?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В воскресенье мы были в Концертном зале Мариинки на спектакле детского абонемента «В царстве славного Салтана»: по страницам оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Великолепная музыка, роскошная постановка (и хотя на сцене Концертного зала воспроизведены только элементы декораций и костюмы, этого достаточно, чтобы понять, что на большой сцене классическая постановка выполнена в лучших традициях сказочного театра). Художественность сюжета обеспечивается, конечно, гениальной литературной основой (и по сравнению с шарнирностью, каркасностью и условностью сюжетов Доницетти, Верди и Пуччини оперы Римского-Корсакова - просто шедевры). Объёмы оригинального, с детства знакомого пушкинского текста только усиливают эффект положительного восприятия оперы. Оркестр под управлением Гавриэля Гейне (который почти всегда дирижирует абонементными спектаклями для детей) довольно лёгок, сбалансирован и выразителен.

Салтан

Но вот незадача: не поют...

Точнее, что-то там поют, но невнимание к языку у некоторых певцов просто поражает воображение. Из партии Царевны Лебедь я не разобрала ни единого слова (притом что я, само собой разумеется, знаю пушкинский текст): всё воспринималось, как вокализ. Конечно, музыка Римского-Корсакова позволяет и это: благо, мелодичная и напевная, но ведь и слово в его операх не само по себе и не просто так.

И хорошо, если ребёнок способен воспринимать в первую очередь музыку, а потом уже - содержание: тогда он просто слушает и не обращает внимание на то, что собственно поётся (тем более если сюжет знаком). А если нет?.. Тогда у него и сложится то самое ложное представление, что в опере так поют, что всё равно разобрать ничего невозможно, и поэтому оперное пение - пение очень условное. И вообще искусство очень условное. И слушать это невозможно.

Среднюю и старшую сестёр и Бабариху можно было разобрать через раз, как и Царицу Милитрису. Лучше всех был Царь Салтан: у него каждое словно было понятно, но немощный голос иногда перекрывался оркестром (расположившимся в этот раз, кстати, под сценой).

Князя Гвидона в исполнении Даниила Штоды слышно не было совсем. Возможно, конечно, что к полудню в воскресенье его голос ещё просто не проснулся, но зато я теперь точно знаю, что в Концертном зале нет постоянной подзвучки: если в пятом ряду партера при оркестре под сценой «разевает рыба рот», то значит, технические средства не используются (не могут же они, в самом деле, настолько не помогать).

В музыку я влюбилась в очередной раз, постановка такая, что для детей - просто подарок. Но вот если и на большой сцене поют так же (а ведь там нужно петь лучше, потому что акустика Концертному залу точно проигрывает), то это катастрофа. То это значит, что мы теряем оперы Римского-Корсакова, потому что если у нас так поют, то где тогда вообще его поют? Ведь за рубежом его практически не ставят.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
ivlae
Jan. 29th, 2013 05:27 am (UTC)
за рубежом его практически не ставят
Да, Римский-Корсаков идёт за границей крайне редко.

Мне кажется, что русские театры могли бы начать "просветительскую деятельность", показывая за рубежом оперы Римского-Корсакова. Только я не знаю, какие спектакли сейчас можно вывозить за границу? Под "можно" я имею в виду такое состояние этих спектаклей (вокальное, музыкальное и оформительское), чтобы за них не было стыдно...
Самым первым "кандидатом" на популяризацию опер Римского-Корсакова за рубежом я вижу "Царскую невесту". Поставили бы её нормально - вот было бы здОрово!

"Сказка о Царе Салтане" в театре идёт в очень красивых декорациях и костюмах, но, как Вы правильно заметили, у многих исполнителей - просто каша во рту -:(

hvostova
Jan. 29th, 2013 06:06 am (UTC)
Re: за рубежом его практически не ставят
Мне тоже кажется, что Римский-Корсаков за рубежом очень недооценен (да и у нас, в общем-то, тоже), и, конечно, именно наши театры должны его популяризировать там.

"Царская невеста" - наверное, и правда самая замечательная опера для начала. Но и "Садко", и "Снегурочка" тоже очень хороши. Правда, боюсь, нам-то в этом смысле точно вывозить нечего. Не знаю, как в Москве дела обстоят.
ivlae
Jan. 29th, 2013 06:10 am (UTC)
Re: за рубежом его практически не ставят
У нас в Мариинке "Садко" идёт в очень достойной постановке. Одна беда - петь Садко некому -:(
Как записали Галузина в 1993 году, так и всё -:( Хотя и галузин-то, по большому счёту, был не безупречен. Как и Плужников, который пел премьерные спектакли, будучи уже далёким от пика формы.

Я слышала Луцюка - ничего, вполне пристойно, но и только. А Макаров меня, помнится, убил наповал -:(

А "Царская невеста" так и просится на сцену! И есть кому её петь.
hvostova
Jan. 29th, 2013 06:12 am (UTC)
Re: за рубежом его практически не ставят
Да, "Царская невеста", пожалуй, - единственное, что могут достойным составом спеть.

Садко петь некому, так как опять - тенора, тенора... где их взять?.. А как у нас со Снегурочками, а то я не в курсе?
ivlae
Jan. 29th, 2013 06:18 am (UTC)
Re: за рубежом его практически не ставят
Снегурочка поставлена "авангардно", т. е. там есть: леший-бомж, роющийся в мусорном бачке, Весна-Красна в виде шикарно одетой дамы, Дед Мороз в смокинге и т. п. Правда, берендеи вполне сказочные.

Меня эта постановка не раздражает, а вот многих моих знакомы - да, даже очень раздражает.

Снегурочки в театре есть. Та же Трифонова вполне хорошо её поёт. Мизгиря мог бы спеть Марков (если бы у него такое желание было). Премьеру пел Мороз - очень неплохо. Лель? Тоже найдётся, как и купава.
hvostova
Jan. 29th, 2013 06:22 am (UTC)
Re: за рубежом его практически не ставят
Трифонову хорошо слышно? Мне показалось, что у неё слабоватый голос.
ivlae
Jan. 29th, 2013 06:38 am (UTC)
Re: за рубежом его практически не ставят
Трифонова сейчас, как мне кажется, выходит из кризиса.
В первые её годы работы в театре её было очень даже хорошо слышно -:)
А Вы были на "Царской невесте" 27 декабря?
hvostova
Jan. 29th, 2013 06:56 am (UTC)
Re: за рубежом его практически не ставят
Была - оттуда и вывод: http://hvostova.livejournal.com/2012/12/31/

:)
ivlae
Jan. 29th, 2013 08:02 am (UTC)
Re: Царская невеста
Мне показалось, что вы там были -:) Но на всякий случай решила переспросить -:) Прочитала столько отзывов, что уже не помню, кто и как отозвался -:)
hvostova
Jan. 29th, 2013 08:04 am (UTC)
Re: Царская невеста
Да у меня самой в голове всё перемешалось. На этой "Невесте" оказалась какая-то уйма народа, которая потом написала такую же уйму отзывов:)
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars