?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С трансляции прошло почти три недели, и ничем особенным она не впечатлила - только моим переоткрытием Роберто Аланьи, о котором я и хочу написать.

Scan_20160323

Оперные спектакли по режиссуре я в сегодняшнем моем состоянии делю на две группы: те, которые мешают слушать музыку, и те, которые не мешают. Если спектакль относится ко второй группе, я предпочитаю не задумываться над изысками режиссёра, декораторов, костюмеров и прочих участников постановочной команды, тем более если это позволяет музыкальная часть.

Я благосклонно отношусь к истории Манон Леско как основе оперного сюжета, поскольку нестройность оперных сюжетов вообще воспринимаю как данность и неизбежность, обусловленную первичностью музыки. Меня не смущает перенос действия куда-то или в никуда со всеми вытекающими последствиями: по-моему, обычно они несильно увеличивают степень абсурда в сравнении с первоначальной. При этом оперу Массне я люблю гораздо больше, и не только из-за музыки. Идеальная литературная основа для оперы, на мой взгляд, - сказки. Хотя и их умудряются испортить.

Нью-йоркский спектакль – типичный пример переноса действия куда-то-никуда, но при этом настолько в никуда, что сценическое пространство приобретает историческую конкретику только благодаря буклету и, кажется, словам режиссёра. Однако и после этого привязка к оккупированной Германией Франции отказывается сохраняться в голове и при первых же звуках музыки улетучивается туда, откуда внезапно и неожиданно свалилась. Но ярко. И сцена заполнена.

Кристин Ополайс мне скорее не понравилась, но, наверное, не столько сама по себе (хотя ни за что в её пении ухо не зацепилось настолько, чтобы захотелось послушать ещё), сколько в сравнении с партнером. Достойно, но невнятно и бледно. И вокально, и драматически. Тем не менее, не могу сказать, что её имя в афише меня оттолкнет.

Роберто Аланья покорил меня, не столько этой конкретной «Манон», сколько вообще тем, что я слушаю в последний месяц. Льющийся, мягкий голос завораживает, накрывает. Он мощный, но без педалирования силы, свободный, отличается полнотой. Я люблю, чтобы именно так звучал тенор в операх Пуччини. Для меня – идеальное сочетание.

И при этом абсолютно естественный, а не оперно-искусственный звук: такой я могу слушать бесконечно долго. Жаль, что не-любители оперы не знают, что её можно так петь и есть певцы, которые превосходно это делают. Наверное, если услышать Аланью, можно влюбиться в оперу.

И, по-моему, он в прекрасной вокальной форме. (Люди, не пойте Вагнера!)

Я даже подумываю, не сходить ли мне на трансляцию «Мадам Баттерфляй», хотя к ней безнадёжно равнодушна и там тоже Ополайс.

P.S. Антракты в трансляциях стали жутко занудными, и Гелб, с кем бы ни беседовал, нагоняет тоску. Я с радостью смотрю на Рене Флеминг и Джойс ДиДонато, но их давно не видать. И репетиции, при условии, что в них поют те, кто мне нравится, то, что мне нравится.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
canto_et_spero
Mar. 23rd, 2016 06:45 pm (UTC)
Поддерживаю вашу мысль по поводу двух категорий оперных спектаклей.
Изредка мелькает изумруд, но увы, увы, очень редко.
lo_mar
Mar. 24th, 2016 04:34 am (UTC)
Прям вот Аланью захотелось услышать "живьем" после ваших ему комплиментов, хотя раньше был к этому тенору абсолютно равнодушен)))
hvostova
Mar. 24th, 2016 08:35 am (UTC)
Мне он всегда нравился, но вот здесь как будто заново услышала.
Я бы тоже с удовольствием пошла на его концерт.
(Deleted comment)
hvostova
Mar. 24th, 2016 10:31 am (UTC)
Форсирует? По-моему, он даже в Пуччини делает это по минимуму (на том уровне, который я в Пуччини считаю вполне допустимым). А во многих других вещах этого и вовсе нет. И все остальное ведь тоже же здорово.

А Вам кто из теноров нравится?
(Deleted comment)
hvostova
Mar. 24th, 2016 10:55 am (UTC)
За Виллазона?! Ну тогда Аланья голос не форсирует совсем. И вообще поет гениально.

Корелли я тоже люблю:)
ivlae
Mar. 28th, 2016 05:17 pm (UTC)
Я прослушала самые "ударные" места этой записи (скачала её при первой возможности).
Аланья нравится как актер, но не как вокалист.

По-моему, это не его партия. Может быть, если бы я была в кинотеатре, то мнение своё переменила бы. Я уж не говорю о присутствии в зале.

А вообще я ему очень симпатизирую.

Ополайс по записям меня тоже не впечатляла. Каково же было моё удивление, когда в живом спектакле в Баварской опере я услышала её голос! Гораздо более полный, объемный и красивый, чем в записях.
hvostova
Mar. 28th, 2016 05:48 pm (UTC)
А почему не нравится как вокалист?

Я вот сейчас подумала, что, по-моему, существуют какие-то принципиально разные подходы к оценке вокалистов и музыкантов. И почему-то крайне редко у вокалистов оценивают именно музыкальные качества - чаще какие-то их специфические вокальные. Странно.
ivlae
Mar. 29th, 2016 03:12 am (UTC)
специфические вокальные качества
Мои претензии к Аланье в этой записи просты: я вижу и слышу, что ему трудно. Голос порой звучит тускло и как-то неестественно, потому что певец изо всех сил форсирует звук.

Да, у всех свои критерии и оценки. Читала разные отзывы на прямую трансляцию, да и в зале были люди, которые делились своими впечатлениями. Оценки - от "очень хорошо" -до "ужас как плохо" и "не надо было ему связываться с "Манон Леско".

Обязательно посмотрю и послушаю внимательно запись целиком, и уже тогда сделаю окончательный вывод: нравится мне этот Де Грие или нет.
hvostova
Mar. 29th, 2016 03:04 pm (UTC)
Re: специфические вокальные качества
Да, у большинства основная претензия, насколько я поняла, именно в форсировании звука. Может, если сравнивать Аланью с ним же 20-летней давности, это действительно слышно, но если сравнивать его со многими другими тенорами, он, по-моему, как раз очень свободно до сих пор поёт.

Выше тоже написали про форсирование звука, правда, как альтернативу привели Вильясона. Странное сравнение.

ivlae
Mar. 29th, 2016 03:40 pm (UTC)
Re: специфические вокальные качества
Я помню, как мы с вами обсуждали трансляцию "Аиды" из Мет, и, в частности, романс Радамеса. Аланья к концу перешел на пиано, и нам это понравилось :). Мне вообще этот певец стал нравиться в последние годы.

А на форуме его так обругали, что у меня было впечатление, будто бы он вообще ни на что не годится :) Пиано назвали фальцетом, который неуместен в романсе.

Вот после этих фраз в адрес Аланьи я окончательно поняла, что каждый не просто слышит свое, но и требует свое!

Кстати, критика Кауфмана-Де Грие тоже была очень жесткой. Но я хотя бы живьем его слышала, и представляю, как он звусал в зале. Аланью надеюсь послушать в июле в Мюнхене в грандиозной партии Элеазара.
hvostova
Mar. 29th, 2016 03:44 pm (UTC)
Re: специфические вокальные качества
Зал-не зал - это важно для того, чтобы услышать звук (ну там форсирует или нет и т.д.), т.е. чтобы услышать чисто "вокальные" штучки. А вот музыкальность вполне можно услышать и в трансляции, и в записи: её-то у Аланьи слышно, и это же тоже чего-то стоит. И, на мой взгляд, стоит очень многого, потому что у многих певцов, у которых вроде бы всё хорошо с вокальной техникой, этой самой музыкальности часто нет в принципе и они, похоже, даже не знают, что она тоже необходима.
ivlae
Mar. 29th, 2016 04:08 pm (UTC)
Re: специфические вокальные качества
Музыкальность - необходимое качество для музыканта (прошу прощения за тавтологию), но не у всех она есть. Кстати, в балете это очень заметно: если ее нет, то мы видим набор упражнений, иногда даже очень хорошо исполненный.

А в опере многие ценят именно звук, причем очень громкий. Ни стиль, ни нюансы их не интересуют. Помню, как мыли кости какой-то барочной певице, приезжавшей в Москву. То, что она пела так, как написал автор, и пела превосходно, многих не убедило. Оказывается, ее было плохо слышно в последних рядах. Судя по всему, зал был действительно великоват для этого репертуара.

Аланья очень нравится мне во французском репертуаре, но это и понятно.
hvostova
Mar. 29th, 2016 04:12 pm (UTC)
Re: специфические вокальные качества
Вот да. Видимо, вопрос в том, что кто-то считает певцов музыкантами, а кто-то - чем-то другим, и тогда, видимо, важна не музыкальность, а другие качества (ну да, вроде того, чтобы было слышно в последних рядах:)

Мне у Аланьи понравились два вообще неоперных альбома: с латиноамериканскими стандартами и сицилийскими песенками. В них прекрасно слышно, как он чувствует музыку:)
ivlae
Mar. 29th, 2016 04:41 pm (UTC)
Re: специфические вокальные качества
Да, неоперные альбомы у него интересные.

Несколько лет назад я активно переписывалась с одной поклонницей творчества Франко Корелли. Зашла речь и о современных тенорах, в том числе и об Аланье. Я узнала, что после смерти первой жены (Аланье было всего 30) голос у него изменился. Он не стал лучше или хуже, просто стал другим. Стрессы влияют и на голос...

Мне очень нравится запись "Травиаты" из Скалы, где Аланье 29 лет. Не могу сказать, что чувствую какую-то разницу между 29-летним певцом и певцом нынешним. Да, он там молодой, и голос легче, чем сейчас. Но ведь это естественно! Наверное, надо послушать несколько записей, чтобы уловить эту разницу.

Кстати, люблю и запись "Ромео и Джульетты" с Вадувой из Лондона. Это уже после смерти жены певец поехал отрабатывать контракт. Говорят, именно в это время он и познакомился с Георгиу.
hvostova
Mar. 29th, 2016 04:57 pm (UTC)
Re: специфические вокальные качества
На мой взгляд, в молодости у него голос был менее "плотный", что ли, менее насыщенный.

А так, конечно, голос ведь - не рояль, что его подстроил и всё хорошо. Очень хрупкий и ненадёжный "музыкальный инструмент".
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars