?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Галина Олейниченко

Наверняка, кому-то моё открытие покажется смешным и банальным, но я в некотором смысле познаю мир оперы “от окраины к центру”, медленно, фрагментарно и время от времени раскапывая прошлое.

Именно поэтому, по всей видимости, мне раньше не попадалось этого имени. Или, возможно, оно мелькало где-то совсем вскользь и в моей голове не задержалось. По крайней мере, я точно не слышала, как Галина Олейниченко поёт: такого я точно ни забыть, ни перепутать не могла.

Началось всё банально: с попытки найти первую арию Снегурочки, которая бы мне понравилась (“С подружками по ягоды ходить”), которая бы мне понравилась, и случайно отвлеклась на Марфу. Тут-то меня и накрыло!



Невообразимо прелестная Марфа! Поистине царская невеста! Умопомрачительная школа! Потрясающая музыкальность! Удивительная естественность и в пении, и в поведении на сцене: сплошные органичность и гармония! Голос обворожительно красивый даже притом, что запись 1965 года наверняка съедает порядочную порцию красоты! Верхний регистр просто бесподобный! Дыхание свободное и совершенно незаметное! И каждое слово понятно! (Впрочем, я уже поняла: высочайшим искусством артикуляции вообще отличалась русская оперная школа середины прошлого века, всё понятно у всех. Причём даже в переведённых итальянских и французских ариях, которые на русском попробуй ещё не то что спой, просто произнеси! Причём при сохранении всех колоратур, интонаций, акцентов! Куда там сегодняшним певицам, слывущим колоратурными сопрано в Москве и Петербурге, до мастериц, певших пятьдесят лет назад!

И риторический вопрос: а куда всё делось-то?..)

“Вокализ” Рахманинова. Это самый настоящий музыкальный бриллиант! Лучшего исполнения мне слышать не приходилось. Притом не просто не приходилось слышать: я всегда хотела услышать именно такое, именно так.




Но на этом мои потрясения не закончились! Я не поклонник перевода опер на русский язык, но в советское время они шли в русском переводе, и Галина Олейниченко, естественно, и Джильду, и Виолетту пела по-русски. Преодолев определённый скептицизм, я начала слушать. Уже секунд через 15-20 я перестала замечать, что это – не по-итальянски. Более того, E strano… a fors a lui… sempre libera у Олейниченко – это тоже шедевр. А уж когда представишь, что это поётся на неудобном русском, так и подавно крышу сносит!



То же самое с Caro nome!



Посмотрев репертуар Галины Олейниченко на странице певицы на сайте Большого театра (http://www.bolshoi.ru/persons/people/2525/), у меня сложилось ощущение, что она как будто оставалась в тени, совершенно незаслуженно. Притом это, без сомнения, певица высочайшего мирового уровня и, мне почему-то кажется, что если бы тогда культурный мир был настолько же открытым и настолько же лишённым границ, как сейчас, она пела бы ведущие партии на лучших оперных сценах мера и сегодня мы называли бы её имя в числе величайших оперных звёзд XX столетия.





P.S. Вконтакте есть посвящённая Галине Олейниченко группа, где можно ознакомиться с другими имеющимися записями: http://vk.com/club10882981

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
yudinkostik
Aug. 20th, 2013 09:31 pm (UTC)
Послушал Марфу и Sempre Libera - замечательная певица!.. вот действительно редкий случай, когда прекрасная дикция, и без "воя"... настоящее пение...

куда все делось - думаю, тут просто - даже не в каких-то внешних условиях дело, а просто таких талантов почему-то не нарождается... у Олейниченко с первых нот слышна внутренняя музыкальность - как она фразу ведет, она просто слышит... внутренним слухом... и голос повинуется... поэтому и верхние ноты свободные - потому что изнутри, интонированием выводятся, а не механической техникой...

на мой вкус, у нее все же вибрато наверху многовато, т.е. широковато и тяжеловато... но у наших это, видимо, издержки школы... но это мелочи - талант никаким вибрато не затемнить:)

спасибо, что написали о ней - с удовольствием еще ее послушаю:)
hvostova
Aug. 20th, 2013 09:42 pm (UTC)
Про вибрато я соглашусь, но, действительно, это тот случай, когда это совсем не мешает и на это даже внимание перестаёшь обращать.

И внутренняя музыкальность, правда, с первых нот слышна. И вот я в последнее время почему-то тоже начинаю подумывать, что дело не в том, что куда-то всё делось и перестали учить, как следует, и учиться, как следует, а в том, что почему-то не дарует нам Бог таких талантов:)

Я склонна относить это к своему невежеству, но, возможно, и действительно про неё до сих пор как-то мало слышно?.. и она до сих пор в тени более именитых (и на мой вкус, менее интересных) певиц?
yudinkostik
Aug. 20th, 2013 09:47 pm (UTC)
ну да, учиться-то сейчас как раз можно прилично - есть, куда поехать, и выучиваются даже... но вот музыкальности такой как-то не встречается...

я про нее тоже ничего не знал, но в певицах я совсем не специалист, и вкусы у меня очень специфические, даром, что работаю с вокалистами:))

скажем, когда ту же Sempre libera поют вот так:
http://youtu.be/uep0f5WuWw0 - мне кажется, что все современные певицы должны удавиться или как минимум поклясться больше никогда не выходить на сцену:))
hvostova
Aug. 20th, 2013 09:57 pm (UTC)
Спасибо, это просто потрясающе, как здорово, что сохранились записи! Настолько естественное пение: поёт, как дышит:)

Почему-то довольно давно стали петь какими-то неестественными, искусственными голосами, и мне кажется, что здесь дело совсем не в том, как часто говорят, что меняются вокальные стандарты и манера исполнения. Такая манера, как у Galli-Curci, в моде всегда и нравится всегда, только вот не поют ведь так, и причём, по-моему, не поют не только у нас, а и вообще в мире.

yudinkostik
Aug. 20th, 2013 10:08 pm (UTC)
а ведь Галли-Курчи была далеко не одна такая... хотя, она, конечно, из самых-самых... которые пели как соловьи:)

сейчас так, конечно, совсем не поют... мне кажется, это отчасти потому, что упор больше делают на театральность и на технику - думают, что внешними эффектами можно чего-то добиться или какими-то ухищрениями чисто вокальными - голос в тот резонатор, в этот, гортань туда, зубы сюда - иногда послушаешь - как бред почти:))

но ведь та же Галли-Курчи - она вообще была сначала пианисткой - т.е. знала хорошо музыку, могла изучить не только свою партию, но и всю партитуру целиком - была музыкантом, и только потом певицей... это с одной стороны...
с другой - конечно, это просто дар... и голоса, и музыкальности...
hvostova
Aug. 20th, 2013 10:15 pm (UTC)
Да, как-то по-другому к музыке сто лет назад относились, жили, что ли, в ней, поэтому и пели так свободно. Думали не про зубы/гортань/язык, а про то, что играется и поётся:)

И хотя среди моих знакомых не очень много сторонников подобного взгляда, я всё-таки согласна с Вами полностью в том, что для певца не меньше, чем для любого другого музыканта, важен подход "от музыки", а не "от голоса", и поэтому любые общемузыкальные знания не только крайней полезны, но просто жизненно необходимы.
yudinkostik
Aug. 20th, 2013 10:22 pm (UTC)
угу:)
у меня тут много чего есть сказать, но воздержусь, поскольку тема насущная и немножко больная:)))
hvostova
Aug. 20th, 2013 10:27 pm (UTC)
понимаю...
lo_mar
Aug. 20th, 2013 09:36 pm (UTC)
Ксения, спасибо вам за этот пост. А вы не подскажите, как можно сделать его перепост? Ваш труд надо распространять в массы! Кстати, в группу вконтакте я уже добавился, но пока еще ничего не послушал.
Вот добавить к вами сказанному совершенно нечего, по всем пунктам согласен. Замечу, что ее исполнение E strano… a fors a lui… sempre libera слушал, затаив дыхание. А "Здесь хорошо" Рахманинова аж потрясла.
Удивительно, насколько мне не нравились в моем детстве оперные номера в сборных телеконцертах и насколько сейчас я хочу их услышать...
Исключительная дикция, понятно практически каждое слово. А вы обратили внимание, что манера поведения на сцене -- она тоже была общей для оперных вокалистов того времени? Я просто из детства "достаю" картинки -- очень похоже.
hvostova
Aug. 20th, 2013 09:45 pm (UTC)
Я точно не знаю, но, наверное, перепост сделать - это нужно нажать кнопочку под записью "Поделиться" и указать там свой журнал. Заранее спасибо:)

Оперные номера в сборных концертах, наверное, были разными. Не все же пели, как Олейниченко:) Мне и до сих пор много чего в сборных концертах (даже сборных оперных) не нравится и мало что нравится (а по-настоящему, наверное, в сборниках вообще ничего не нравится).

Манера поведения, наверное, в советское время строго задавалась. Но тут не могу судить - мне вспоминать нечего:)
lo_mar
Aug. 20th, 2013 09:56 pm (UTC)
сейчас попытаюсь)))
Она почет без пафоса, как-то очень личностно... сказать "глубоко внутри" будет неправильно, но вот что-то слова не подбираются. Я думал, что вокализ лучше Джиоевой я не слышал, но, благодаря вам, послушал; ее колыбельная... вот не знаю, поверите ли, но так живо вспомнил, как в детстве мама нам пела колыбельные. Хотя никаких оперных арий)
в общем, это было восхитительно, а вы -- молодец и вам следует присвоить звание "доблестный розыскник забытых оперных имен"!)))
hvostova
Aug. 20th, 2013 10:08 pm (UTC)
У Джиоевой мне "Вокализ" не нравится: у неё вообще, на мой вкус, голос для Рахманинова тяжёлый (да и в принципе тяжеловатый). Моим любимым исполнением до Олейниченко был "Вокализ" Анны Моффо.

Мне бы хотелось, чтобы как можно больше людей, не знавших до того о творчестве Олейниченко, услышали её:)

Кстати, здесь в дискуссии yudinkostik.livejournal.com поделился записью Sempre libera: http://www.youtube.com/watch?v=uep0f5WuWw0&feature=youtu.be в исполнении Амелиты Галли-Курчи. Послушайте, это просто чудо какое-то!
lo_mar
Aug. 20th, 2013 10:19 pm (UTC)
спасибо, сейчас рвану)
вот сообща мы и расскажем об этой певице)
lo_mar
Aug. 20th, 2013 10:31 pm (UTC)
ну... Ксения, мне понравилось, но не в восхищении...
hvostova
Aug. 20th, 2013 10:39 pm (UTC)
Думаю, это вопрос привычки. Если от привычного абстрагироваться, это просто потрясающе. Наверное, Вы прочитали выше мой комментарий по этому поводу. Слышите, насколько естественно и свободно она поёт, совершенно не напрягаясь и не превращая пение в "условное оперное" и поэтому несколько искусственное?

Ну, и если разбирать арию по отдельным фрагментам, там много сногсшибательных вещей, которых сейчас ну просто не делают, и делать не умеют, и, полагаю, даже не знают, что так вообще можно:)
lo_mar
Aug. 20th, 2013 10:43 pm (UTC)
ага, сначала послушал, потом написал коммент, а уж потом пошел читать ваше общение.
Да, я понимаю, что именно вы имеете в виду. мне кажется, во всяком случае. Но тут, вы меня простите, я, наверное, скажу крамольную мысль. Ее пение мне напоминает русский фольклор, в свое время много слышал "живьем" -- безусловно, потрясающее и завораживающее. Может быть, меня как раз "естественность" (поет как дышит) и смущает?..
а технический вопрос -- это вообще для меня, как я не раз уже говорил, китайская грамота. Вот вы обсуждали вибрато Олейниченко. А я мало того, что не могу понять, о чем идет речь, так я его и не услышу
hvostova
Aug. 20th, 2013 11:22 pm (UTC)
Для меня естественность очень важна, но у Галли-Курчи же не только она: там удивительная музыкальность. Константин кратко и точно написал: заливается соловьем (в русском-то фольклоре как раз вот этого соловьиного нет). Вот именно соловей - идеал.

Вибрато Вы, безусловно, слышите, просто не знаете, что это оно и есть. Я Вам как-нибудь при случае его покажу. Равно как и глиссандо, и что-нибудь еще.
lo_mar
Aug. 21st, 2013 07:12 am (UTC)
соловья слышал, неоднократно, но как его пение соотносится с исполнением Галли-Курчи не улавливаю :(

спасибо)))
gomazkov
Aug. 21st, 2013 05:42 am (UTC)
Я слышал её однажды, в семидесятых, в "Риголетто".
Когда Джильда появилась на сцене - а дама была уже в зрелых годах, корпулентная - по залу прошёл разочарованный выдох.
Но потом она запела, и подобные пустяки уже были незаметны.)
И всё же, думаю, мировая слава была не для неё: очень уж "русская" у неё манера, не "конвертируется" она.)
Сейчас всё стремится к универсализму, и подобные брильянты стали слишком редки.
hvostova
Aug. 22nd, 2013 08:58 am (UTC)
Я Вам по-хорошему завидую: Джильда была одной из её коронных партий.

А вот по поводу "русской" манеры я не соглашусь, по крайней мере с музыкальной точки зрения ("русскость", возможно, чувствовалась в сценическом движении).
Она поёт каждое произведение в разной манере. В Рахманинове, Чайковском и Римском-Корсакове - действительно настоящая русская музыка, а вот Виолетта и Джильда у неё - настоящий Верди, причём Джильда интонационно вообще потрясающе точна (я Caro nome знаю наизусть до мелочей в разных исполнениях, поэтому об этом могу судить, мне малейшее смещение акцентов заметно). А французская музыка у неё - так именно французская. На мой взгляд, среди сегодняшних русских певиц и певцов, поющих за рубежом, признаков "местечковости" (причём в плохом смысле) гораздо больше.

У неё, конечно, колоритная внешность и актёрская игра, но это даже в сегодняшнем универсальном мире, как известно, скорее плюс:)
gomazkov
Aug. 22nd, 2013 12:49 pm (UTC)
Спорить не стану, так как Вы, безусловно, смыслите в этом больше.)
А вот про "местечковость" нынешних русских певиц и певцов, поющих за рубежом, согласен полностью.
Причём, идёт она, на мой взгляд, как раз от попытки во что бы то ни стало быть "интернациональными", петь "как в лучших домах Парижа и Лондона", что выглядит подчас смешно.
Старые мастера к этому не стремились и были самобытны.
hvostova
Aug. 22nd, 2013 01:15 pm (UTC)
Точно!
ivlae
Aug. 21st, 2013 01:30 pm (UTC)
Я училась слушать и понимать оперу по телепередачам. Галина Олейниченко в пору моего детства и юности очень часто появлялась на экране.
Конечно, прекрасно помню и "Иоланту", и "Царскую невесту" - два фильма-оперы, в которых она поёт за Иоланту и за Марфу.

Мне бывает обидно за поколение певцов середины ХХ века. Записей ничтожно мало, особенно видео. Хорошо, что хоть пластинки записывали! И артистам Большого театра в этом повезло больше, чем артистам Кировского театра. Киевляне тоже могли гордиться соей оперой, но кто помнит сейчас ведущих солистов Киевского оперы времёе СССР? Или Одесской? Один Огренич чего стоил! Чудо-тенор был...
hvostova
Aug. 22nd, 2013 09:10 am (UTC)
Да, в Советском Союзе катастрофически мало писали и певцов, и музыкантов. Их современникам из-за рубежа повезло гораздо больше. И, думаю, если бы у нас писали столько же и эти записи сохранились бы, сейчас они наравне со многими зарубежными составляли бы золотой фонд оперы и музыки XX века.
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars