?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

День Победы - 70

Единственный смысл воспоминаний о войне состоит в том, чтобы она никогда не повторилась. В том, чтобы миллионы искалеченных жизней и искорёженных душ причиняли невыносимую, физическую боль. В том, чтобы скрежет танковых гусениц по мостовой вызывал не благоговейный трепет, а панический, животный ужас. А иначе - зачем всё это было?..

Я не хочу никого ненавидеть и ни в ком не хочу видеть врага, сколь бы старательно от меня этого ни требовали, хочу гордиться не дребезжанием военных жестянок раз в год, а каждый день – школами, больницами, автобусами, почтой, дорогами, авиалиниями, театрами, музеями, музыкой, кино и литературой. И видеть счастливых детей, у которых есть безопасное, человеческое будущее. Которые могут выйти с друзьями из школы и поехать на другой конец города. Которые могут любить не только Петербург, но и Нью-Йорк, и Берлин, и Лондон. Которые могут жить там, где они хотят. Так, как они хотят. Которые не будут рабами для поддержания жизнеспособности эфемерной мощи государственной машины, ностальгирующей по всемогущей империи, в которой ничего не значила человеческая жизнь.

70-й День Победы не принёс мне ничего, кроме прочно застрявшего в горле комка и наворачивающихся слёз.

Мы ездили по Невскому «пятачку». О боях на подступах к Ленинграду вспоминать не любят: на них не воспитать ура-патриотизма и перед ними рассыпается стройная конструкция могущества СССР. Несколько неудачных военных операций по прорыву блокады Ленинграда в 1941-1942 годах не принесли успеха и свидетельствовали о плохом материально-техническом обеспечении РККА и ещё худших с точки зрения подготовки планах и действиях командования. Зато повлекли немыслимые и мало с чем сравнимые человеческие жертвы. Энтузиасты и волонтёры, память которых о войне не в на показ один раз в 5 лет георгиевской ленточке, привязанной к сумке, до сих пор ведут поисковые работы, вытаскивая из небытия забытые имена, сотни тысяч имён бывших все эти годы безымянными героев, ценой своих жизней сохранивших Ленинград.

В последние десятилетия на плацдарме и вокруг него появились новые памятники защитникам Ленинграда и Интернациональная аллея памяти и славы. Мы были там 3 мая. В бездонном, бесконечном, прозрачно-голубом небе ослепительно сияло майское солнце, но сердце сжималось от щемящей тоски и глухой безысходности. 73 года назад такое же безмятежное небо и такое же озорное солнце улыбались кому-то в последний раз. И в этом – страшная трагедия, от этого – не затягивающаяся со временем, кровоточащая живой болью рана.

И поэтому я не хочу ни с кем воевать. Я знаю, что в войне победил не только СССР. И я не хочу этого забывать.

Comments

( 58 comments — Leave a comment )
pollijin
May. 22nd, 2015 11:35 pm (UTC)
о боях на подступах к Ленинграду и вообще о Ленинградском фронте вспоминают достаточно. и говорят много. были бы желающие услышать.
hvostova
May. 22nd, 2015 11:52 pm (UTC)
Видимо, я что-то не то смотрю и читаю, потому что у меня ощущение, что недостаточно. А может, просто разные представления о достаточности.
(no subject) - pollijin - May. 22nd, 2015 11:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - May. 22nd, 2015 11:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pollijin - May. 23rd, 2015 12:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - May. 23rd, 2015 12:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - pollijin - May. 23rd, 2015 12:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - May. 23rd, 2015 12:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - pollijin - May. 23rd, 2015 12:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - May. 23rd, 2015 12:20 am (UTC) - Expand
pollijin
May. 22nd, 2015 11:47 pm (UTC)
да, и насчет парадов. если вернуться из розового мира в мир реальный, не всегда красивый, то можно вспомнить слова одного совсем не глупого человека "народ, который не кормит свою армию, будет кормить чужую".
hvostova
May. 22nd, 2015 11:56 pm (UTC)
На мой взгляд, в двадцать первом веке значимость армии несколько уменьшилась и для сохранения государства ее недостаточно. Но даже если абстрагироваться от этого: во-первых, армию нужно чем-то кормить, и значит, это что-то должно быть где-то получено, а во-вторых, если кормить армию и не кормить всех остальных, конструкция рухнет довольно быстро даже без помощи чужой армии.
(no subject) - pollijin - May. 22nd, 2015 11:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - May. 23rd, 2015 12:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - pollijin - May. 23rd, 2015 12:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - May. 23rd, 2015 12:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - pollijin - May. 23rd, 2015 12:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - May. 23rd, 2015 12:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - pollijin - May. 23rd, 2015 12:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - borzja - May. 23rd, 2015 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - May. 23rd, 2015 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - pollijin - May. 23rd, 2015 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - pollijin - May. 23rd, 2015 12:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - May. 23rd, 2015 12:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - pollijin - May. 23rd, 2015 12:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - May. 23rd, 2015 11:43 am (UTC) - Expand
canto_et_spero
May. 23rd, 2015 01:23 am (UTC)
Знаете, после такой бурной попытки дискутировать с вами хочется сказать, что вы не одиноки в своих взглядах. Поддерживаю ваше мнение целиком и полностью - главное, чтобы не повторилось никогда. А бряцать оружием в 21м веке глупо и опасно, причём опасность, увы, для всей планеты.

Увы, сейчас не так много людей придерживаются подобных взглядов - политический курс такой (
Может, следующие поколения будут мудрее нас.
nikipavl
May. 23rd, 2015 06:29 am (UTC)
Военный порядок...
военная дисциплина...

Свободное посещение...
Выбор плана занятий...

Дипломатический корпус...
Корпоративный дух...

Охрана общественного порядка...
Расследование особо тяжких преступлений...

Как это совместить в вашей голове? :-))))))

Вы за мир во всём мире в целом и сразу?
До завтра ждать не будете?
Re: Военный порядок... - hvostova - May. 23rd, 2015 09:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - May. 23rd, 2015 08:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - May. 23rd, 2015 09:03 am (UTC) - Expand
nikipavl
May. 23rd, 2015 06:24 am (UTC)
Цитаты из сети
"Военно-исторические очерки» первая Ржевско-Сычевская операция не упоминается даже в хронике событий 1942 года".
Если поискать, то: "Ржевская наступательная операция. Рже́вская би́тва — боевые действия советских и ... Катастрофа Красной Армии в операции «Марс» 1942 года. — М.: Астрель, 2006."

"Невский пятачок – взгляд с обеих сторон. Характерно, что в Германии о тяжелейших боях за Невский пятачок мало что известно. Казалось бы это странно".

"Бои на Невском пятачке продолжались до 29 апреля 1942 года, пока все советские воины не были уничтожены, а подкрепление не смогло подойти из-за начавшегося ледохода на Неве."

Последняя цитата с указанием источника:
"Я знал, что Лукин пишет воспоминания, и не терял надежды узнать хоть что-то об отце. Зимой 1969 г., за полгода до смерти М.Ф. Лукина (последовала 25.05.1970 г.), мне удалось прорваться к нему на беседу. Родственники его не хотели меня пускать, так как Михаил Федорович только что вернулся из госпиталя и неважно себя чувствовал. Однако тот услышал, что к нему кто-то пришел, и настоял, чтобы меня пропустили. Выглядел он очень плохо. Ничего нового об отце он сообщить не смог, высказав мнение, что он мог погибнуть в окружении или позднее в плену.

Рассказывая о ходе боев под Вязьмой, о той тяжелой обстановке, которая сложилась в окружении, о попытках прорваться из него, генерал разволновался. Родные в приоткрытую дверь подавали мне знаки, чтобы я немедленно уходил. Несколько раз я вставал, чтобы выйти из комнаты, но Михаил Федорович приказывал мне садиться и продолжал свой рассказ. В частности, он спросил, читал ли я статью Конева в «Военно-историческом журнале», опубликованную в конце 1966 года? На мой отрицательный ответ генерал сказал:

- Вы, молодые, никогда не узнаете всей правды о вяземской трагедии, пока будут живы Конев, Буденный и другие, причастные к этим событиям люди. А мои воспоминания вряд ли когда нибудь опубликуют …
[...]
"Всего, за август-сентябрь 1941 г. войска Западного фронта потеряли более 208 тыс. бойцов и командиров, из них безвозвратно — почти 80 тыс. (38% от общих потерь). Поражает большое количество пропавших без вести 49 163 человека (24% от общих потерь), в том числе в сентябре — 19 835 чел. (28% от общих потерь).Большая их часть, судя по немецким документам, попала в плен. И это в основном в ходе наступательных боев. Не хочется травмировать сознание читателя ужасными цифрами потерь наших войск, приводимых в немецких документах. Удивляет другое — наши войска наступают. даже продвигаются, а пленных берут немцы. Дело в том, что немецкие войска учили, что, отбив атаку, надо немедленно контратаковать, чтобы не только восстановить утраченное положение, но и захватить пленных, оружие и боевую технику противника. Иногда немцы специально имитировали отход, чтобы завлечь наступающих в подготовленный огневой мешок. Безуспешные атаки на неподавленную оборону противника и, как следствие, большие потери — вызывали у личного состава наших частей упадок боевого духа, неверие в возможность одолеть врага. Отсюда большое количество перебежчиков, указываемое в немецких документах…"
Лопуховский Лев Николаевич
http://mosoborona.ru/?page_id=318

Возьмите за пример, злость молодых отпугивает... Москва - моя "большая" малая Родина.
Питер люблю как столицу - ничего не боялась! Один Лицей, как реализованный проект, многого стоит.
И строили "по уму", а не коммерции ради...
Почему идеи теперь порознь? Куликом на болоте...
hvostova
May. 23rd, 2015 08:57 am (UTC)
Re: Цитаты из сети
Вы, как и мой предыдущий корреспондент, прочитали не то, что я написала, а то, что Вы хотели прочитать, чтобы к чему-то прицепиться. Я разве где-то написала, что о боях на Невском "пятачке" нет информации? Что об этом не пишут? Я всего лишь написала, что не любят вспоминать, стараются не акцентировать внимание, не рассказывают регулярно в школах и по центральным каналам.

Что касается кулика на болоте... Вы тоже путаете моё личное эмоциональное высказывание с историей войны. Был эмоциональный толчок - поездка по памятникам Невского "пятачка", после я почувствовала необходимость написать то, что я написала. Я не ставлю перед собой глобальных целей и пишу о том, что МЕНЯ волнует, так, как Я это чувствую, так, как Я это хочу написать. И - заметьте - подчёркиваю в посте то, что это именно МОЁ видение, что он - именно и только про МЕНЯ.
А говорите умещается... - nikipavl - May. 23rd, 2015 10:52 am (UTC) - Expand
Я ведь тоже свидетель... - nikipavl - May. 23rd, 2015 11:05 am (UTC) - Expand
catarinas
May. 23rd, 2015 09:20 am (UTC)
Спасибо за этот пост, я с Вами совершенно согласна. День Победы это, прежде всего, день окончания войны, день МИРА, и я тоже не понимаю, зачем в этот день демонстрировать всему свету такое количество оружия и машин для убийства, при взгляде на которые как-то совсем нерадостно становится.
hvostova
May. 23rd, 2015 10:23 am (UTC)
Спасибо за поддержку.
lo_mar
May. 23rd, 2015 11:20 am (UTC)
вы, Ксения, очень хорошо сказали!
hvostova
May. 23rd, 2015 11:44 am (UTC)
Спасибо. Я очень хотела это сказать, не могла не сказать. Возможно, получилось не лучшим образом, но это то, что я думаю, чувствую и ощущаю. И именно об этом я хотела рассказать.

Edited at 2015-05-23 11:45 am (UTC)
(no subject) - lo_mar - May. 23rd, 2015 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - canto_et_spero - May. 23rd, 2015 02:09 pm (UTC) - Expand
klea62
May. 23rd, 2015 01:13 pm (UTC)
Я живу недалеко от Невского пятачка. Тут еще и Синявинские высоты. И деревня Марьино. И музей прорыва блокады у Ладожского моста. Всегда об этом помнили. И говорят об этом много и регулярно, если вы ТВ имеете в виду. Может просто иногда нужно смотреть? В Югославии промышленность была вполне себе развита. Ливия не бедствовала и ни на кого не нападала. У Франции экономика была не слабее немецкой. А в 41-м война началась из-за слабой экономики СССР, или из-за того, что Гитлеру нужны были ресурсы для процветания немецкой нации? Я тоже ни с кем не хочу воевать. И не встречала ни разу тех, кто хочет. Но и проснуться в один "прекрасный день" в Югославии или Ливии(или вна Украине), тоже не хочу. Вы, может, забыли, как Европу уговаривали - "не нужно ракет у наших западных границ, до корейцев они все равно не долетят, боитесь - давайте вместе защищаться"? Когда это было? До Цхинвала? А сколько Грузию уговаривали договорится с соседями? А как все орали, что Россия напала на Грузию - и только через год тихонечко признали, что ошиблись? Поэтому пусть маршируют и пусть демонстрируют и новые танки и новые ракеты. А то что-то слишком короткая память у некоторых:( И у меня, например, парад вызывает чувство хоть какой-то защищенности. И понимание, что не такая уж мы и "бензоколонка", как многим бы хотелось.
hvostova
May. 23rd, 2015 01:25 pm (UTC)
Что говорят там, где Синявино, Марьино и диорама, - это я знаю. Я тоже рядом живу. Если говорят ещё и по ТВ - это гораздо лучше. Видимо, значит, мне просто не очень попадалось.

Что касается геополитики, конечно, это не для дискуссии в ЖЖ - слишком сложная и многоаспектная тема. Здесь так в двух словах ни свою позицию не пояснишь, ни чужую не оспоришь.

Лично у меня новые танки и новые ракеты никакого чувства защищённости не вызывают: возможно, в некотором смысле - даже наоборот.

(no subject) - canto_et_spero - May. 23rd, 2015 02:11 pm (UTC) - Expand
sie_will_es
May. 23rd, 2015 02:49 pm (UTC)
Спасибо за такие честные и нормальные слова. Когда я поздравила одного человека с 9 мая, то наслушалась в свой адрес, что я теперь, живя "в тылу врага", никакого права разделять этот праздник не имею.
Что меня вогнало в ступор.
Я тоже надеюсь, что эта война выйдет, наконец, из душ людей, потому что некоторые до сих пор воюют. Там, где надо строить.
hvostova
May. 23rd, 2015 03:28 pm (UTC)
Спасибо Вам за поддержку.

Мне всё-таки тоже кажется, что "никто не хочет воевать" - это некоторое преувеличение. Некоторые всё-таки хотят, только часто не ценой своей - ценой чьих-то других жизней.

И да, самое главное именно в том, что хочется строить, а не разрушать, дружить, а не ненавидеть.
gomazkov
May. 25th, 2015 08:04 am (UTC)
Вспомнился Межиров:

Пули, которые посланы мной,
не возвращаются из полета,
Очереди пулемета
режут под корень траву.
Я сплю,
положив голову
на синявинские болота,
А ноги мои упираются
в Ладогу и в Неву.

Я подымаю веки,
лежу усталый и заспанный,
Слежу за костром неярким,
ловлю исчезающий зной.
И, когда я
поворачиваюсь
с правого бока на спину,
Синявинские болота
хлюпают подо мной.

А когда я встаю
и делаю шаг в атаку,-
Ветер боя летит
и свистит у меня в ушах,
И пятится фронт,
и катится гром к рейхстагу,
Когда я делаю
свой
второй
шаг.

И белый флаг
вывешивают
вражеские гарнизоны,
Складывают оружье,
в сторону отходя.
И на мое плечо
на погон полевой, зеленый
Падают первые капли,
майские капли дождя.

А я все дальше иду,
минуя снарядов разрывы,
Перешагиваю моря
и форсирую реки вброд.
Я на привале в Пильзене
пену сдуваю с пива.
Я пепел с цигарки стряхиваю
у Бранденбургских ворот.

А весна между тем крепчает,
и хрипнут походные рации,
И, по фронтовым дорогам
денно и нощно пыля,
Я требую у противника
безоговорочной
капитуляции,
Чтобы его знамена
бросить к ногам Кремля.

Но, засыпая в полночь,
я вдруг вспоминаю что-то,
Смежив тяжелые веки,
вижу, как наяву,
Я сплю,
положив под голову
синявинские болота,
А ноги мои упираются
в Ладогу и в Неву.
hvostova
May. 25th, 2015 02:58 pm (UTC)
Вот и у меня, как не вспомни о войне, - Синявинские болота в глаза.
(no subject) - gomazkov - May. 25th, 2015 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - May. 25th, 2015 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Kapitan Arctika - May. 26th, 2015 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - May. 26th, 2015 08:10 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
( 58 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars