?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как будто бы железом,

Обмокнутым в сурьму,

Тебя вели нарезом

По сердцу моему.

Б. Пастернак

Санкт-Петербург противопоказан опере и оперным певцам: здесь невозможно не хлюпать носом и не сипеть более двух дней подряд, когда двадцатиградусные морозы сменяются оттепелью и впору надевать резиновые сапоги выше колена, чтобы просто перейти дорогу в самом что ни на есть центре города. Оперным певцам, поющим у нас, нужно точно доплачивать за вредность. И тем не менее, вопреки всему, «Царская невеста» оказалась действительно царской…

Царская невеста

Несмотря на проклятую простуду, голос Ольги Бородиной звучал на разрыв, в прямом и переносном смысле, и это настолько усилило драматический эффект, что таких страстей нечасто встретишь и в полноценном театральном спектакле. Вся опера зазвучала пронзительно, при этом было такой родной и любимой, до боли знакомой, что вот я в первый раз почувствовала, что очень люблю русскую оперу. И ещё подумала: наверное, это невозможно петь иностранцам (или почти невозможно). И из-за музыки, и из-за требований к голосу, и из-за языка, и из-за вообще всего смысла происходящего (который тут, несмотря на концертное исполнение, был во плоти так, что не нужны были ни декорации, ни костюмы).

Я впервые осознала и то, какого громадного масштаба певица – Ольга Бородина. Увидев её имя в афише, я постараюсь пойти на что угодно (благо, не “своего” репертуара она, кажется, не поёт). Этот тот очень редкий случай, когда все чувства, эмоции, страсти, всё то, что происходит с персонажем, передаётся в полной мере голосом, и поэтому не нужно никакое особенное сценическое движение, никакая особенная сценография, ни какие-то оригинальные мизансцены. Вообще ничего не нужно. В добавление к этому я каждый раз не могла не поражаться тому удивительному мастерству, с которым берётся каждая нота, тому волшебному и невероятному владению голосом.

Алексей Марков – Григорий Грязной. Я к этому певцу совершенно неравнодушна, но спел он замечательно. И он единственный, кто пел и держался на сцене с Бородиной на равных, что было очень важно, учитывая драматургию оперы.

И вообще это тот редкий случай, когда опера и её сюжет замечательны драматически: с естественным, не одноходовым сюжетом, с нешарнирными героями, с тем, что всему происходящему веришь (впрочем, этим вообще, кажется, отличается русская опера: даже многообразное сказочное музыкальное пространство в этом смысле ничуть не менее реалистично).

Из остальных мне очень понравился Андрей Зорин (Бомелий): чистый душегуб и прощелыга. Сергей Алексашкин был убедительным Собакиным, хотя и не слишком впечатлил меня пением (за исключением последней ноты, после которой зал разразился овациями, во многом, наверное, и по старой памяти).

По возвращении домой у меня в голове сформировалась и укрепилась, и пребывает до сих пор одна простая мысль: я обожаю оперу!

P.S. Непродлённая алкогольная лицензия удивила, похоже, не только меня. Я, конечно, в оперу не пить прихожу, но без бокала шампанского, особенно в преддверии Нового года, было как-то не совсем уютно, по крайней мере, в первые пятнадцать-двадцать минут.

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
don_ottavio
Dec. 30th, 2012 10:25 pm (UTC)
Спасибо, так хорошо это ещё никто не описывал.
А сидели удобно?
hvostova
Dec. 30th, 2012 10:31 pm (UTC)
Спасибо за комплимент, но думаю, Вы ошибаетесь: об этой "Царской невесте" есть куча прелестных отзывов:

http://mrs-cunning.livejournal.com/58480.html
http://ivlae.livejournal.com/132166.html

Сидели замечательно: в октябре на эту "Царскую" можно было купить любые билеты.
don_ottavio
Dec. 30th, 2012 10:38 pm (UTC)
Я уже много отзывов прочел, но ваш мне больше других понравился.

Я вот сижу и думаю: Любовь к опере - это высокая страсть!
hvostova
Dec. 30th, 2012 10:41 pm (UTC)
Спасибо большое!

Страсть - да. По поводу высокой - не знаю. Я вообще противник элитарного рассмотрения оперы и страсти к ней, соответственно, тоже. Я верю, что опера при определённом наборе действий может быть вполне массовым или, по крайней мере, не только элитарным искусством. Реакция героини Джулии Робертс из "Красотки" на оперное искусство - это не прекрасная выдумка, такое в самом деле случается, и довольно часто.
don_ottavio
Dec. 30th, 2012 10:49 pm (UTC)
Я же напротив убежден, что нет искусства более элитарного чем опера. К опере приходят только через воспитание, образование, вкус и проч.
А Красотка слушала "Травиату" - женщина определенного рода занятий смотрит про женщину определенного рода занятий, - это красивый ход.

Не верю я в любовь с первого взгляда ни в каких смыслах.
hvostova
Dec. 30th, 2012 10:55 pm (UTC)
Я видела, как люди загораются оперой, впервые услышав "Фауста", "Манон", "Бал-маскарад" и "Волшебную флейту". Причём уже весьма в немолодом возрасте. С ума сходить, может, и не начинают, но после этого регулярно слушать оперу ходят (пусть и не часто).
don_ottavio
Dec. 30th, 2012 11:00 pm (UTC)
У вас жизненного опыта больше.

Но думаю, если человека неподготовленного впервые привести на "Воццека" Альбана Берга или "Электру" Рихарда Штрауса то последствия будут плачевные.
hvostova
Dec. 30th, 2012 11:06 pm (UTC)
Правильно. Но ведь это не значит, что опера - элитарное искусство. Просто до этой музыки нужно дойти.

От живописи Матисса, Пикассо или позднего Кандинского тоже многим плохо становится, но это не значит, что живопись - элитарное искусство.
don_ottavio
Dec. 30th, 2012 11:09 pm (UTC)
Это означает лишь то, что они необразованные!



Edited at 2012-12-30 11:10 pm (UTC)
hvostova
Dec. 30th, 2012 11:14 pm (UTC)
Категорически не согласна! Оперы Верди, музыку Моцарта, Бетховена или Чайковского обожают все. И живописью художников Возрождения тоже восхищаются все! (Или, по крайней мере, превалирующее большинство).

А то, что кому-то нравятся Кандинский или Рихард Штраус, ещё не означает их принадлежности к элите.
don_ottavio
Dec. 30th, 2012 11:33 pm (UTC)
Половина пришедших в этом году в Эрмитаж понятие не имею, что изображено на картине "Возвращение блудного сына" и кто такие караваджисты.

Мне в интернет-пространстве попадались тов.-щи говорившие гадости о Моцарте - идиоты и любившие "в живописи импрессионистов" - мошенники.
hvostova
Dec. 30th, 2012 11:39 pm (UTC)
Набоков тоже говорил гадости о Достоевском, а Чайковский - о Верди.

Всё, что Вы говорите, ничего не доказывает. Уровень образования и любовь к искусству - это не синонимы. Можно любить, даже чего-то не понимая (или даже ничего не понимая), и это - прекрасно. Искусство воздействует прежде всего на эмоциональную сферу, и если люди после него становятся светлее, этого уже достаточно, даже если они не отличают меццо-сопрано от сопрано, а рафаэлитов от импрессионистов.
azz00
Dec. 31st, 2012 09:15 am (UTC)
На 100 % согласен! Впрочем, я предвзят, т.к. сказанное - прямо про меня. А вообще-то - с каких пор опера стала искусством для избранных? В Италии когда-то она была общенародным действом,её смотрели все слои населения. И великие оперы писались за две недели. То, что в наше время даже эта опера стала предметом интереса 2% населения - увы, говорит о нашей массовой музыкальной примитивности.
Мне кажется, опера опере - рознь. Неопероманы приходят к опере действительно через итальянскую и французскую оперу, как наиболее мелодичную и близкую к понятию "музыки вообще". Эта музыка относится к иной другой оперной музыке, как живопись Леонардо к живописи абстрактной. И всегда будет опера для всех (увы - потенциально, я продолжаю настаивать на 2%)(Травиата, которую смотрит Красотка) и опера для узкого круга, "страшно далекая от народа". Народ никогда в массе не поймет какого-нибудь кубизма в живописи.....
hvostova
Dec. 31st, 2012 10:40 am (UTC)
Мне кажется, что музыку Верди и Чайковского способны любить гораздо больше, чем 2%. А то, что не все слушают Берга и Штрауса, - так это к принадлежности к эите не имеет никакого отошения. И потом, думаю, выделение "народа" и "интеллигенции сегодня вообщене актуально: есть просто публика, более или менее искушенная.
azz00
Dec. 31st, 2012 03:49 pm (UTC)
Боже упаси - я не противопоставляю народ и интеллигенцию. Народ - это все. Хотя отдельные обширные его группы (долей этак в 52%) так и подмывает "выделить" и обматерить. Извините, что не по теме...
hvostova
Dec. 31st, 2012 04:25 pm (UTC)
Ну, куда же без этого. Но обматерить - это ведь не от ненависти. И не от того, что мы будто бы элита.

С наступающим Вас!
azz00
Dec. 31st, 2012 04:30 pm (UTC)
Конечно не от ненависти, а скорее от досады (ибо не ведают, что творят). С Наступающим!
don_ottavio
Dec. 31st, 2012 09:22 am (UTC)
Я конечно понимаю, что Питерская интеллигенция очень любит "народ" и просто млеет..
hvostova
Dec. 31st, 2012 10:54 am (UTC)
Вовсе нет. Среди моих предков в четырех поколениях нет даже тени интеллигенции: только тот самый "народ". Но дело даже не в этом. Просто когда я заявляю, что я слушаю Штрауса и поэтому я элита, а те, кто не слушает, - быдло, это отдает очень нездоровым шовинизмом.
don_ottavio
Dec. 31st, 2012 12:29 pm (UTC)
У меня дома все прочитали нашу переписку и пришли к выводу, что я сволочь и фашист!
hvostova
Dec. 31st, 2012 12:51 pm (UTC)
Re:
Пока, конечно, не так категорично, но не стоит увлекаться идеями "элитарности". Не призываю Вас к филантропии, но "людей жалко, особенно всех": попробуйте относится к ним добродушнее:) Право слово, гораздо легче становится жить.

С наступающим Вас!
don_ottavio
Dec. 31st, 2012 04:06 pm (UTC)
Спасибо! С Новым годом! Ксения, желаю вам радости жизни и моцартовской лёгкости.
ivlae
Dec. 31st, 2012 09:26 am (UTC)
Спасибо, Ксения!
Действительно очень эмоциональный и честный отзыв -:)

Любовь к опере должна возникнуть где-то внутри, как мне кажется. Как она зарождается? Как и всякая другая любовь -:)
hvostova
Dec. 31st, 2012 10:56 am (UTC)
Конечно. И случаются такие события, которые вдруг ее пробуждают.

С Наступающим Вас!
ivlae
Dec. 31st, 2012 02:50 pm (UTC)
Спасибо! И Вас - с Новым годом!
(Deleted comment)
hvostova
Dec. 31st, 2012 02:41 pm (UTC)
Вас тоже с Новым годом!

Пусть Ваши мечты сбудутся:)
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars