?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Улицкая_2Меня удивляют люди, которые судят о писателе Людмиле Улицкой по обрывкам интервью и отдельным фразам, выдранным, скомпилированным и обработанным сильно идейными и очень избирательными журналистами. (Почему-то есть ощущение, что такие люди не читают несокращённых текстов и не слушают неурезанных бесед). Удивляют потому, что о позиции человека невозможно судить с чьих-то слов, но в ещё большей степени потому, что не утруждают себя чтением книг для того, чтобы судить о писателе. В результате рождаются парадоксальные и совершенно немыслимые сравнения с Диной Рубиной и Дарьей Донцовой. Бред!

“Детство 45-53” – не о коммунизме и не о государстве, не об антикоммунизме и антисталинизме; оно – о жизни человека в государстве, о том, какие разные люди и какие разные у них взаимоотношения с этим самым государством. Не плохие и хорошие, не правильные и неправильные, не правые и неправые, а – разные, всякие, каждый со своей правдой. Здесь нет оценок и суждений, и уж тем более осуждений: это история огромной страны, сохраняемая в письмах и воспоминаниях, которая живее, сокровеннее, ближе, роднее и понятнее записанного в многоумных учебниках по истории.

Собрать, сохранить, донести по крупицам до тех, кто уже не помнит и ещё не знает ничего или почти ничего о жизни в СССР, целую эпоху, целую страну: разве это не поступок?! Ведь память – это то, что делает из человека человека. Стоит только открыть содержание – и ты уже с головой в другой стране, в другом времени, в другом измерении. Тот самый “священный мусор”, сохранение которого бесценно. И оторваться от него невозможно, невозможно остановиться и не прочитать, не дочитать.

“Детство 45-53” – о том, как трудно делить людей на своих и чужих, на друзей и врагов, на правых и виноватых, на чёрное и белое, и в то же время как трудно этого избежать; о человечности. Из всех историй занозой в сознании засела одна – ““Свой” немец” Нины Вексман, школьницы, эвакуированной из Ленинграда в Сибирь в 1943 году и после войны, как и другие школьники, помогавшей на стройке, где работали военнопленные немцы. Один из них вырезал из досок и щепок игрушки, и одну деревянную куколку подарил Нине. Он увидела, как жадно он ел мутную жижу дымящейся баланды, и начала тайком таскать ему из дома хлеб, а однажды принесла папину старую рубашку. Однако кто-то из соседей это увидел и рассказал маме.




- Нина, что ты делаешь? Он немец!

- Мама, он такой голодный, у него руки дрожат, когда он хлеб берёт, ты бы видела!

- Нина, он враг, фашист!

- Мама, он мне фотографию показывал, у него дети – мальчик и две девочки, и рассказывал, как кого зовут, плакал и целовал фотографию.

- Ах, дети у него! А помнишь мёртвого мальчика во время блокады с вырезанными ягодичками? Я ещё тебе глаза закрыла, чтобы ты не смотрела. И как я тебя всегда за руку держала, боялась отпустить на минуту – у тебя щёчки пухленькие даже во время блокады были. Он во всём этом виноват! А как ты плакала, когда бабушка умерла, потому что вам, внучкам, свой хлеб отдавала, помнишь? Это всё его рук дело, Нина! И то, что евреев Орши расстреляли, всю папину родню, и твоих двоюродных сестричек – таких же, как его дочки, немца этого! Да попадись ты ему в тот момент, он бы тебя вместе с ними в яму бросил! А помнишь, как ты кричала от страха, когда лошадь споткнулась на льду, на Чуйском тракте, и наша кибитка прямым ходом в Байкал с обрыва понеслась, и свалилась бы, не зацепись мы чудом за берёзку одинокую! Это всё из-за него и таких, как он, Нина! А ты ему хлеб из дому носишь!

Я всё помнила – и мёртвого мальчика, лежавшего ничком на замёрзшей улице, и мёртвую бабушку, и прессованный жмых на обед, и столярный клей на ужин. Но худой оборванный человек, мастерящий игрушки, в моём сознании не вязался с обликом страшного врага.

Мама не смогла меня переубедить… <…> Жаль, что моя невестка не разрешает внучкам об этом рассказывать, потому что они сразу плакать начинают. Говорит, пусть лучше не знают страшного. А я думаю, надо знать…



И я думаю. И я понимаю маму, и я понимаю Нину, и не могу определить, кто правее. И думаю, что дети должны это знать и читать, и это счастье, если они плачут, переживая не только собственную боль.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
o_v_g
Sep. 8th, 2014 05:44 pm (UTC)
Это должны читать не только дети ! Очень многие совсем ничего не знают ни о жизни страны , ни об истории . Беда в том , что читать вообще не модно , а тем более такую литературу . Потому и имеем все то , что сейчас имеем ...
hvostova
Sep. 8th, 2014 05:51 pm (UTC)
Конечно, не только дети. Просто - действительно - взрослые читают мало и часто не пропускают через себя, а у детей ещё есть шанс, что это повлияет на них и на их будущую жизнь.
o_v_g
Sep. 8th, 2014 05:54 pm (UTC)
Разумеется , вы абсолютно правы ! И я думаю , ваш ребенок будет мыслить творчески именно потому , что у него такая мама !)
hvostova
Sep. 8th, 2014 05:57 pm (UTC)
Ох, спасибо: Ваши бы слова да богу в уши:)
ivlae
Sep. 9th, 2014 07:26 am (UTC)
Наверное, сейчас только семья может повлиять на духовное развитие детей...
hvostova
Sep. 9th, 2014 07:29 am (UTC)
Думаю, да. Чаще всего современные родители так ставят себя по отношению, например, к педагогам, что нравственный авторитет для ребёнка представляет только семья. А дворовая жизнь как воспитательный процесс вообще исчезла.
ivlae
Sep. 9th, 2014 07:42 am (UTC)
Хорошие педагоги есть и сейчас.
Мне кажется, что педагогический талант не зависит ни от системы преподавания, ни от уровня школы, в которой педагог работает. Ребёнок интуитивно это чувствует, и тогда возникает интерес к предмету.

Но как быть с нравственными ценностями? Может ли, например, математик или физик воспитывать учеников? Мне кажется, что может - хотя бы собственным примером. Ведь давно известно, что самое бесполезное занятие - это говорить: "Ты так не делай! Надо делать так-то", и при этом вести себя именно так, как "нельзя" :)) И в школе, и дома ребёнок наблюдает взрослых, и делает свои выводы.

Сейчас очень важно то, как преподают историю. Мне непонятна ситуация с учебниками. Ведь Россия - страна с непредсказуемым прошлым...

hvostova
Sep. 9th, 2014 07:52 am (UTC)
С "непредсказуемым прошлым" - это очень точно:)

Я не сомневаюсь, что в школах достаточно прекрасных педагогов, способных и научить, и воспитать (при этом совсем неважно, какой предмет они преподают). Я даже имею возможность убедиться в этом лично. Меня убивает другое: родители часто ведут себя так, что у ребёнка не формируется авторитет учителя, а наоборот: его нередко ни во что не ставят. И в этой ситуации очень маловероятно, что ребёнок, наблюдая родителей и учителей, сделает выбор в пользу следования модели поведения последних.

Я с ужасом думаю о том, что будет, когда мы доберёмся в школе до истории:) Мне лично очень повезло с учителем истории и вообще со школой в плане истории. Предмет был у нас одним из важнейших, читался лекционно (потому что мы попали на то время, когда тоже совсем не было учебников: советские устарели, а новых не написали ещё). Лекций было много и они были очень содержательными (в том числе и в изложении различных взглядов и трактовок одних и тех же событий).

Возможно, процесс познания исторического процесса придётся если не взять в свои руки, то в значительной степени им рулить. И это даже может быть не вина учителя: их настолько зарегулировали сейчас, что это какой-то кошмар, и вряд ли дальше будет лучше или свободнее хотя бы.
katberg
Sep. 23rd, 2014 11:32 am (UTC)
Да, очень верно...
hvostova
Sep. 23rd, 2014 11:40 am (UTC)
Спасибо. В политическом смысле я с Улицкой тоже не во всём согласна, но это не имеет никакого отношения к её оценке как писателя. Да и к оценке масштаба общественной значимости её фигуры тоже.

Edited at 2014-09-23 11:41 am (UTC)
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars