?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда я читала отзывы на фильм, у меня сложилось впечатление, что мнения поделились на две группы: тех, кому понравился фильм, но кто не читал романа, и тех, кто читал роман и кому не понравился фильм. При этом связь между просмотром фильма и чтением романа приняла характер закономерности. Я читала роман и теперь посмотрела фильм. Создаю третью группу: поклонников того и другого одновременно.

Географ

Фильм мне понравился, но, как мне кажется, именно потому, что до этого я прочитала роман. Несмотря на то, что в титрах – «По мотивам…», - фильм Александра Велединского вполне удовлетворяет требованиям, предъявляемым к экранизации. Режиссёру, на мой взгляд, удалось самое главное: воссоздать атмосферу романа в кино, передать настроение и отношение к жизни главного героя – Виктора Служкина, случайно и ненадолго ставшего школьным учителем географии. В кино мы видим мир именно глазами Географа, как и в романе, и воспринимаем именно его взгляд на мир.

Отходя от сюжетной буквальности, сглаживая остроту происходящих событий, отказываясь от некоторых из них, скругляя углы и срезая резкие повороты, отказываясь от виртуозной тонкости и изысканности юмора, пронизывающего роман, упрощая систему взаимоотношений между персонажами, Александр Велединский, тем не менее, сохраняет главный стержень повествования, достоверно воспроизводит образы героев (на мой взгляд, «попали» все актёры), благодаря чему фильм приобретает целостность и законченность. Режиссёр как бы приоткрывает перед зрителем завесу романа, намекает на то, что дальше, там, внутри, в глубине ещё много неожиданного, любопытного, увлекательного. Много того, ради чего стоит прочитать роман.

Но вообще, мне странно, что фильм не понравился именно читавшим: для меня он стал как бы воспоминанием о прочитанном, когда по невнятному намёку, по чуть заметному мазку в памяти всплывает целый эпизод, не попавший в фильм. И их очень много, таких эпизодов, ради которых захотелось прямо сейчас взять с полки книгу и перечитать.

Это как беседа между давно знакомыми людьми: «А помнишь…» Дальше следует одно слово, и оба начинают обрывками фраз и слов, понятных только им, воспроизводить длиннющую историю, сопровождая её множеством деталей, отступлений и мелочей. Пожалуй, именно теперь роман Алексея Иванова станет такой вот «беседой», которую можно начать читать с любого места, открыв на любой странице: редкая удача.

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
ya_voda
Apr. 27th, 2015 07:00 am (UTC)
Как интересно о книге. Спасибо. Я в группе тех, кто смотрел и понравилось, но не читал. Могу присоединиться к вашей группе)))) заинтересовало именно про книгу.
hvostova
Apr. 27th, 2015 08:52 am (UTC)
Я, наверное, и написала как раз для тех, кому понравился фильм и кто не читал книгу. Мне кажется, в этом случае Вы получите от книги удовольствие.

Edited at 2015-04-27 09:15 am (UTC)
Kapitan Arctika
Apr. 27th, 2015 05:25 pm (UTC)
Kapitan Arctika
Мне фильм очень понравился (книгу не читал). Правда, я предвзят: герой близок мне, т.к. сам я на него многим похож: здоровый пофигизм (на...ть - на всё) и отсутствие хоть какого-то целеполагания и целедостигательства. Пьет он, правда, многовато, ему при его философии жизни это ни к чему.

Так что, "юношам, обдумывающим житье, думающим , строить жизнь с кого", я порекомендовал бы вот этого героя. Не целиком конечно, но очень во многом :)))

hvostova
Apr. 27th, 2015 06:28 pm (UTC)
Re: Kapitan Arctika
Мне такие герои очень нравятся, и я им завидую.

Если Вам фильм понравился, обязательно прочитайте роман: он не разочарует, уверяю Вас:)
Kapitan Arctika
Apr. 27th, 2015 06:50 pm (UTC)
Re: Kapitan Arctika
Конечно, постараюсь прочитать. Спасибо за совет.
hvostova
Apr. 29th, 2015 11:34 am (UTC)
Кстати, я подумала о том, что женам таких героев я совсем не завидую. И на их месте оказаться мне совсем не хотелось бы.
Kapitan Arctika
Apr. 29th, 2015 11:56 am (UTC)
Ну да, это должна быть такая боевая подруга (не существующая в природе, а в фильме вроде бы как раз такая). А ведь Виктор - человек порядочный, добрый, умный, не способный на подлость. И глядя на него, такой вырастет и его дочь. Это - главное.Чего вам, женщинам нужно? Чтобы он в три часа ночи вскакивал и визжал "Мне тридцать лет, а я все еще не Шопенгауэр!!!"?
hvostova
Apr. 30th, 2015 06:57 am (UTC)
У Виктора нет одной очень важной черты - чувства ответственности. С этим трудно жить, особенно, когда есть дети. Кроме того, безответственность иногда становится причиной трагедии, и только по чистой случайности трагедией не закончилось прохождение ребятами в фильме Долгана.

Надя - не боевая подруга, её именно эта безответственность и бесконечное стремление Служкина всё свести в шутку очень раздражают и напрягают. И не наличие понимание ею своего мужа поддерживает их отношения.
Kapitan Arctika
Apr. 30th, 2015 12:49 pm (UTC)

Мне кажется это не безответственность. Безответственность это эгоистическое наплевательство на людей или дело, оно характерно натурам быдловатым, плебейским. В сущности, такие люди злы, а в соответствующих ситуациях - так и добровольно подлы. Виктор же - тонкая натура, посмотрите как он понимает природу, какие стихи пишет, как все-таки любит свою жену. Он скорее философ абсурда (помните - "все человеческое вместе взятое, не заслуживает великой серьезности"?). Он вовсе не напоминает неудачника, заливающего обиду на жизнь водкой и отгораживающегося от реальности шуточками. Нет, он именно равен себе, он вполне цельная натура, только вот такая своеобразная. Чем-то он напоминает героя фильма "Полеты во сне и наяву", которого тоже с ходу можно причислить к банальным неудачникам, переживающим кризис сорокалетия,но, присмотревшись, видишь, что тут все не так просто. А пьянство и легкомыслие - это к сожалению такие корреляты этих натур. Да, в походе все могло кончиться плохо.

Надя, на первый взгляд,пожалуй, не боевая подруга, и Виктора как кажется, не понимает, если видит только его шуточки и забулдыжничество. И все таки, мне мерещится, что каким-то чутьем - понимает, не отдавая себе отчета. Не верится, что их семья держится только на маленьком ребенке и квартире в собственности мужа, это слишком банально было бы. И сцена в конце фильма (на балконе) внушает оптимизм в этом отношении. Да и финальная сцена (с бывшими учениками) - тоже. Смотрите, как относятся к нему дети (а детей не обманешь) - с уважением. Не с жалостью к никчемному забулдыге; они кажется тоже "поняли" его.
Впрочем, книгу я еще не дослушал (подобрался как раз к походу по реке), может быть в конце у меня и изменится взгляд на роман...
hvostova
Apr. 30th, 2015 01:29 pm (UTC)
Безответственность - действительно эгоистическое наплевательство. Но вот, на мой взгляд, оно в не меньшей, а может быть, даже и в большей степени свойственно как раз натурам "возвышенным". Виктор в этом смысле - очень хороший пример. Причём эта безответственность состоит в том, что он, имея определённые представления о ценностях и приоритетах в жизни (которые сами по себе в целом вызывают только симпатии), не хочет понять, что человек рядом другой, и помочь ему жить в его, другой системе координат.

Семья держится, конечно, на какой-то внутренней и довольно глубокой любви... но любви для совместной жизни, как давно известно, мало.

Дети совершенно спокойно воспринимают таких людей и как раз их любят даже больше: их объединяет беспечность и естественность в поведении. Но взрослые люди вынуждены включаться в мир условностей, хоть в какой-то степени, иначе их беспечность просто оплачивается окружающими. Если детям позволительно такое поведение, то взрослым - всё-таки нет.
Kapitan Arctika
Apr. 30th, 2015 03:27 pm (UTC)
В общем я согласен с Вами, но проблема безответственности как-то меня не затронула. Стиль романа - такой бессюжетный "экспрессионизм", такое "впечатление". Он как-то разом воспринимается и оставляет две-три мысли-ощущения. Вот для меня эти ощущения - что речь здесь о любви и понимании человеком человека. И не просто формальное усвоение этого, а прочувствование, (после которого может быть стану я немножко добрее и лучше :))
Но, однако же надо дослушать роман :)
hvostova
Apr. 30th, 2015 04:59 pm (UTC)
Вы говорите о романе или о фильме?

В фильме взаимоотношения Виктора с Надей только намечены по сравнению с романом, но даже и в фильме ведь задумываешься над тем, почему у них всё так сикось-накось. И когда задумываешься, ответ-то возникает простой: потому что Виктор - шут гороховый. Влюбиться в шута - запросто, а жить - трудно.
Другое дело, если не задумываешься, почему: это как раз взгляд на жизнь со стороны Виктора - сплошной импрессионизм (да, всё-таки импрессионизм, а не экспрессионизм в данном случае).
Kapitan Arctika
Apr. 30th, 2015 06:00 pm (UTC)
Да, конечно импрессионизм, я оговорился.
Но в том-то все и дело, что Виктор - никакой не шут гороховый, это только так, маска. И вот задача умной бабы, (а не этих коз, склонных к свальному греху, которые фигурируют вокруг Виктора) - понять это. Жить - трудно, но жить в семье и вообще-то редко бывает легко, это крест, долг и пр. Легко только в начале, когда в башке ветер, и постель - на первом месте.
Но Виктор - таков, и его взгляд на абсурд жизни по-моему гораздо адекватнее. Вспомнился диалог из тургеневского "Затишья" "А что, если Вы распорядитесь хуже моего, и прорсурьезничаете всю жизнь?" спрашивает брат героини повести в ответ на ее упреки в гороховом шутовстве. Оба, правда, кончили плохо....
Я не заметил особого отличия между романом и фильмом в прорисовке отношений Виктора с женой, надо бы повнимательнее послушать (читать решительно некогда). Фильм в некоторых отношениях даже больше дает. Эти печальные усталые глаза Хабенского к примеру, нигде не прописаны в книге :)
hvostova
Apr. 30th, 2015 09:29 pm (UTC)
А мне как раз кажется, что это не маска: что он и сам такой, исповедует этот полный абсурд жизни.

И ведь дело не в серьёзности: Надя тоже может с ним иногда разделить это шутовство, но постоянно - невозможно, потому что на ней, в отличие от Виктора, лежит куча бытовых ежедневных дел, которые очень выматывают, от которых устаёшь и которые мешают всё время над чем-то смеяться.

Между фильмом и книгой нет разницы в характере отношений, но есть разница в их детализации. Из романа гораздо лучше понятно Надю и вообще то, что с ними происходит.

А по поводу окружающих Виктора баб Вы, по-моему, совершенно несправделивы и абсолютно не так их понимаете, как на самом деле. Уж из романа-то точно видно, что они совсем не такие, как Вы их описали.
Kapitan Arctika
May. 1st, 2015 05:12 am (UTC)
Дык я и говорю - "философ абсурда". Конечно исповедует. И в норме конечно с ним надо бы развестись, потому, что конца этому не будет. Но в тоже время чем-то он очень симпатичен, что-то изнутри него просвечивает...

Заметьте - в быту Виктор неприхотлив и почти аскетичен, он не из числа мужей, устраивающих истерики по поводу непрожаренности или недосоленности какой-нибудь жратвы или несвежести рубахи, в плане быта с ним как раз легко. Другое дело - он ни к чему не стремится, ему плевать на все эти атрибуты успешной жизни (карьера, машина, дача, деньги, чего там еще). А Надя зашорена этими бабскими стереотипами восприятия нормального мужа (отсюда ее упреки), но мне кажется она не окончательная дура, и изнутри ее тоже что-то "просвечивает" .

Может быть я и погорячился насчет "баб". Надо перечитать соответствующие главы :)

Было бы гораздо легче понять что и о чём, если бы в романе были авторские ремарки типа "и тогда он подумал..." Вот "Война и мир" на треть состоит из них :)
hvostova
May. 1st, 2015 02:54 pm (UTC)
Что-то просвечивает, и именно оно их вместе держит. А неприхотливости в быту для легкости мало. Легко, когда человек понимает, насколько трудно изо дня в день вести этот самый быт. Неважно, разносолы ты готовишь или нет, но сам факт необходимости готовки изо дня в день каждый день годами сведет с ума кого угодно. И хорошо, когда человек рядом не просто шутит все время, пытаясь облегчить приготовление обеда, и приводит на ужин друга изо дня в день, а это понимает и пытается в меру сил помочь, компенсировать. А у Виктора сплошной стеб по поводу этих "низменных" дел, которые, увы, кому-то все равно приходится делать за тебя. И если ты не участвуешь в этом совсем, ты просто перекладываешь это на другого. И твоя способность шутить и думать о высоком просто оплачивается другим человеком. В данном случае - Надей. Неудивительно, что ей это все осточертело.
Kapitan Arctika
May. 1st, 2015 03:35 pm (UTC)
Kapitan Arctika
Согласен, лодки любви разбиваются о быт, да еще как разбиваются. В развале моего собственного брака это сыграло чуть не решающую роль, и я прекрасно понимаю генезис этого процесса. Только в моем случае свиньей, равнодушной к домашней работе "второй половины" была как ни странно жена. И начинались упреки, сначала легкие, потом все более серьезные, потом - переходящие в ругань и оскорбления. Действительно, крайне сложно при этом сохранять видение чего-то там просвечивающего в другом человеке, учитывая еще и полную неспособность по настоящему прощать с обоих сторон. Только вот мне до сих пор кажется, что все могло еще наладиться, все эти причины кажутся пустяками.

Может быть у Виктора после ужасной сцены прохождения порога что-нибудь переклинило в голове и он стал более ответственным? Зачем-то же был вставлен этот эпизод в роман :))
hvostova
May. 1st, 2015 07:29 pm (UTC)
Re: Kapitan Arctika
Кстати, может быть, и да, что-то поменялось в его жизненном подходе там, после конца романа.
Kapitan Arctika
May. 1st, 2015 08:18 pm (UTC)
Re: Kapitan Arctika
Да, хочется в это верить :)
katberg
May. 8th, 2015 08:46 am (UTC)
Я в группе тех, кто не читал книгу, но смотрел фильм :) И мне фильм понравился, снято гениально.
Но после него осталось какое-то чувство безысходности что ли...
hvostova
May. 8th, 2015 10:18 am (UTC)
Я бы не сказала, что гениальный (я вообще скупа на это слово, если не считать употребления в устной речи для красного словца), но, безусловно, хороший.

Роман, впрочем, гораздо лучше: тоньше и изысканней написан с художественной точки зрения. К тому же, там есть много эпизодов, которые в фильм не попали и благодаря которым исчезает некоторая пресность повествования, присутствующая в кино. После похода на Долган есть замечательный фрагмент в финале романа, которого в фильме нет, и очень напрасно, потому что он ставит несколько другую точку по настроению.

В целом, для Виктора - да, чувство если не безысходности, то ощущение, что "а воз и ныне там", присутствует: так и есть на самом деле. Но вот для ребят появление Географа в их жизни поменяло что-то важное в жизни, в них самих, кажется, в лучшую сторону. Так что всё не напрасно.
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars