?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Портрет с дождёмШёл мелкий, моросящий, совершенно отвратительный дождь. Дул резкий, порывистый, холодный, совсем не майский ветер. Дорога от станции метро “Маяковская” до улицы Рубинштейна мне показалась бесконечной и ужасно утомительной, и поэтому подойдя к Малому драматическому, у меня было именно такое устало-сентиментальное, чувственно-меланхолическое расположение духа, с каким и нужно смотреть “Портрет с дождём”. (Что меня поразило, так это какое-то грандиозно огромное количество зрителей. Я достаточно регулярно хожу в МДТ, и зал в театре всегда полный, но в этот раз казалось, что он был полнее в два, а то и три раза, хотя понятно, что не резиновый). Лирическое настроение помогает уберечь от зрителя от скоропалительных обвинений в безыдейности и бессодержательности, которые вполне могут родиться без должной степени участия к предстающим на сцене персонажам. В первый раз на спектакле Додина эмоциональное восприятие спектакля у меня со всей очевидностью превалировало над рационально-разумным. Не знаю, хорошо ли это для театра, но спектакль мне понравился.

Прежде всего, своей лёгкостью и ненавязчивостью, тем сочувствием и состраданием к каждому несовершенному человеку-персонажу, которые друг за другом по очереди и все вместе появляются на сцене. Нет ни обличения, ни яростных призывов к действию, а только растерянно живущие в попытке найти если не себя, то хотя бы почву под ногами люди. Они ищут центр притяжения, которым в спектакле (не знаю, как в пьесе, потому что найти её сходу для прочтения мне не удалось) выступает героиня Татьяны Шестаковой Клавдия, конечно, совсем не случайно в красном плаще на фоне бесцветно-серого сценического пространства. Но она и сама стоит на этой земле не столь прочно (или просто мне так показалось?..). Как окружающим её нужно почувствовать в ней какую-то опору, так и ей ничуть не меньше нужно чувствовать, что для кого-то она служит той самой опорой, почвой под ногами, стволом дерева, к которому можно прильнуть и почувствовать твёрдость, и не упасть. Они нуждаются друг в друге, но как-то робко и неуверенно, не совсем осознавая эту нужду. А может быть, не сознавая её совсем и действуя скорее инстинктивно в поисках близкого человека.

Этот вопрос о том, нужны ли мы кому-то и нужна ли вообще эта кому-то нужность (может быть, легче без неё, ни к кому не привязываясь и никому не будучи обязанным?..) ставится завершающими фразами, но мне показалось, что ответ на него сегодня уже не столь очевиден, и поэтому такая негромкость и размытость в конце. Впрочем, именно эта неясность заставляет с новой остротой над этим вопросом задуматься. Режиссёр как бы оставляет кавычки открытыми, тем самым заставляя зрителя после спектакля самостоятельно дать себе ответ, напрячься и подумать (а не уйти спокойным и свободным с готовым решением режиссёра, принятым за него).

Когда я лет пятнадцать назад смотрела “Дом”, для меня не подлежало никакому сомнению, что жизнь держится на таких вот пусть уходящих, но всё-таки живущих “праведниках”, которых тогда в роли Лизаветы Пряслиной представляла Татьяна Шестакова. А сегодня я смотрю на сцену, и моё сердце по-настоящему сжимается от осознания того, что такие персонажи навсегда, бесследно исчезли из окружающей нас жизни (и остались только фотографии как единственная память о них). Не представляю, что может их вернуть…

Театральность игры, свойственная Малому драматическому вообще, когда театр не старается заигрывать с зыбкой реальностью, пытаясь с ней слиться или хотя бы умело под неё замаскироваться, а наоборот – намеренно от неё дистанцируется, мне всегда импонировала (я где-то читала, что Михаил Афанасьевич Булгаков предпочитал такую, даже по тем временам устаревшую манеру игры, считая, что именно это и есть настоящий Театр), и в “Портрете с дождём” она присутствует, может быть, даже в ещё большей степени, ярко выводя сценических персонажей. Благодаря этой “отвлечённости” театра от окружающей жизни испытываешь благоговейный трепет перед происходящим на сцене, ощущаешь его существующим вне времени и вне пространства и поэтому немного “вечным”. И именно это приносит столь необходимое очищение духа от всего наносного, сиюминутного, ненужного и неважного, за которым я обычно и хожу на спектакли МДТ. И ещё ни разу мне не пришлось разочароваться…

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
ivlae
May. 23rd, 2011 02:06 am (UTC)
Очень хорошо помню фильм с Польских и Ледоговоровым конца 70-х. Получается, фильм поставлен по пьесе? Не знала...
hvostova
May. 23rd, 2011 02:22 am (UTC)
Портрет с дождём
Не совсем по пьесе (я несколько неверно написала в своей записи): Володин написал киносценарий, по которому сняли фильм, а теперь Додин поставил спектакль.
Этот фильм, кстати, помнят многие из публики, посещающей спектакль. Возможно, поэтому на него и идут - "по следам своей памяти". Я фильма не видела, поэтому мне сравнивать было не с чем.
ivlae
May. 23rd, 2011 02:46 am (UTC)
Re: Портрет с дождём
Не могу сказать, что фильм произвёл сильное впечатление, но всё-таки "зацепил" (раз я его до сих пор помню). Конечно, всё там держится на героине Польских. Очень симпатичная мне Ирина Малышева сыграла дочь, а совсем ещё молодой Юрий Васильев (сейчас - ведущий актёр Театра Сатиры) - сына.

Я редко хожу в МДТ - не знаю, почему... Как-то не сложилось у меня с ними, что ли... На этот спектакль попробую выбраться.
hvostova
May. 23rd, 2011 03:34 am (UTC)
Re: Портрет с дождём
МДТ - театр, мне кажется, достаточно трудный для восприятия (не скажу "сложный", а именно "трудный", требующий постоянной работы зрителя над тем, что происходит на сцене), но у меня с ними сложилось по двум причинам:
1) позиция Уильяма Голдинга о тёмной и страшной сущности человека мне очень близка и, насколько я могу судить, она близка Додину и проявляется в том, что он делает; подобное отношение к человеку как к самому опасному из всех животных непопулярно, в особенности в наш "век гуманизма", но оно моё на 200%;
2) я очень высоко ценю "эпохальные" работы Додина: "Дом", "Жизнь и судьба", "Московский хор" и другие; в них столько всего и показано так, что я даже не представляла себе до них, что такое может быть в театре.

В свете последнего, наверное, "Портрет с дождём" - странное исключение. Может быть, он окажется не по душе ни тем, кто ценит в МДТ "глобальность". Возможно, для тех, кто видел фильм, спектакль тоже окажется чем-то не тем. Но у меня он лёг очень легко и свободно в сознание.
ivlae
May. 23rd, 2011 04:35 am (UTC)
Re: Московский хор и др.
"Московский хор" посмотрела с удовольствием, хотя ожидала большего.
"Дом" в свое время потряс; но я не уверена, что сейчас спектакль произвёл бы на меня сильное впечатление...
Очень понравился мне "Жестяной барабан".
hvostova
May. 23rd, 2011 04:39 am (UTC)
Re: Московский хор и др.
Да, сейчас и меня, наверное, "Дом" потряс бы не столь сильно, но театр тем и ценен, а режиссёр тем и талантлив, что "слышит время" и ставит тогда, когда в этом остро нуждается публика. Ставит то, что в публике отзовётся.

Впрочем, мне кажется, сегодня вообще столь сильное потрясающее действие театра и искусства в целом невозможно из-за колоссально возросшего потока информации и до безграничности расширившегося информационного пространства.
ivlae
May. 23rd, 2011 04:44 am (UTC)
Re: потрясающее действие театра
Мне кажется, что всё-таки большую роль в восприятии спектакля играет возраст зрителя. Имею в виду себя прежде всего. Накапливается эмоциональная усталость...

Наверное, поэтому я больше сейчас хожу в музыкальный театр. Музыка меня возвышает над грешной землёй -:))
hvostova
May. 23rd, 2011 04:48 am (UTC)
Re: потрясающее действие театра
Это, наверное, тоже, но, поверьте мне, современную молодёжь в возрасте 25 лет вообще потрясти чем-то в театре (уж я не говорю про музыку) крайне сложно, практически невозможно. Вряд ли это спишешь на возраст...
ekorolev
Jun. 2nd, 2011 11:43 am (UTC)
Re: потрясающее действие театра
нас в 25 МДТ потрясает каждый раз)
hvostova
Jun. 2nd, 2011 11:47 am (UTC)
Re: потрясающее действие театра
Меня тоже, но при этом я не могу не осознавать, что в данном случае моя реакция не типична для поколения, как и собственно посещение МДТ.

Недавно проводили опрос среди молодёжи студенческого возраста: половина из них не читала повести "Собачье сердце" и не видела одноимённого фильма.
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars