?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Читаю отзывы о концерте Хироми сначала в Москве (12 мая), потом в петербургской Капелле (14 мая). Мне не удалось попасть на концерт, так сказать, по семейным обстоятельствам. Я немного жалею, но уверена, что шанс послушать Хироми вживую мне ещё представится. Пока наслаждаюсь записями и тем, как о её творчестве пишут те, кому на концерты попасть удалось.

Я не знаю, в чём тут дело, но джазовая публика настолько отличается от публики, слушающей классическую музыку. И да пусть простят меня “классики”, но “джазисты” точно отличаются в лучшую сторону. Они способны просто по-настоящему восхищаться талантом музыканта, а не искать случайных скрипов и тресков, не пытаться показать собственную “наслушанность”, эрудированность в музыке. Блоггеры (из которых, судя по всему, добрая половина – сами музыканты, что делает их похвалы только ценнее) искренне, неподдельно восторгаются талантом очаровательной японки, и это приводит меня в совершенно удивительное расположение духа. Я даже почти не жалею, что не была на концерте в этот раз.

Джаз и его слушатели человечнее, что ли, непосредственнее, свободнее. Они не загоняют друг друга в рамки, в которых самим тут же становится тесно. Они не исполняют и не слушают музыку – просто ею живут и рады поделиться с другими. Ничего никому не пытаются доказать: мы такие, какие есть и, надо сказать, замечательные. Отчасти это, наверное, обусловлено тем, что джаз построен на импровизации, которая сама по себе снимает вопрос о канонах, стандартах, образцах. И хотя они здесь присутствуют, ни на кого не давят, никем не воспринимаются как непререкаемый абсолют. Возможно, именно поэтому здесь так ценится “душа”, про которую нередко забывают поклонники классической музыки. И здесь это точно никогда не проходит незамеченным.

Наверное, за это я больше всего и люблю джаз: за его живость, человечность и открытость.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
ivlae
May. 19th, 2011 02:53 pm (UTC)
“джазисты” точно отличаются в лучшую сторону
Наверное, Вы правы.
Но правы и в том, что в джазе "рулит" импровизация. А в классике вынь да положь то, что автор написал.
hvostova
May. 19th, 2011 04:29 pm (UTC)
Re: “джазисты” точно отличаются в лучшую сторону
Вообще проблема так называемой "аутентичности", в том числе в музыке, меня в последнее время немало занимает. В результате размышлений (пока не окончательных) я пришла к выводу, что даже в классической музыке приверженность исполнению "как должно" не столь безусловна, как принято считать.
Во-первых, потому что вопреки представлениям, ноты не дают исчерпывающего понимания того, как на самом деле написал автор. Поскольку музыка - искусство сиюминутное, то мы можем об этом в большей степени догадываться. И нередко мнение о том, как необходимо исполнять то или иное произведение, сформировано лидерами мнений из той же публики (оно при этом тоже изменчиво во времени и пространстве). За примерами далеко ходить не нужно: сонаты Бетховена все пианисты (многие из которых причислены к великим и талантливым) играют совершенно по-разному (причём по-разному и на уровне темпа, и на уровне громкости отдельных нот и музыкальных фраз, не говоря уже о более тонких нюансах).
Во-вторых, я недавно прочитала ряд воспоминаний об известной русской пианистке Марии Юдиной. Она, как и многие наши музыканты, во время войны вела активную концертную деятельность. На одном из концертов она играла большую сонату Шуберта. Как вспоминает Рихтер, очень хорошо, но всё "шиворот-навыворот". И когда он спросил её, в чём причина такого исполнения, Юдина ответила ему очень просто: "А сейчас война!" Мне трудно не восхищаться подобным мотивом у музыканта.
Вывод в общем-то один: о небезусловности исполнения в соответствии с принятыми канонами (которые, ещё раз подчеркну, нередко не задаются непосредственным автором произведения) даже в классической музыке. И хотя бы отчасти в этом смысле, мне кажется, музыка схожа с искусством театра и литературой, когда, даже обращаясь к классике, ищешь то, что связывает их с сегодняшней жизнью и сегодняшней публикой. Да и если бы невозможно было найти подобных связей, оставалось бы это "классикой"?

P.S. Попалась сегодня на глаза афиша о совместном концерте Владимира Спивакова и Виолетты Урманы 27 сентября в Филармонии. Билеты пока есть, но партер - от 2500 рублей. Вроде бы, хочется, но как-то смущает цена. Вы над этим, часом, не думали?..
ivlae
May. 20th, 2011 01:34 am (UTC)
Re: Урмана
Я не видела афишу на сентябрь. Спасибо, что подсказали!
Вокал хорошо слушать и с хоров, особенно напротив сцены. Надо бы прицениться к этим местам.

Конечно, классику играют по-разному. Иначе нужно было бы слушать музыкальные автоматы, запрограммированные на один-единственный и правильный вариант исполнения. А опера? Сколько голосов - хороших и разных! Сколько почитателей и "не-любителей" у самых известных певцов! Да что я Вам говорю - это прописная истина -:)

Тем не менее, если певец не взял какое-нибудь "верхнее до", или певица "недодала" слушателю колоратуры, то ими, как правило, будут недовольны многие слушатели... А в джазе, как мне кажется, очень важно именно настроение.
hvostova
May. 20th, 2011 04:20 am (UTC)
Re: Урмана
С одной стороны, настроение важно. Но с другой стороны, музыкальная сторона в джазе очень важна (хотя и менее заметна). Для импровизации нужно безупречное попадание и в ритм, и в тональность. Да и мои наблюдения позволяют утверждать, что собственно музыкальный слух у джазовой публики очень искушенный, и поэтому рвзного рода ”непопадания” она чувствует очень тонко.
Это отнюдь не означает каких-то моих поедпочтений: я одинаково трепетно и с уважением отношусь к музыкантам, работающим в разных направлениях. А весь разговор затеяла от одной простой мысли.
Я регулярно читаю отзывы о разных оперных постановках и исполнителях. В них появилась одна, на мой взгляд, нехорошая тенденция, характеризующая именно публику: за колоратурами и верхними ми-бемолями перестают слышать ”настроение” (или, что случается чаще, его отсутствие). При всей технической виртуозности музыка без настроения - это не искусство, а ремесло. И в последнее время в оперном искусстве, к моему глубокому сожалению, сильно растет (именно благодаря публике) ценность ”ремесленников”, и при этом падает ценность ”певцов”. Даром интонирования даже среди звезд мировой величины обладают очень немногие. А тем не менее, именно с его появлением рождается настоящий талант. Я очень ратую за возрождение именно этого таланта, души, настроение в опере.

P.S. На Урману с Вашей легкой руки, наверное, теперь куплю билеты.

ivlae
May. 20th, 2011 05:33 am (UTC)
Re: любители оперы
Урмана - певица экстра-класса. Убедилась в этом лично на "Парсифале" в КЗ Мариинки-:)

Любители оперы бывают очень разные. Если подойти к теме серьёзно, то можно выделить следующие категории:
1) Супер-знатоки. Как правило, имеют хоть какое-то музыкальное образование. Следят за всеми нотами, повторами, ферматами и т. п. Имеют любимых певцов и дирижёров.
2) Любители оперы, опирающиеся на свой зрительский опыт (я себя к таким и отношу). Не обязательно с музыкальным образованием, но обладающие хоть каким-то музыкальным слухом. Любят оперу вообще-:) То есть - если им поют не совсем по партитуре (выбрасывают верхние ноты, не поют повторы кабалетт и т. п.), относятся к такого рода вольностям спокойно. Главное - впечатление от самого пения и от оркестра. Тоже имеют своих любимцев среди певцов и дирижёров.
3) Любители просто сходить в театр. Как правило, плохо помнят фамилии певцов и дирижёров. Не знают, какие ноты в какой арии должен взять тенор -:)) Ориентируются на пиар (в основном по телевидению). Нетребко, Хворстовский, "три тенора" и примкнувшие к ним Басков и Кабалье таким любителям, естественно, известны.

Мне кажется, что большинство публики как раз относится к третьей категории (в чём нет ничего обидного, естественно). Именно такая публика - самая благодарная.

Есть ещё отдельная категория любителей оперы - те, кто в основном слушает записи. Я сама имею хорошую фонотеку и видеотеку - с различными вариантами одних и тех же названий опер ("Трубадуров", например, около десятка). Но живое пение никакая запись не заменит! Даже если в театре поют певцы далеко не первой величины.
Предпочитаю совмещать просмотры и прослушивания записей с живым театром. И читаю на оперных форумах мнения, что "лучше я в сотый раз великих послушаю. чем потащусь за свои деньги слушать посредственности" -:((

Люди - они разные...
hvostova
May. 20th, 2011 06:40 am (UTC)
Re: любители оперы
Вы совершенно верно заметили про категории. Я бы ещё третью группу разделила на две: тех, кто просто любит театр (они, к слову сказать, редко ходят на звёзд первой величины - не готовы психологически к высоким ценам на билеты), и тех, кто всё-таки идёт стопами пиара на раскрученное имя (этим, строго говоря, вообще не важно, идут ли они на "Любовный напиток" с Нетребко или же на Евгения Миронова в "Калигуле").
Мне кажется, что именно у оперы у нас преобладает как раз вторая группа слушателей, а не третья (может, я и ошибаюсь), но беда в том, что мнение и второй, и третьей группы, как её ни дели, во многом формируется под влиянием представителей первой группы, тех самых "супер-знатоков" (хорошо Вы их назвали, очень точно). И именно у этих "супер-знатоков" способность чувствовать в музыке живое часто теряется за знанием технической стороны вопроса. Это, к слову сказать, не только к музыке относится (я недавно кого-то из киношных режиссёров слышала, не помню точно кого, так он сказал замечательную фразу: чтобы любить в кино, в нём нужно перестать разбираться. В какой-то степени он прав, и в какой-то степени к музыкальным знатокам это тоже относится).
При этом не поймите меня превратно: я никого под одну гребёнку не стригу и никого повально не обвиняю, просто призываю к живости восприятия, которая в классической музыке требует определённой работы над собой как слушателем, причём работы по объёму значительно большей, чем в случае с музыкой популярной.
ivlae
May. 22nd, 2011 04:02 am (UTC)
Re: любители оперы
Вы считаете, что преобладает вторая группа? Я так не думаю.
Попробую объяснить, почему.

Приходя в театр, я очень редко слышу обсуждение исполнителей. Пока в антракте сидишь на месте, или ходишь в фойе, или пьешь кофе в буфете, волей-неволей приходится слышать, о чем люди говорят. Отбросим в сторону беседы о личных проблемах. Но если люди обсуждают увиденное и услышанное, то, как правило, звучат фразы: "Мне нравится (не нравится)!", "Ой, какой симпатичный певец!" (от барышень, естественно) и т. п. Очень часто слышу обсуждение сюжета, режиссуры... Но очень редко зрители обсуждают собственно вокал. Я уж не говорю о том, что полным-полно публики, которая не представляет, как надо себя вести, когда звучит музыка. Это просто какое-то духовное убожество -:((

У меня есть несколько знакомых, с которыми я хожу в театр не одно десятилетие. Среди них есть только два человека, которые действительно понимают, хорошо спел исполнитель или плохо. Конечно, "петуха" заметят практически все; но такие вещи, как упрощение колоратур в арии Лючии, например, не замечают, даже если слушают оперу в третий-четвертый раз. Люди вообще не представляют, КАК должно быть спета та или иная ария. Не отличают сопрано от меццо-сопрано, не соображают, почему Нетребко, например, не поёт Кармен -:)

И в то же самое время это очень благодарные слушатели! Когда я приглашаю их в театр (как правило, на дешёвые места - тут Вы правильно подметили, что это тоже важно), они с радостью соглашаются, а потом благодарят.

А публику из первой категории мне бывает жалко -:) Ну, всё не так! В кабалетте не было повтора, тенор не взял какой-нибудь ре-бемоль (вот ужас-то!), дирижёр выбросил из четырехчасовой оперы десять минут музыки и т. п. В общем, на их улице праздник бывает редко-:)
hvostova
May. 22nd, 2011 07:19 am (UTC)
Re: любители оперы
У меня среди друзей-знакомых есть только один человек, с которым можно не просто сходить в театр, а обсудить потом, что и как было хорошо, что не очень и т.д. Она не является завсегдатаем оперы, но наличие вокального музыкального образования даёт себя знать, и, несмотря на то, что никакую оперу, наверное, больше одного раза она не слышала, она безошибочно определяет, где и что не так. При этом у неё сохраняется более широкий взгляд на то, что и как нужно спеть, и мне всегда её мнение очень важно.

Зато из третьей группы у меня есть вот такие "благодарные" зрители-слушатели, с которыми вместе я никогда не ходила, но иногда мы обсуждали спектакли, на которых были они. Конечно, им всё всегда нравится, но когда я начинаю возмущаться, что в первом акте не слышно тенора и он распевается только ко второму и это невозможно и невыносимо, они мне отвечают, что у меня слишком строгие критерии!.. У меня создаётся ощущение, что к этой же группе относятся западные туристы, приходящие на наш балет:)
Мы в декабре были на "Трёх сёстрах" в МДТ, рядом с нами сидела молодая пара: так там барышня весь спектакль восхищалась "красивыми руками" Тузенбаха-Курышева. И это было ведущее впечатление от спектакля!

Я обычно слышу "упрощения" или что-то подобное (врать не буду, если из оперы "выкидывают" 10 минут, я вряд ли это замечу), но иногда я готова их простить, если есть что-то другое. Равно как иногда не могу простить отсутствие этого "другого" при наличии всех колоратур. А с первой группой совершенно согласна - они редко радуются, как и все специалисты в любом деле (но это они сами себе такой путь избрали:)

Думаю, кстати, что второй группе в эмоциональном плане повезло больше всего: они ещё способны любить и радоваться музыке, но при этом уже что-то понимают и откровенной лапши в виде Баскова им уже не навешаешь.

P.S. Купила билеты на Урману 27 сентября. Правда, когда пыталась забронировать билеты через интернет, наверное, был сбой в системе и показались только два последних ряда партера свободными. Пришлось купить туда (29 ряд). Надеюсь, что-нибудь услышу (а через день снова появились свободные и хоры, и половина зала).
ivlae
May. 22nd, 2011 02:51 pm (UTC)
Re: любители оперы
На Урману я тоже собираюсь!
Надеюсь, успею купить билеты.

А к неожиданным высказываниям публики я привыкла... Наверное, это уже мудрость пришла-:))
mir_a_bella
Jun. 2nd, 2011 12:52 am (UTC)
Прощу прощения, что не буду вструпать в обсуждение, мне просто хотелось сказать, что мне очень понравилась музыка, присоединенная к посту... слушала бы и слушала...
hvostova
Jun. 2nd, 2011 01:15 am (UTC)
Хироми
Да, в следующий раз нужно будет обязательно пойти на концерт...
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars