?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

“За синими крышами дач, за кронами неурожайных яблонь чёрный небосвод с краю багрово потеплел. Но это был отсвет пожара, а не рассвета. Рассвет разгорался невообразимо далеко от деревни Ненастье – над хребтами Гиндукуша,  над побережьем Малабара. Ненастье пока ещё лежало в темноте этой долгой субботы. Хотя на Земле, пусть и очень далеко, всё равно уже началось воскресенье”.

НенастьеХороший романист – это не просто мастер художественного слова, внимательный наблюдатель, изобретательный фантазёр и умелый рассказчик. Это ещё и очень умный человек, способный выстроить конструкцию романа так, чтобы жёсткая, просчитанная, выверенная структура оставалась незаметной, невидимой, как бы отсутствующей, но состояла бы при этом из прочных направляющих, создающих напряжение, удерживающих внимание читателя, препятствующих “провисанию” сюжета, ведущих из мгновенного начала к логичному финалу, создающих плотный, насыщенный, наполненный героями и событиями параллельный мир без белых пятен и чёрных дыр.

Я всё больше ценю такое достоинство, как ум, и, возможно, поэтому читаю всё больше хороших романов (иногда попадаются разные). (Это не мешает мне всё больше ценить и такие простые вещи, как отзывчивость и доброта).

Алексей Иванов, кажется, запросто пишет толстые романы, и какой бы ни была тема, когда и где ни происходило бы действие, каким бы ни был сюжет, они всегда захватывающие.

“Ненастье” – очень динамичный роман, иногда напоминающий action, иногда – сериал “Бригада”, иногда – трогательную мелодраму, иногда – глубокую трагедию. Каждый жанрово дифференцированный фрагмент органично вписан в общую схему и не выбивается из стилистического единства романа. О любви Германа и Танюши (Танюши и Германа?) – очень кратко, скупо, но пронзительно до слёз.

Разорванные во времени события складываются, как паззл, в котором каждая новая глава добавляет кусочек к ленте повествования, заполняет пустовавший до того промежуток, подводя к событийной непрерывности в конце. Кусочки соединены друг с другом и наклеены на романное полотно аккуратно, пригнаны точно, а швы незаметны настолько, что не успеваешь понять, когда произошло переключение и как получилось, что ты уже в другом измерении.

Столь же свободное обращение и с пространством: Батуев, Афганистан, Малабар, Хургада, дачный посёлок Ненастье. Они написаны уверенной, твёрдой рукой точно знающего, что, как и зачем. В “Ненастье” Алексей Иванов – это зрелый писатель с ясностью мысли и внятностью речи, безжалостно отсекающий всё лишнее, оставляющий только самую суть, самую соль. Бритва Оккама в действии.

И последний не изменяющий мне признак хорошего романа: перевёрнута последняя страница и остаётся пустота, как будто пропало, исчезло, потерялось, закончилось что-то важное и большое в твоей собственной жизни. И некуда вернуться.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
Kapitan Arctika
Nov. 21st, 2016 08:39 am (UTC)
Качаю аудио. Как раз планирую 2-3 однодневных похода по зимнему лесу, буду слушать)))
Kapitan Arctika
Jan. 30th, 2017 10:13 am (UTC)
Очень странно, что я один тут со своим диким комментарием...

В целом роман понравился, точнее понравился текст как таковый. Хороший стиль, мастерство психологического портрета, умение кратко и емко описать характер, ситуацию, пейзаж, настроение. Но в общем - Вы верно написали - пазл - такая большая двумерная картина из кусочков. А хотелось бы объемной панорамы с присущими ей оптическими аберрациями, крупностью и прописанностью одних деталей и отдаленностью и затуманенностью других. За этими рококошными изумительно прописанными деталями фасада теряешь сам фасад, за этими деревьями теряешь лес. К чему это невыносимо долгое и подробное описание бытия "псов войны" (с) в социально-экономических реалиях лихих 90-х-начале 2000-х? Цель - была в этом? Про роман пишут - "роман о современности". На самом деле - исследовательский срез - социальная группа "афганцы", никакая современность не прописана или показана так, что на ее фоне они не выглядят уродством, в романе они органичны, вся жизнь кругом воспринимается как что-то вот такое же уродливое и тягостное. Слишком мрачно, тягостно и в общем неверно, на мой взгляд. Жизнь и современность была не только такой, и уж во всяком случае можно было жить и воспринимать ее иначе (что я, например, и делал, несмотря на ужасную нищету и прочие прелести тех лет). Все афганцы за исключением Германа - просто моральные уроды и нравственные калеки, такое же точно прилежащее к ним бабье (за исключением главной героини). Сам Герман - прошедший такую войну и земную жизнь пройдя до половины остается добрым, справедливым человеком, но одновременно каким-то инфантильным болваном: прибивается сначала к этим волкам, потом дает женить себя на какой-то стерве, а потом вдруг ощутив в сорок лет, что все кругом устроились а он как-то вот - нет, ничего лучше не выдумал, как спереть вагон бабок, и таким же путем хочет осчастливить любимую женщину - устроить ей пожизненный дауншифтинг в Индию опять же с кучей денег. Последняя сцена вероятно задумана как катарсис, но когда понимаешь, что за ней - никакой истинной трагедии кроме какого-то глупого блуждания впотьмах - никакой она не катарсис....
Идеальный готовый сценарий для какой-нибудь "Бригады", но замах на "Роман о современности" - извините, не оправдан). Главному герою - "Не верю" (с).
Конечно, это первое смутное общее ощущение. Возможно, перечитав роман, я что-то иное почувствую. Летом скорее всего стрясется рейс в Баренцево море, обязательно возьму туда аудио (и новейший роман о Петре тоже возьму))). Многочасовое смотрение на "50 оттенков серого" хмурого северного моря идеально располагает к подобным слушаниям...
hvostova
Feb. 2nd, 2017 05:47 pm (UTC)
У меня другое восприятие романа сложилось: для меня социальный срез афганцев не выступал там на первый план: это просто детально прописанный фон выбранного сюжета (и хорошо, что детально), но ценность романа гораздо более общая, и привязка к конкретному месту/времени - литературная необходимость, а не самоцель.

И главный герой как раз, на мой взгляд, получился очень убедительным. И финал как раз очень логичный: он задуман не как пафосный "катарсис" (к чему мы так привыкли в классическом русском романе, но что безнадёжно, по-моему, устарело как литературный приём), а как достоверный конец истории, в который верится на 100%, даже на 200%.

А что касается восприятия жизни такого и не такого. Ну так Иванов пишет о своём - Вы, если можете, напишите о своём, а пенять автору на то, что Вы что-то видели или увидели по-другому и что можно что-то было увидеть по-другому, так это он, я думаю, не хуже Вас понимает. Но это его роман, а не Ваш.
Kapitan Arctika
Feb. 3rd, 2017 07:42 am (UTC)
Наверное мне все-таки противопоказаны крупные романы )))
Как-то вот не возникло у меня ощущения этакого захватывающего "пути исканий" (отца Сергия, Андрея Балконского и т.д. и т.д.). Или необходимо более вдумчивое прочтение (придется ждать моря))). Это по первым двум абзацам Вашего ответа.

По третьему абзацу - ну не так же я глуп, чтобы возмущаться несовпадением своего мироощущения 90-х и мироощущением автора! Но если бы можно было услышать возражение некоего обобщенного, "коллективного современника", оно, мне кажется, было бы близким к моему. Конечно, автор волен измыслить какого угодно Гомункулуса, поселить его в какой-то мрачный город, населенный вурдалаками и т.д., но роман все-таки историчен, слишком много в нем соответствующих указаний на эпоху. Если нет, если это мне показалось - тогда вопрос снят.
hvostova
Feb. 3rd, 2017 05:54 pm (UTC)
По-моему, там и нет "захватывающего пути исканий", и Алексей Иванов и задачи такой не ставил - сегодня это, мне кажется, не так интересно и актуально.

Путь, никуда не ведущий, - сравнивать ощущения героя романа со своими, неважно в контексте каких событий. Он тупиковый и, главное, он ровным счётом ничего не говорит о романе и не свидетельствует о его качестве. То есть если большинство солидарны с воззрениями героя - это ещё не значит, что роман хороший, равно как и наоборот.
Kapitan Arctika
Feb. 4th, 2017 02:57 am (UTC)
Любая жизнь - путь исканий. Даже "неделатель" Виктор Служкин - ищет. Можно конечно и просто плыть по течению под девизом "куда кривая не вывезет". Но Герман - другой тип вроде бы, и в тоже время он плывет в этом мутном потоке, без какого-то выраженного отношения к жизни. Можно конечно оказаться в ситуации, когда не до ковки своего счастья, быть бы живу, и остаться бы человеком, не наделать подлостей, но среда, в которой обитает Герман, допускает гораздо более степеней свободы. Понимаю, автор так задумал - но вот у меня нет ощущуния адекватности его характеру всему окружающему, он должен дергаться, протестовать и рваться из этой колеи. В итоге же - эта дикая голливудская идея наладить жизнь с помощью кучи денег. Как-то все неорганично.
Я не говорю что автор должен угождать моему представлению о том, как должен себя вести герой в той или иной ситуации. Но в сюжете должна содержаться некая "правда", которая, по прочтении, должна вызывать может быть и смутное, но ощущение что - вот - правда, правильно, даже если сюжет остается открытым или все кончается плохо. Вот не возникло этого ощущения!!!
Ну ладно, не буду Вас больше морочить, лучше перечитать роман ))

Kapitan Arctika
Feb. 4th, 2017 03:40 am (UTC)
И еще добавлю - автор вовсе не свободен в своем изложении, он - медиум какой-то истины, о которой он говорит нам, неважно, фантастичен сюжет или реалистичен. Вот это ощущение истины должно возникать в итоге прочтения....
hvostova
Feb. 4th, 2017 04:04 pm (UTC)
Видимо, у меня не столь заоблачные требования к литературе: я не жду от неё в обязательном порядке такой вот истины, хотя если она случается, очень радуюсь.
hvostova
Feb. 4th, 2017 04:05 pm (UTC)
Я взяла читать "Комьюнити".
Kapitan Arctika
Feb. 5th, 2017 02:08 am (UTC)
В сети оценки плохие, но это интригует. Прочитал страницу - все тот же замечательный слог. Попробуем :)
Р.S. Автор раздражает своей плодовитостью....

Edited at 2017-02-05 05:11 am (UTC)
hvostova
Feb. 5th, 2017 04:53 am (UTC)
Я оценки, тем более сетевые, читаю в лучшем случае после того как прочитаю книгу. И то крайне редко.

P.S. Меня не раздражает...
Kapitan Arctika
Feb. 5th, 2017 10:39 am (UTC)
Я с некоторых пор не слушаю никаких критиков. Извиняюсь за оффтоп - почитайте-ка для примера критическую статью на фильм "Старший брат" в Литературной газете (кажется, 2016 г.). Я изумился написанному там бреду: на кой они вообще нужны, критики?
hvostova
Feb. 5th, 2017 01:52 pm (UTC)
Зачем нужны критики, прекрасно написал Оден: http://hvostova.livejournal.com/52352.html.

Они только затем и нужны, но проблема в том, что у большинства критиков сильно искажённое представление об своей функции в культуре.
Kapitan Arctika
Feb. 5th, 2017 03:00 pm (UTC)
Это точно - искаженное (почитайте все-таки про "Старшего брата", ее легко найти в гугле просто по ключевым словам):)
hvostova
Feb. 5th, 2017 07:48 pm (UTC)
Лучше пришлите ссылку, потому что сходу я не смогла найти. Точнее непонятно, о чём конкретно Вы пишете.
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars