь в этой самой квартире. Я вот думаю - как такие люди воспринимают такие фильмы?"Кровавые мальчики" им не мерещатся? Что-то мне подсказывает, что - нет.
(no subject) - azz00 - Dec. 9th, 2012 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 9th, 2012 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Dec. 9th, 2012 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 10th, 2012 04:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Dec. 10th, 2012 06:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 10th, 2012 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Dec. 10th, 2012 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 10th, 2012 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Dec. 10th, 2012 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 10th, 2012 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Dec. 11th, 2012 02:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 11th, 2012 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Dec. 11th, 2012 08:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 11th, 2012 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 11th, 2012 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Dec. 11th, 2012 08:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 11th, 2012 08:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Dec. 11th, 2012 08:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 11th, 2012 08:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Dec. 9th, 2012 06:42 pm (UTC) - Expand
Rangifer Tarandus
Nov. 10th, 2012 07:14 am (UTC)
К сожалению весь фильм целиком не посмотрел, два раза натыкался на него в последней трети. Но этого было достаточно,что бы в голову пришли две мысли:
1)неужели Достоевский с его мучениями преступника уже не актуален (преступника вот такого типа, генетических убийц-садистов мы оставляем за скобками)?
2)Достоевский актуален, но не в случае с убийцей-женщиной.
И вот теперь я с удовольствием нашел ту же мысль в Вашем P.S.

Ну а поле для размышлений открывается ясно дело какое - всякий разный индо-германский женоненавистнический пессимизм, трактующий женщину как самку, способную ради детей загрызть кого угодно. Надо бы герою все-таки быть мужчиной, а так как-то весь конфликт смазан....
hvostova
Nov. 10th, 2012 07:21 am (UTC)
Ну, к сожалению, приходится признаться, что большинство женщин именно таковы. И я не считаю, что это не по-мужски - об этом говорить. А то получается, что никто об этом не говорит, а потом мужчины с этим сталкиваются и искренне не могут понять, что происходит, и отсюда - уже покалеченные судьбы.

Достоевский, конечно, актуален, но у Достоевского - что? у него опередившая его лет на сто идея об "идеологическом" убийстве: этот феномен женщинам практически не присущ.

Edited at 2012-11-10 11:22 am (UTC)
Rangifer Tarandus
Nov. 10th, 2012 07:39 am (UTC)
Согласен, есть темы, упорно табуируемые общественным сознанием (надо думать - в интересах самосохранения).
Гениальный Отто Вейнингер проник в эту проблему, но - увы - рехнулся и застрелилсят в 23 года. А как бы мог развить и обосновать эту тему! И не для того, чтобы окончательно изругать женщин, а именно внести какую-то ясность в отношения полов.

Ну, не знаю, как у Раскольникова с идеологией. По моему - он одуревший от голода и нищеты студент, придумывающий оправдание для убийства...
hvostova
Nov. 10th, 2012 07:45 am (UTC)
Это и есть идеология: когда пытаешься придумать стройную систему оправдания убийства. В этом и была гениальность Достоевского: он её увидел задолго до того, как мы сполна познали, к чему это приводит.

Про природу женщин и Толстой всё написал (что не помешало ему прожить больше 80 лет), только читать его внимательно почти никто не хочет.

Edited at 2012-11-10 11:46 am (UTC)
Rangifer Tarandus
Nov. 10th, 2012 11:53 am (UTC)
Да уж, Толстой к старости тот еще был зануда на этот счет. Сожалел, что женился ("дурак был молодой-вот и женился").
Наташа Ростова в начале романа показана пустоголовой бабой, в миг изменившей (Пьеру?) с Курагиным (с глаз долой-из сердца-вон - эти пошлые трагедии о невестах, не дождавшихся из армии своих возлюбленных уже стали общим местом). В конце романа Л.Н. именует ее "здоровой плодовитой самкой". Все правда, но знаете ли, мне все-таки ближе идеализированные тургеневские женщины, пусть и не существующие в природе....
hvostova
Nov. 10th, 2012 04:50 pm (UTC)
Ну, Толстой про женскую сущность понял всё гораздо раньше, чем в старости. И вообще, его отношение не столь однозначно. Всё вот собираюсь написать о прочитанном "Бегстве из рая" Павла Басинского. В скорости соберусь, наверное.

И с Наташей Ростовой всё, мне кажется, не так уж просто.

А тургеневские девушки - они, конечно, хороши, но это исключительно если ты понимаешь, что в жизни так почти не бывает. Иначе жизнь можно сломать, и много таких сломанных жизней, в которых думаешь, что рядом с тобой - тургеневские девушки, а потом оказывается, - что это даже не Анны Каренины.
Rangifer Tarandus
Nov. 10th, 2012 05:07 pm (UTC)
Ну конечно - я понимаю - все не однозначно и непросто! Не воспринимайте мои слова всерьез. Человек вообще крайне сложен, его достоинства суть обратная сторона его недостатков и наоборот
(не помню, кто это сказал)и так далее и так далее...Человек в принципе непредсказуем (Оскар Шиндлер - циничный торгаш, работавший на военную промышленность Германии вдруг бросил все и начал спасать простых евреев).
А что касается сломанных жизней - так ведь это 100% лотерея. Обе стороны - до определенного времени "коты в мешке". Я вот тоже не исключение. Но это отнюдь не слом жизни. Видимо, есть какая-то кармическая необходимость в этом опыте - неважно - удачном или нет. А сидеть и вычислять "идеальную женщину" - нет, это неправильно...
hvostova
Nov. 10th, 2012 05:13 pm (UTC)
Конечно, неправильно. Да и не вычислишь никогда. Но быть готовым, подготовленным к тому, что может произойти, - это всё-таки очень важно. Потому что когда ты подготовлен, ты готов это воспринимать с определённой долей мудрости, терпимости, ещё чего-то такого. А когда ты совсем не готов - это может быть разрушительным шоком.
(no subject) - Rangifer Tarandus - Nov. 10th, 2012 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Nov. 10th, 2012 06:01 pm (UTC) - Expand
( 37 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars