?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

“Обыватель с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть разрывается между стремлением поступать как все и приобретать ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, – и страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. Он жаждет останавливаться в лучших отелях, путешествовать в первом классе океанского лайнера с капитаном в белоснежном кителе и великолепным сервисом. Соседство с главой компании и европейским аристократом может вскружить ему голову. Нередко он – сноб. Богатство и титул приводят его в восторг: “Дорогая, сегодня я болтал с герцогиней!”

(В. Набоков. “Пошляки и пошлость”)

Удивительно осознавать, что вся современная цивилизация построена на эксплуатации этого самого что ни на есть снобистского и обывательского стремления почувствовать себя “избранным”…

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
ivlae
Sep. 22nd, 2011 05:01 am (UTC)
Последние двадцать лет из нас делают общество потребления.
Вернее - уже сделали.

А в обществе потребления обыватель - самый главный персонаж -:(
hvostova
Sep. 22nd, 2011 05:02 am (UTC)
Конечно... только не делают, а не препятствуют тому, чтобы делали. Человек - такое существо, оно всегда стремится к потреблению и обывательству, и особых усилий прикладывать, чтобы сделать из него потребителя не нужно. А вот чтобы не сделать потребителя - ещё ой какие усилия нужны.
усилия нужны - ivlae - Sep. 22nd, 2011 05:16 am (UTC) - Expand
Re: усилия нужны - hvostova - Sep. 22nd, 2011 05:20 am (UTC) - Expand
Re: СМИ - ivlae - Sep. 22nd, 2011 05:56 am (UTC) - Expand
Re: СМИ - hvostova - Sep. 22nd, 2011 06:04 am (UTC) - Expand
Re: СМИ - galvanika - Sep. 22nd, 2011 06:16 am (UTC) - Expand
Re: СМИ - hvostova - Sep. 22nd, 2011 06:32 am (UTC) - Expand
Re: СМИ - galvanika - Sep. 22nd, 2011 08:12 am (UTC) - Expand
Re: СМИ - hvostova - Sep. 22nd, 2011 12:21 pm (UTC) - Expand
Re: избранность - ivlae - Sep. 22nd, 2011 06:56 am (UTC) - Expand
Re: избранность - galvanika - Sep. 22nd, 2011 08:20 am (UTC) - Expand
Религия - hvostova - Sep. 22nd, 2011 12:20 pm (UTC) - Expand
Re: Религия - ivlae - Sep. 23rd, 2011 01:36 am (UTC) - Expand
Re: Религия - hvostova - Sep. 23rd, 2011 05:24 am (UTC) - Expand
Re: будущее - ivlae - Sep. 23rd, 2011 05:33 am (UTC) - Expand
Re: будущее - hvostova - Sep. 23rd, 2011 05:35 am (UTC) - Expand
Re: будущее - ivlae - Sep. 23rd, 2011 05:40 am (UTC) - Expand
Re: будущее - hvostova - Sep. 23rd, 2011 05:42 am (UTC) - Expand
Re: будущее - ivlae - Sep. 23rd, 2011 05:49 am (UTC) - Expand
galvanika
Sep. 22nd, 2011 06:09 am (UTC)
А если я хочу отдохнуть в красивом месте и с удобством, где не надо будет задумываться о насущном, ну хотя бы неделю, просто отдохнуть мыслями от работы и забот, поплавать с черепахами, заплатив за это соответственную сумму, то я тоже обыватель-потребитель?
hvostova
Sep. 22nd, 2011 06:12 am (UTC)
Нет. Сейчас попробую объяснить Вам разницу между обывателем и не-обывателем, отдыхающими в одном и том же месте:
Не-обыватель рассказывает, какие там замечательные черепахи, как здорово было обо всём забыть.
Обыватель расскажет, сколько он заплатил, каким классом летел, кто отдыхал там в прошлом году.

Edited at 2011-09-22 10:12 am (UTC)
(no subject) - galvanika - Sep. 22nd, 2011 06:17 am (UTC) - Expand
Отдых - hvostova - Sep. 22nd, 2011 06:35 am (UTC) - Expand
Re: Отдых - galvanika - Sep. 22nd, 2011 08:15 am (UTC) - Expand
Rangifer Tarandus
Oct. 29th, 2012 12:43 pm (UTC)
Хаха - "а всем пофиг.. и он умер". Это прямо чеховская "смерть чиновника" какая-то.
hvostova
Oct. 29th, 2012 01:03 pm (UTC)
Точно.
Rangifer Tarandus
Nov. 3rd, 2012 01:40 pm (UTC)
И все таки Набоков несколько не современен. Ну смотрите - сейчас нет выраженного стиля в одежде, прическах и пр. Нет жестких правил "камильфо". Хочешь - ходи в обтяжку, хочешь - ходи в мешковатом в чем-нибудь. Я, например, живу как Диоген, с минимумом барахла, одеваюсь как попало (спортивный стиль) но у меня есть знакомые барахольщики, совершенные антиподы, тратящие сотни и сотни тысяч на обустройство своих конур, на тряпки. Конечно, это меня "идеологически" коробит слегка, но что бы презирать их? Они также равнодушны к моему небарахлизму, и мы нормально общаемся, хотя и не друзья конечно. Догадываюсь, впрочем, что это просто предмет "понтов" переместился в другую сферу: "понты" должны находиться в сфере дифицита, коим для наших граждан пока остаются всякого рода путешествия и сопровождающий их сервис. Путешествующие мещане могут быть спокойны: хотя и не удивишь сейчас никого отпуском на Кипре или Египте (последний так скоро будет просто дурным тоном считаться), для большинства граждан долго еще мир будет недоступным, а для меньшинства будет материал для истязания каких-нибудь одноклассников своими фотоотчетами об отдыхе на Бали....
hvostova
Nov. 3rd, 2012 03:02 pm (UTC)
Всё бы так, как Вы говорите, но эти "мещане" не так уж безобидны.
Rangifer Tarandus
Nov. 3rd, 2012 03:51 pm (UTC)
Чем же они опасны?
hvostova
Nov. 3rd, 2012 04:23 pm (UTC)
Подменой духовных ценностей материальными мелочами, желанием не быть, а казаться, никем при этом не являясь.

Edited at 2012-11-03 08:24 pm (UTC)
Rangifer Tarandus
Nov. 3rd, 2012 04:26 pm (UTC)
Я это к тому, что огромному большинству населения просто не до понтов. Сводят концы с концами, варятся в бытовухе. Соревнования по количеству звезд в отелях, дороговизне машин и тряпок - это по части "людей из телевизора". В жизни как-то редко пересекаешься с такими. По-настоящему плохо то, общество - в принципе потребительское, и это отвратительно безотносительно к тому соревнуются обыватели в уровне потребления или нет. Люди просто не понимают что еще может быть в жизни кроме потребления. Даже если это потребление маленького человека без всяких претензий на "камильфо". Тошно смотреть на счастливые рожи обладателей новейшей версии айпадов, еще больше тошнит от рекламы автомобилей. Но с этим ничего не поделать. Ни красота ни искусство мир не спасут. Мне сейчас вспомнился фильм "Доказательство сторон" - какими ценителями (оказывается) Бетховена были все эти немецко-фашистские изверги...
hvostova
Nov. 3rd, 2012 04:31 pm (UTC)
А это как раз из той же серии. Этим и страшно: Бог с ними, с автомобилями и смартфонами, но это автоматически распространяется и на важные вещи: на литературу, на понимание того, что хорошо и что плохо, на религию.
Rangifer Tarandus
Nov. 3rd, 2012 04:42 pm (UTC)
Для Гиммлера, страстно аплодировавшего исполнению сифонии №5 Л.В.Бетховена (в фильме - документальные кадры) симфония - духовная ценность?
hvostova
Nov. 3rd, 2012 04:49 pm (UTC)
Вот в том и дело, что нет, не духовная ценность. Потому что это - последствие эффекта подражания, а не любовь к Бетховену.
Rangifer Tarandus
Nov. 3rd, 2012 04:47 pm (UTC)
Да, как же все запущено! Все рекомендации социальных психологов типа Э.Фромма - от стенки горох.
( 36 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars