?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Опера – это театр, искусство синтетическое, и музыка в нём – лишь один из элементов, возможно, не самый главный. Для меня – самый, и если с ней всё хорошо, я не обращаю внимание на остальное (сюжет, драматургия, мизансцены, декорации, внешний вид героев неважны, лишь бы не мешали и не напрягали). Но не возьмусь утверждать, что такая точка зрения – единственная. Да и у меня иногда бывает, что недостатки музыкальной части с лихвой компенсируются чем-то другим.

Возможно даже, что оперный певец – это не музыкант, и его основная задача состоит в том, чтобы создать убедительный театральный образ, используя пение лишь как одно из средств выразительности.

Совсем другое дело – камерная музыка. Здесь не может быть никаких компенсаций. Музыкальность певца – как на ладони. Он либо создаёт вокальное музыкальное произведение, которое слушаешь с наслаждением, либо нет, используя при этом исключительно музыкальные средства и приёмы, демонстрируя их понимание и уровень владения ими.

В этой разнице, по всей видимости, рождается парадокс, заключающийся в том, что оперный певец может быть хорошим музыкантом, а может – и не быть. Равно как и камерные певцы не всегда столь же убедительны в оперных спектаклях. Бывают и совпадения, но их число со временем, мне кажется, неумолимо сокращается. Каждому – своё, но мои глаза всё больше закрываются, уступая восприятие ушам. Поэтому я выбираю музыку и в опере, и в музыке. Я выбираю музыкантов, к которым, без сомнения…

Kaufmann

Сложнейшая двухчасовая программа из вокальных произведений Шумана, Вагнера и Листа и четыре биса, несмотря на то, что певец был уставшим и не совсем здоровым. Разве важны случайные огрехи (а что, в живом концерте их у кого-то не бывает?) и некоторая скованность в начале концерта, если у Йонаса прекрасное чувство стиля, настроения, фразы, слова, тонкость, точность, аккуратность и целостность в исполнении? Целостность не только на уровне отдельных песен – на уровне цикла, на уровне композитора, на уровне истории европейской музыки. И всё это прекрасно слышно с первых слов: слышно образованного, глубокого, щедро одарённого музыканта!

Которому повезло встретиться и творить с не менее одарённым Хельмутом Дойчем: их дуэт представляет собой неизмеримо большее, чем сумма певца и аккомпаниатора. Это единое музыкальное сознание, которое естественно и легко воплощается в исполняемых произведениях.

Из трёх представленных композиторов я больше других люблю и знаю Шумана, люблю, но не слишком хорошо знаю Листа, и у меня трудные отношения с Вагнером. Но в этой программе хотелось, чтобы никогда не заканчивались ни Лист, ни даже Вагнер, а “Любовь поэта”, исполненная практически без пауз между песнями, подарила ощущение бесконечно длящегося счастья.

И ещё мне подумалось, что такой нежности, такой пронзительности, такой чувственности, как в этих немецких песнях, я не слышала ни на каком другом языке.

И уж точно, что бы ни пел Кауфманн, я пойду его слушать. И камерную музыку с гораздо большей готовностью, чем оперную.

P.S. Я продолжаю чувствовать себя не в своей тарелке среди филармонической публики.

P.P.S. Выбрать несколько песен для поста с имеющихся у меня альбомов песен Рихарда Штрауса, “Зимнего пути” и “Прекрасной мельничихи” оказалось совершенно непосильной задачей.



Comments

( 22 comments — Leave a comment )
ivlae
Dec. 19th, 2014 07:00 am (UTC)
Ксения, спасибо за отзыв!

У меня простой вопрос: а где Вы сидели?
hvostova
Dec. 19th, 2014 09:31 am (UTC)
Мы сидели в 24 ряду у центрального прохода. Мама сначала была шокирована ценами на концерт и отказалась идти, но "переспав" с этим известием ночь, решила, что не простит себе, если всё-таки не сходит:)
ivlae
Dec. 19th, 2014 09:34 am (UTC)
Понятно! Моё место было в 17 ряду слева.

Почему я спросила про место? Потому что люди, сидевшие рядом со сценой, восприняли этот концерт несколько иначе, чем я :) Видели исполнителей близко, и заметили некоторые нюансы их поведения. Ну, да я об этом у себя в журнале написала.

hvostova
Dec. 19th, 2014 09:56 am (UTC)
Я вообще от подобных вещей на музыкальных концертах абстрагируюсь - они только мешают. Ну и, к тому же, на большинстве концертов я не могу позволить себе сидеть настолько близко:)
ivlae
Dec. 19th, 2014 10:10 am (UTC)
Я тоже пытаюсь абстрагироваться, поэтому и выбрала место не у сцены.
Но билеты на моё место и на место в 3 ряду партера стоили одинаково.

Поскольку я покупала билеты на компанию из пяти человек (по своей карте), то решала сама, куда брать эти билеты. А потом мне сказали, что "лучше бы было сидеть в 3 ряду" :))

Лично мне было важно видеть руки Дойча :) И я их видела!
hvostova
Dec. 19th, 2014 10:13 am (UTC)
Да, я как-то не обращала внимания, но, наверное, в первых рядах билеты не самые дорогие:) Но меня в третий ряд в филармонии не затащишь:)
ivlae
Dec. 19th, 2014 10:26 am (UTC)
не затащишь
Вот именно! Кому что надо :) На Йонаса хотели любоваться :)


hvostova
Dec. 19th, 2014 10:31 am (UTC)
Re: не затащишь
У меня в этом смысле странные, наверное, предпочтения: я стремлюсь сохранять дистанцию с музыкантами, певцами, артистами, которых люблю. Для меня они - в некотором смысле небожители, и у меня ощущение, что если я буду к ним приближаться, магия исчезнет:) Поэтому я никогда не хожу ни к служебному входу, ни за автографами, ни тем более за кулисы:) И даже про личную жизнь стараюсь не читать и не смотреть:)
ivlae
Dec. 19th, 2014 10:39 am (UTC)
Re: не затащишь
Ваша позиция мне понятна. Я придерживалась её на протяжении многих лет, и никогда не ходила к служебному входу.

Мой первый подобный вояж состоялся в 2010 году в Вене, когда я решила пойти за автографом Флореса. Увидела, что вокруг певца собираются ценители его творчества, и не просто фотографируют его (а иногда - и себя рядом с ним), а спрашивают о прошедшем спектакле и о дальнейших планах. Другое дело, что для подобного общения надо знать иностранный язык хотя бы на примитивном уровне. Вот с тех пор я и решила подтянуть свой немецкий. о чём нисколечки не жалею :)
hvostova
Dec. 19th, 2014 10:48 am (UTC)
Re: не затащишь
Я свободно владею английским, но не думаю, что это меня спасёт в такой ситуации:) Ведь здесь нужно ещё попасть достаточно близко к певцу, а я только недавно научилась с большим трудом оказываться не в самом хвосте очереди, когда она куда-то выстраивается:)
ivlae
Dec. 19th, 2014 10:53 am (UTC)
Re: не затащишь
:))
marfa_ssv
Dec. 19th, 2014 10:11 am (UTC)
а я вот нет, и на таких концертах для меня визуальный ряд важен, как артисты взаимодействуют между собой с инструментами и музыкой. И это часто круче чем драматическая игра в опере. Поэтому для меня важно видеть концерт.

А с публикой Филармонии, я не совпадаю. была два года назад чувствовала себя неуютно.
hvostova
Dec. 19th, 2014 10:14 am (UTC)
Про публику филармонии, мне кажется, я пишу в каждом из своих постов о ней: очень некомфортно там себя ощущаю.

А визуальный ряд мне, в принципе, мешает слушать музыку, и для меня чем меньше зрительных впечатлений, тем лучше:)

Edited at 2014-12-19 10:15 am (UTC)
ivlae
Dec. 19th, 2014 10:27 am (UTC)
А что вам мешает в Филармонии? Снобизм соседей?
marfa_ssv
Dec. 19th, 2014 11:02 am (UTC)
я даже не знаю как точно сформулировать, в КЗ МТ приходишь и люди разные, но мне среди них уютно и прикольно.
А в филармонии уютно не было. Зрительницы видимо из бесплатных переругивались за место. Смотрительница как коршун напала на зрительницу, за то что та поставила сумочку на ручку кресла и шипела, что это антиквариат.
В общем 2 года сходила на Цукермана Вивальди послушать после чего решила, больше не ходить ни на кого, хотя обидно потому что одно из самых оглушительных музыкальных впечатлений моей жизни это Моцарт Реквием 80-ые, Темирканов, Лейферкус, Марусин, сопрано и меццо не помню, хор Капеллы п\у Чернушенко связано с этим залом. Это было одно из самых первых выступлений Темирканова с оркестром Филармонии, после смерти Мравинского, после безмерного успеха ЕО в Кировском. Даже не знаю чем сравнить из текущих событий. Сидела тогда очень близко, соседом был Андрей Петров, как матушке моей достались эти билеты большая загадка.
ivlae
Dec. 19th, 2014 11:11 am (UTC)
Да, сейчас публика в БЗФ очень изменилась :(

На свободные места пускают бесплатно по спискам членов общества "Театрал" и подобных ему. Очевидно, они и переругивались :(

Помню свои первые походы в этот зал. Будучи студенткой, покупала абонементы (самые дешёвые), чтобы хоть как-то приобщиться к классической музыке. Публика была строгая, но не злая.

А теперь - я даже не знаю, что и сказать...
marfa_ssv
Dec. 19th, 2014 11:29 am (UTC)
да и сейчас, вроде не злая, но высокомерная. Причем это можно и простить, однако рядом высокомерие "высококультурное" и свара простонародная. Смешно и грустно.
А еще я к нему трепетно отношусь из-за устных рассказов Андронникова. Очень жаль, что пропадает вот эта аура места особенного и именно из-за публики.
ivlae
Dec. 19th, 2014 11:32 am (UTC)
О, да! Рассказы Андроникова - это часть моего детства и отрочества :)
jumeau_2009
Dec. 19th, 2014 01:47 pm (UTC)
Ксения, спасибо за отзыв!
В последнее время стараюсь избегать БЗФ, для меня это- "злобная богадельня")), а еще там неуютно, некомфортно, тесно, узко, душно и т.д. Малый зал люблю, совсем другая аура, в прошлое воскресенье прослушали там оперу "Ленора" Иоганна Рудольфа Цумштега, http://lenore.info/pages/8-invite.html
hvostova
Dec. 19th, 2014 04:07 pm (UTC)
"Злобная богадельня" - это очень точное определение. Правда, с микроклиматом там сейчас всё нормально: видимо, обновленные инженерные сети с проблемой духоты всё-таки справляются.

А про "Ленору" я, помню, у Вас читала в блоге.
sodade_13
Dec. 21st, 2014 09:04 am (UTC)
меня остановила цена - я не люблю фортепьянную музыку и немецкий язык - плата за удовлетворение моего любопытства должна быть существенно меньше:) В последний поход в БЗФ видела, как на дорогие свободные места пускали бесплатных людей, и не готова их оплачивать:)последний раз там была на концерте Гарри Гродберга, и ,с тех пор, публика существенно изменилась и работники заведения тоже:(
при следующей возможности обязательно схожу на Кауфмана
hvostova
Dec. 21st, 2014 11:35 am (UTC)
Я обожаю фортепианную музыку и для меня в принципе неважно, какой язык (то есть важно, чтобы он был оригинальным). Поэтому здесь вопроса не стояло. К тому же, я понимаю, что никакой другой более дешёвой возможности послушать Кауфманна у меня, наверное, не будет.

А публика филармонии - это да, про неё уже много в связи с этим концертом написали.
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars