?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

449803222 апреля в пятницу немецкий телеканал ZDF показал запись концерта Анны Нетребко и Марианны Пиццолато с оркестром под управлением Бертрана де Бийи из Дерзденской капеллы 27 ноября 2010 года. Исполняли Stabat Mater Перголези. Живой поток можно было посмотреть на сайте ZDF. Мне удалось даже скачать файл с помощью специальной программы, который и выкладываю.

(http://www.divshare.com/direct/14674031-9ca.MP4)

Вообще я не знаток и, возможно, поэтому не поклонник музыки барокко (хотя сейчас на мировой оперной арене она потихоньку занимает определённое место), но этот концерт мне хотелось послушать. Запись Stabat Mater с июльского концерта в Баден-Бадене с оркестром под управлением Антонио Паппано, которая была выпущена на диске (http://www.deutschegrammophon.com/html/special/netrebko-stabatmater/index.html), у меня есть, но мне почему-то интуитивно хотелось послушать именно этот концерт из Дрездена. Наверное, потому что по мере работы над тем или иным произведением у исполнителя появляются чистота, свобода исполнения, богатство и разнообразие интонаций, более глубокое проникновение в музыку и способность лучше эту глубину передать.carbrands

   

Мои смутные ожидания оправдались с лихвой. Скажу честно, я была очарована музыкой Перголези даже в альбомной записи из Баден-Бадена (слышала, что этим произведением в своё время восторгался Моцарт). Я, можно сказать, влюбилась в музыку барокко с её лёгкостью, откровенностью и пронзительностью. Хотя мне показалось, что в баден-баденском концерте не хватило какой-то сдержанности и строгости (по крайней мере, для духовного произведения). И точно чувствовалась некоторая скованность в исполнении, ещё отсутствовали те нюансы и интонации, которые появились позже. Может быть, свою роль сыграло и то, что концерт давали в концертном зале, что не совсем подходит для Stabat Mater. Может быть, дело в том, что в программу были включены ещё две кантаты (Nel chiuso centro для сопрано с оркестром и Questo e il piano для контральто с оркестром) и одно инструментальное произведение. И всё-таки это был великолепный концерт, который, как мне показалось, и за рубежом заново открыл музыку барокко (предполагаю, что обязательно найдутся знатоки, которые скажут, что то, что исполняют Нетребко и Пиццолато, не совсем барокко или совсем не барокко: первое или второе в зависимости от личного отношения к участникам).

Анна Нетребко и Марианна Пиццолато попытались спеть музыку барокко так, чтобы она была понятна, близка сегодняшнему слушателю: они настолько эмоционально наполнили её, оставаясь, тем не менее, в пределах достаточно строгих канонов, что на финальном Amen наступает неподдельное ощущение страдания. Звучащая латынь только усиливает это впечатление. Stabat Mater как нельзя лучше подходит для слушания на Страстной недели. Уже послушала концерт раз десять.

На концерте в Дрездене, тем не менее, Перголези зазвучал по-другому: точнее (мне показалось, что оркестр под управлением де Бийи играл чётче и увереннее), легче и одновременно с этим полнее, глубже, пронзительнее. Голоса Нетребко и Пиццолато, и без того как будто созданные для того, чтобы звучать вместе (что критики отмечали неоднократно), здесь звучали как единое неразделимое целое. Это большая редкость и это такой подарок для ушей (к слову сказать, в концертах Stabat Mater, которые планировались в апреле и мае в Мюнхене, Париже, Женеве и Тулузе и были в результате отменены из-за болезни Анны, в качестве меццо-сопрано была анонсирована Кейт Линдси [Kate Lindsey]; не представляю, как бы она звучала в Перголези, поскольку и вообще-то звучит очень непримечательно).

Ещё меня поразило, что, даже если манера исполнителей в Stabat Mater и отличается от классического музыкального барокко, то всё равно к нему она гораздо ближе, чем к тому, что мы привыкли слышать сегодня в в оперном искусстве. Я не ожидала, что можно настолько отбросить классический оперный “багаж” и перестроить и голос, и манеру исполнения. (Впрочем, для Нетребко это было сложнее, чем для её партнёрши, которая регулярно поёт Россини и музыку барокко). Думаю, подобные эксперименты подвластны далеко не всем даже очень выдающимся исполнителям, поскольку нужно просто отбросить и забыть всё, что знаешь, и научиться петь “по-другому” (в консерватории петь и эту музыку, безусловно, тоже учат, но мало, и поэтому в результате всё равно почти никто не умеет). Тем ценнее этот опыт… Тем паче, что до нашей классической музыкальной сцены он, наверное, доберётся не скоро.

Марианна Пиццолато стала для меня неожиданным открытием: красивое, глубокое меццо-сопрано (временами даже в регистре контральто, отчего иногда её голос и относят к последним), очень уверенное “внизу” и не столь часто встречающееся осознанное исполнение музыки: она понимает, что поёт, понимает, что хочет донести исполняемой музыкой, и с удивительным мастерством и изяществом это доносит. Наверное, Stabat Mater и невозможно петь по-другому: либо так – либо вообще не нужно браться.

Наверное, специалисты найдут помарки у Нетребко “наверху”, но в целом это совершенно другой, чем мы привыкли слышать, голос: лёгкий, чистый, очень свободный в верхнем регистре (которого у Перголези предостаточно), без напористой экспрессии, строгий и по-настоящему скорбящий. Я была приятно поражена.

И еще не могу не сказать о том, насколько меня поразило владение “звукоизвлечением”, понимание того, как должна звучать каждая нота и как сделать так, чтобы она зазвучала, как задумано. Это в равной степени относится и к Анне Нетребко, и к Марианне Пиццолато: именно в музыке барокко это очень важно, и каждый звук брался точно, чётко, без огрехов и “подъездов”: везде нужная громкость, все легато, стаккато и вибрато выверены и превосходно исполнены. При всей одиозности фигуры Анны Нетребко, не думаю, что найдётся много желающих бросить камень в её огород по поводу Перголези. (По крайней мере, очень хочется на это надеяться). Это явно новая страница в творчестве и новое достижение.

В этом замечательном ансамбле оркестр, дирижёр и капелла сыграли свою значимую роль, превратив Stabat Mater Перголези в маленький шедевр.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
lo_mar
Oct. 23rd, 2011 09:49 am (UTC)
Не слишком люблю Нетребко, у меня к ней очень личное отношение, поэтому все мои слова - пристрастность в первую очередь.
А это произведение очень нравится в исполнении Андреаса Шоля и Барбары Бонни. Я, прослушав первый раз, был готов сказать словами героини Джулии Робертс из фильма "Красотка". Можно слушать неоднократно и подряд, но не надоедает. очень свежо, глубоко, лирично, трагично, размышлительно и ПРЕКРАСНО!
hvostova
Oct. 23rd, 2011 09:56 am (UTC)
Нетребко
Ничего удивительного: к Нетребко у всех отношение личное, субъективное и пристрастное, вне зависимости от того, хвалят её или ругают. Почти всегда эмоции берут верх над здравым смыслом, но иногда есть вещи, которых невозможно не заметить и о которых невозможно не писать, как из достоинств, так и из недостатков.

А Вашей рекомендацией воспользуюсь обязательно и тоже послушаю...
Rangifer Tarandus
Nov. 7th, 2012 01:44 pm (UTC)
Re:Звукоизвлечение
А еще у А.Нетребко великолепная дикция. Что греха таить, есть у нас певцы с кашей во рту. На ее диске с русскими романсами я не расслышал только одно место "мне указало, что было в вас ложного". И то - только потому, что автор стихов намеренно немного неграмотно построил фразу, дабы ее сгладить. Учитывая то, что 80 процентов романсов я слышал впервые, это - показатель. Вот.
hvostova
Nov. 7th, 2012 02:12 pm (UTC)
Re: Звукоизвлечение
Ну вообще, поговаривают, что дикция у неё как раз хромает (на иностранных языках). Но то, что она поёт по-русски, действительно, всегда понятно. Это во многом потому, что она по-другому, по-живому, что ли, поёт, и эти романсы в том числе. Я была на этом концерте у нас в Филармонии: у неё была серия концертов с этой программой приблизительно через год после того, как её премьера состоялась на зальцбургском фестивале. В этой серии она пела их гораздо лучше, и поэтому я диск не очень люблю слушать. Я после этой программы действительно прониклась к русским романсам. Потом уже узнала, что был знаменитый концерт Вишневской с русскими романсами, которые она пела бесподобно и в которых тоже каждое слово понятно и прочувствованно, наполнено смыслом.

Вот ссылка на "День ли царит" с берлинского концерта, который был приблизительно через неделю после нашей филармонии: http://www.youtube.com/watch?v=C7NZGapn3I0.

Там на youtube с этого берлинского концерта можно ещё другие романсы найти - они выдаются как связанные с этим. Послушайте - не пожалеете.
Rangifer Tarandus
Nov. 7th, 2012 04:49 pm (UTC)
Re: Звукоизвлечение
Для меня даже ютюбовский ролик посмотреть - одно мучение с моей скоростью. Все - завтра звоню провайдеру, пусть ставят нормальный интернет. Не знаю, потянет ли мой старичек Asus потоковое видео. Если нет - буду брать ноут помощнее (продавцы говорят, что для просмотра инетовсого видео достаточен ноут тысяч за 15-20. Его же можно и к телевизору подключить (как к монитору).
Берлинский концерт пару раз крутили по Культуре, а также я видел ваш питерский концерт (где акомпонировала жена Баренбойма). Мне он больше понравился. Но звук по телевизору - никакущий, поэтому я больше глазел на ее замечательное платье со сползшими бретельками :) Так что замечательными нюансами голоса я наслаждаюсь все же слушая диск.
Я тоже открыл для себя гениальный русский романс после этого диска.
Пошел слушать ролики
hvostova
Nov. 7th, 2012 04:56 pm (UTC)
Re: Звукоизвлечение
Да, кстати, жену Баренбойма ругали, а мне она показалась очень хорошим аккомпаниатором (и не только мне - со мной вместе на концерт была подруга-музыкант).

Если соберётесь ноут менять, можете обратиться за консультацией:)
Rangifer Tarandus
Nov. 7th, 2012 05:15 pm (UTC)
Re: Звукоизвлечение
Вот-вот, и мне эта пианистка (Башкирова, кажется?)больше понравилась.
Конечно обращусь за консультацией. Вот прямо сейчас, пока ролик грузится. Из всех тактико-технических данных своего компа я знаю только то, что у него 2GB оперативная память и 250 GB - жестяк. Какие "потроха" еще важны и каковы должны быть их параметры? (свои я уточню в сервисе). И еще - у него нет HDMI и поэтому к телевизору его не подключить?
hvostova
Nov. 7th, 2012 05:19 pm (UTC)
Re: Звукоизвлечение
Вообще, важны тактовая частота процессора, объём и тип оперативной памяти, объём видеопамяти и вид видеоплаты. Всё остальное - по мере потребностей, звуковая плата. По поводу порта HDMI: к нему можно подключить телевизор, если этот порт есть у телевизора. Скажем, если телевизор покупался 2-3 года назад, такого порта там может и не быть.

По идее, для того, чтобы выбрать ноутбук, нужно сначала определиться с задачами: что, собственно, хочется на нём делать.
Rangifer Tarandus
Nov. 7th, 2012 05:36 pm (UTC)
Re: Звукоизвлечение
В том-то и дело, что ничего особенного делаться не будет. Я ярый ненавистник компьютерных игр, и в сети сижу очень мало. Я возбудился со всей этой покупкой только из-за невозможности смотреть и качать видео из интернета. Но это - из-за 3G модема. Если подключиться к нормальному интернету, может все заработает. Но вряд-ли: когда я его покупал, то покупал чисто для работы (мапвьюэр, эксель, ворд - вот все, что мне нужно). Наверное, для нормального просмотра кино из интернета все таки нужно что-то посложнее. Например, звуковая карта у меня какая-то простейшая. Давайте так: я уточню ТТД важных узлов, а вы подскажете мне - тянут они или нет. Стационар я покупать не хочу, с моим кочевым образом жизни лучше чтонить полегче.
hvostova
Nov. 7th, 2012 05:45 pm (UTC)
Re: Звукоизвлечение
Да, уточните другие параметры Вашего сегодняшнего ноута: потому что 250 Гб жёсткого диска и 2 Гб оперативной памяти - это должен быть не очень старый ноутбук. А что касается интернета - то да, здесь просто нужен выделенный доступ.
Rangifer Tarandus
Nov. 7th, 2012 05:42 pm (UTC)
Да - а HDMI на ТВ есть, аж целых 3.
hvostova
Nov. 7th, 2012 05:45 pm (UTC)
Тогда подключить в принципе можно, но там тоже куча нюансов. В принципе, если действующий ноут будет тянуть видео через интернет, его можно не менять.
Rangifer Tarandus
Nov. 7th, 2012 06:04 pm (UTC)
Ноут не очень старый: я его купил в сентябре 2009 г. Ему и трех лет нет. Вообще ASUSы - надежные, до сих пор с "железом" проблем не было. Сообщу на днях параметры. В принципе, и оперативную память и еще чего-то (кроме, кажется, видеокарты) в ноутах можно менять.
Только что обругал ТВ, а тут начинается "Бал монстров" - такой Голливуд я люблю. Два часа такого хорошего депрессняка....
hvostova
Nov. 7th, 2012 08:28 pm (UTC)
Видео, скорее всего, интегрированная, поэтому её не поменять. Но её обычно и не нужно: мощная видеокарта нужна для игр. Память можно добавить, если её тип не очень устаревший. В общем, пишите, что у Вас стоит.
Rangifer Tarandus
Nov. 7th, 2012 06:35 pm (UTC)
Нет, не могу я что-то сидя в кресле с чашкой чая, смотреть как человека казнят на электрическом стуле. Совсем забыл - сегодня же "Евгений Онегин" с красавицей Лив Тейлор по Культуре в 23.35! Конечно, постановка неудачная (и-за прозы все очарование пропадает), но сбацано по голливудски хорошо....
hvostova
Nov. 7th, 2012 08:30 pm (UTC)
К сожалению, это фильм совсем не мой. И такой "Онегин" - не мой.
Rangifer Tarandus
Nov. 7th, 2012 08:40 pm (UTC)
И не говорите - каюсь, каюсь. "Онегин" - совершенно деревянный фильм! Я его очень давно видел, и с чего-то взял что он неплох. Он просто ужасен.
Но "Бал монстров" все-таки чем-то мой.
hvostova
Nov. 7th, 2012 08:45 pm (UTC)
А я про "Монстров" не смотрела, так что тут ничего не могу сказать...
Rangifer Tarandus
Nov. 7th, 2012 09:06 pm (UTC)
А - понятно. Я думал, вы и о нем тоже. Да нет, фильм хороший, психологическая драма, такая обратная, темная сторона жизни. Хотя, более серьезные драмы (от нашей "Дуры" до "Танцующей в темноте") я просто подолгу не решаюсь пересматривать. А "Монстров" иногда смотрю. Я немножко фанат Билли Боб Тернера...
hvostova
Nov. 7th, 2012 09:12 pm (UTC)
Нашу "Дуру" я смотрела, но это, похоже, тоже не мой фильм.
Rangifer Tarandus
Nov. 7th, 2012 09:38 pm (UTC)
Ладно, ладно, не буду настаивать :)
Сейчас по "Дождю" идет интересный треп о кино, буду под него засыпать.
hvostova
Nov. 7th, 2012 09:45 pm (UTC)
Приятных сновидений!
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars