?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Каренины

Некоторое время назад, вдохновившись длинными, долгими и горячими дискуссиями об «Анне Карениной» (о романе, об экранизации Соловьёва, о «театральном романе» Райта), я задала своим читателям вопрос о том, почему всё-таки не состоялся развод Анны и Каренина и, во многом поэтому, всё закончилось так, как закончилось.

Ответов оказалось немного, и я бы разделила их на две группы. Первая группа – причины скорее штампованные, порождённые господствующим на определённом этапе мнением критиков, литературоведов, преподавателей литературы и т.д. Это версии об истеричности и психопатичности Анны, о Серёже и т.д. Отчасти эти причины верны, но только как дополняющий, послуживший последними каплями фактор. Вторая группа – мнения, связанные с осмыслением романа. В частности, о том, что Анна считала себя недостойной счастья (zeta_zena_zeta). Попутно выплыли очень любопытные сведения о том, что развод, вопреки распространённому мнению, во второй половине XIX века в России был вполне нормальным, естественным и нередким явлением (olga_s_md).

Но сам вопрос я задавала не без каверзной мысли. Всё-таки, достаточно много прополемизировав в интернет, я пришла к неутешительному выводу, который смутно бродил в моей голове и до бурных обсуждений, о том, что многие читали роман когда-то давно, не очень внимательно и с ориентацией на существовавшие тогда или появившиеся позже стереотипы. И поэтому многие представления об «Анне Карениной» – порождение не собственно литературного произведения Толстого, а этих самых стереотипов, которые либо не могут быть подтверждены текстом Толстого, либо могут быть им даже полностью опровергнуты.

Возможно, сыграл роль мой личный экзистенциальный опыт, но, перечитывая роман чуть более года назад, я была поражена тем, что у Анны и Каренина существовала реальная возможность развода, которой Анна не воспользовалась. Ещё больше меня поразила указанная у Толстого причина, её точность, верность и названность.



Экскурс в текст романа. Конец четвёртой части. После родов Анны.

О Каренине:

«Он вдруг почувствовал, что то самое, что было источником его страданий, стало источником его духовной радости, то что казалось неразрешимым, когда он осуждал, упрекал и ненавидел, стало просто и ясно, когда он прощал и любил.

Он простил жену и жалел её за её страдания и раскаяние. Он простил Вронскому и жалел его, особенно после того, как до него дошли слухи об его отчаянном поступке. Он жалел и сына больше, чем прежде, и упрекал себя теперь за то, что слишком мало занимался им. Но к новорожденной маленькой девочке он испытывал какое-то особенное чувство не только жалости, но и нежности».

<…>

«Но чем более проходило времени, тем яснее он видел, что, как ни естественно теперь для него это положение, его не допустят остаться в нём. Он чувствовал, что, кроме благой духовной силы, руководившей его душой, была другая, грубая, столь же или ещё более властная сила, которая руководила его жизнью, и что эта сила не даёт ему того смиренного спокойствия, которого он желал».

Это в пику тем, кто почему-то считает, что Каренин был бездушной машиной. Он был великодушным человеком, способным и на прощение, и на сострадание, и на любовь. И именно ему, а не Анне, досталось от общества, и именно его оно затравило. Этой душевной высоты и этих вынужденных страданий от раздвоенности между чувством и долгом не могла не чувствовать, не видеть в Каренине Анна. И тот крест, который Анна выбрала для себя, теперь нёс Алексей Александрович, нёс достойно и смиренно. И она не могла ему этого простить:

«- Я слыхала, что женщины любят людей даже за их пороки, - вдруг начала Анна, - но я ненавижу его за его добродетель.<…> Ты поверишь ли, что я, зная, что он добрый, превосходный человек, что я ногтя его не стою, я всё-таки ненавижу его. Я ненавижу его за его великодушие…»

Анна ненавидела Алексея Александровича именно за то, что прекрасно понимала, что он – лучше неё. Ей это доставляло невыносимую боль и досаду: сознание, что человек, не прикрывающийся высоким знаменем любви, в действительности больше способен к ней, чем она, способен любить сильнее и безответнее.

«И ударившему в правую щёку подставь левую, и снявшему кафтан отдай рубашку», - подумал Алексей Александрович.

- Да, да! – вскрикнул он визгливым голосом, - я беру на себя позор, отдаю даже сына, но… но не лучше ли оставить это? Впрочем, делай, что хочешь…»

«- Стива говорит, что он на всё согласен, но я не могу принять его великодушия, - сказала она, задумчиво глядя мимо лицо Вронского. – Я не хочу развода».

«Чрез месяц Алексей Александрович остался один с сыном на своей квартире, а Анна с Вронским уехала за границу, не получив развода и решительно отказавшись от него».

Вот такая вот история. Неспособность, нежелание Анны признать в Алексее Александровиче человека более благородного, более великодушного, более способного к состраданию и прощению, чем она сама, чем Вронский. Изверга и мизантропа предать легче, ему легче сделать больно, потому что тогда появляется хоть какое-то оправдание. Признать всё то же самое по отношению к человеку достойному, - расписаться в подлости, которой не найти оправдания. Отказ Анны от развода – попытка хоть как-то стать ровней Алексею Александровичу, сравняться с ним хотя бы по степени причиняемой боли. В этом страдании и мучении Анна, наверное, видела для себя искупление.




Comments

( 105 comments — Leave a comment )
formozissima
Mar. 13th, 2013 07:30 pm (UTC)
я перечитывала роман после школы, лет в двадцать пять. Была поражена, насколько иначе он воспринимался уже с высоты "взрослой" жизни. Пора перечитать заново...
hvostova
Mar. 13th, 2013 07:35 pm (UTC)
Точно! Я перечитала вот года полтора назад и вообще до сих пор недоумеваю: что же я до того-то читала?! Неужели же этот вот самый роман, этот вот самый текст?! Где были мои глаза?! Где была моя голова?! Где были мои мысли?!

И именно после этого проникновения в "Анну Каренину" я до самой глубины этой мысли поняла, насколько же гениален Толстой. Раньше я его уважала, признавала его достоинства, его место в иерархии мировой литературы, но была к нему относительно равнодушна. А тут - как пелена с глаз упала. Я теперь поэтому ещё успокоиться не могу: хочу, чтобы как можно большее число людей открыло для себя Толстого, а для этой цели лучше романа, чем "Анна Каренина" - не придумать.
olga_s_md
Mar. 13th, 2013 08:43 pm (UTC)
Да ,все сказано уже в эпиграфе-мне отмщение ,и аз воздам...
hvostova
Mar. 14th, 2013 08:47 am (UTC)
Точно.
lo_mar
Mar. 13th, 2013 09:09 pm (UTC)
Ох, Ксения, как минимум пара серьезных оспариваемых моментов, о которых, подозреваю, вы думали, но не указали при написании текста.
Очень хочу поговорить с вами. Можно в скайпе?
hvostova
Mar. 14th, 2013 08:46 am (UTC)
Вопросы настолько интимны, что не для публичного обсуждения?.. :)
(no subject) - lo_mar - Mar. 14th, 2013 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Mar. 14th, 2013 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lo_mar - Mar. 14th, 2013 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Mar. 14th, 2013 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lo_mar - Mar. 14th, 2013 08:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Mar. 14th, 2013 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lo_mar - Mar. 15th, 2013 07:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Mar. 15th, 2013 08:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - lo_mar - Mar. 15th, 2013 09:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Mar. 15th, 2013 10:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - lo_mar - Mar. 15th, 2013 10:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Mar. 15th, 2013 10:09 am (UTC) - Expand
yudinkostik
Mar. 13th, 2013 10:44 pm (UTC)
ээ... так ведь там почти до конца романа идет вопрос о разводе...

ведь в конце 6-й части Анна пишет Каренину письмо, и уже эта новая ситуация (когда Каренин ей развода не дал) влияет на самоубийство:

"Анна написала письмо мужу, прося его о разводе, и в конце ноября, расставшись с княжной Варварой, которой надо было ехать в Петербург, вместе с Вронским переехала в Москву. Ожидая каждый день ответа Алексея Александровича и вслед за тем развода, они поселились теперь супружески вместе." (6, XXXII)

а причиной этого нового "процесса" было охлаждение отношений с Вронским:

"И так же как прежде, занятиями днем и морфином по ночам она могла заглушать страшные мысли о том, что будет, если он разлюбит ее. Правда, было еще одно средство: не удерживать его, — для этого она не хотела ничего другого, кроме его любви, — но сблизиться с ним, быть в таком положении, чтобы он не покидал ее. Это средство было развод и брак." (та же глава)

Каренин, под влиянием Лидии Ивановны, уехал в псевдорелигиозные бредни, и со всего своего высоконравственного положения развода не дал...

этот человек выше Анны? как-то сомнительно...

и, если по Толстому, то Анна ведь понимает всю совокупность обстоятельств:

«Ну, я получу развод и буду женой Вронского. Что же, Кити перестанет так смотреть на меня, как она смотрела нынче? Нет. А Сережа перестанет спрашивать или думать о моих двух мужьях? А между мною и Вронским какое же я придумаю новое чувство? Возможно ли какое-нибудь не счастье уже, а только не мученье? Нет и нет! — ответила она себе теперь без малейшего колебания. — Невозможно! Мы жизнью расходимся, и я делаю его несчастье, он мое, и переделать ни его, ни меня нельзя. Все попытки были сделаны, винт свинтился."

и далее:

«Туда! — говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, — туда, на самую середину, и я накажу его (Вронского - К.Ю.) и избавлюсь от всех и от себя».
hvostova
Mar. 14th, 2013 08:53 am (UTC)
Всё правильно. Но я обратила внимание на тот момент романа, когда была развилка, когда у Анны был выбор: да или нет, - и она его сделала сама, руководствуясь не самыми высокими побуждениями. Ситуация дополнилась ещё тем, конечно, что они с Вронским уезжали в Италию, где сложившееся положение было совсем неважно. Но проблемы появились с новой силой, когда они вернулись в Россию.

Там, конечно, Каренин ушёл в псевдорелигиозный бред, и я его не оправдываю, но по-человечески могу понять, потому что когда тебя ломали-ломали, чтобы ты уступил, и ты, наступив себе на горло, уступил, а Анна не приняла согласия и уехала, в следующий раз уступать не захочется.
(no subject) - yudinkostik - Mar. 14th, 2013 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Mar. 14th, 2013 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - yudinkostik - Mar. 14th, 2013 05:42 pm (UTC) - Expand
tambovsky_wolk
Mar. 25th, 2013 09:31 pm (UTC)
Очень верно Вы написали про Каренина. И про Анну.

Недаром Толстой делает в этом романе обобщение: мы любим людей за то добро, что для них сделали, и ненавидим за то зло, которое им причинили.
hvostova
Mar. 25th, 2013 09:33 pm (UTC)
И ещё ненавидим за то добро, которое они сделали нам:)
(no subject) - tambovsky_wolk - Mar. 25th, 2013 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Mar. 25th, 2013 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tambovsky_wolk - Mar. 25th, 2013 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Kapitan Arctika - Mar. 30th, 2013 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Mar. 30th, 2013 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Kapitan Arctika - Mar. 30th, 2013 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Mar. 30th, 2013 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Kapitan Arctika - Mar. 30th, 2013 09:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Kapitan Arctika - Mar. 30th, 2013 09:51 pm (UTC) - Expand
jkl_jkl
May. 3rd, 2013 10:27 pm (UTC)
причина много проще:
Лев Николаевич был законченным графоманом :)

таким же, как Солженицын или Горький ;)
hvostova
May. 4th, 2013 05:29 pm (UTC)
Re: причина много проще:
У меня всё-таки другое мнение по поводу упомянутых писателей.
о вкусах не спорят - jkl_jkl - May. 4th, 2013 11:22 pm (UTC) - Expand
Re: о вкусах не спорят - hvostova - May. 5th, 2013 04:03 pm (UTC) - Expand
а про "Даниэля Штайна"? - jkl_jkl - May. 5th, 2013 07:38 pm (UTC) - Expand
вы - не еврейка? - jkl_jkl - May. 5th, 2013 07:43 pm (UTC) - Expand
Re: вы - не еврейка? - hvostova - May. 5th, 2013 07:45 pm (UTC) - Expand
ну, раз не еврейка, тогда - jkl_jkl - May. 5th, 2013 08:26 pm (UTC) - Expand
а я уж думал, спать пошли - jkl_jkl - May. 5th, 2013 09:11 pm (UTC) - Expand
jkl_jkl
May. 6th, 2013 10:28 pm (UTC)
Наталья Воронцова-Юрьева
hvostova
May. 7th, 2013 12:34 pm (UTC)
Re: Наталья Воронцова-Юрьева
Спасибо, почитаю, хотя первый абзац уже насторожил.
hvostova
May. 8th, 2013 09:41 am (UTC)
Re: Наталья Воронцова-Юрьева
Не осилила и четверти - не моё. Многие положения можно оспорить (например, вывод о том, что Анна смотрела мимо Вронского и говорила задумчиво, и поэтому врала, ничуть не менее парадоксален, чем некоторые положения Набокова), но даже не хочется: манера изложения крайне отталкивающая. Несмотря на то, что с некоторыми вещами можно и согласиться (например, о том, что Стива Облонский на деле - совершенно малопривлекательный персонаж).
что есть чувства? - jkl_jkl - May. 11th, 2013 10:51 am (UTC) - Expand
Re: что есть чувства? - hvostova - May. 11th, 2013 10:56 am (UTC) - Expand
а в чём? - jkl_jkl - May. 11th, 2013 12:02 pm (UTC) - Expand
Re: а в чём? - hvostova - May. 11th, 2013 12:30 pm (UTC) - Expand
а что было содеяно? - jkl_jkl - May. 11th, 2013 12:39 pm (UTC) - Expand
Re: а что было содеяно? - hvostova - May. 11th, 2013 02:09 pm (UTC) - Expand
женщины мучаются больше - jkl_jkl - May. 11th, 2013 02:31 pm (UTC) - Expand
мать Вронского, например - jkl_jkl - May. 11th, 2013 03:46 pm (UTC) - Expand
-- Ах, что говорить!-- - jkl_jkl - May. 11th, 2013 04:10 pm (UTC) - Expand
( 105 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars