?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

golos-showМеня лично проблема ужасающего состояния современной российской эстрады практически не касается. И не потому, что я не слушаю популярную музыку (во избежание недоразумений сразу поясню, что отношу к ней все неклассические стили, включая поп, рок, джаз, рэп и т.д.): очень даже слушаю, гораздо больше, чем оперу и инструментальную классику. И люблю. Просто мне вполне достаточно того, что поется на английском (это воспринимается как родное), французском, испанском и итальянском.

Но если смотреть шире, то проблема практического отсутствия русской популярной музыки (потому что слушать то, что сегодня пишется и исполняется на русском, просто невозможно) угнетает меня ужасно как общекультурная проблема. Я, в отличие от многих ортодоксов, уверена, что эстрада нужна, важна и должна быть. И должна быть в том числе в русском языковом и музыкальном пространстве.

Я уже давно подозревала, а проект «Голос» окончательно убедил меня в том, что проблема отнюдь не в отсутствии умеющих петь и играть, притом хорошо, исполнителей, - замечательных музыкантов у нас предостаточно. Есть, конечно, проблема музыкального материала (как цитировал Владимир Познер в интервью с Родионом Щедриным, «чем пошлей - тем башлей»), но даже и она не главная: я почему-то уверена, что был бы спрос, нашлись бы и интересные эстрадные композиторы, и достойные поэты-песенники.

Пресловутый рыночный спрос... кто его формирует? Вопреки усердно насаждаемому шоу-бизнесом мнению, что народ имеет такую эстраду, какой заслуживает, и несусветная муть пишется и исполняется исключительно потому, что «пипл хавает», спрос формируется, как после проекта «Голос» совершенно очевидно, совсем не «пиплом». Спрос формируют продюсеры (читай: наставники), и какой спрос формируют Дима Билан и Леонид Агутин, мы имеем возможность судить. Пока подобные люди будут рулить в музыкальной эстраде, никакие музыканты, никакие голоса не помогут: даже абстрагируясь от выбираемых ими исполнителей и обращаясь только к выбираемым ими композициям, можно утверждать, что, минимум, каждая вторая песня поддается исключительно нецензурным определениям.

С Пелагеей дело получше, но ее собственные музыкальные рамки настолько узки, что не позволяют выбрать что-то оригинальное и сделать его оригинально. А иногда, к сожалению, просто подводит музыкальный вкус (мне почему-то в этом смысле особо запомнилась «Хабанера» в исполнении одной из участниц: как-то все это стандартно, прошлый век, даже пошло).

Приходится констатировать, что ни будь среди наставников Александра Градского, проект бы начисто провалился (с точки зрения реабилитации нашей заболоченной эстрады). Возможно, Градский тоже не выходит за свои собственные рамки и не прыгает выше своей головы, но его музыкальное пространство настолько огромно, что его бы с лихвой хватило для создания роскошной эстрадной музыки. Но после проекта в лапы, в лучшем случае (и, похоже, это не самый плохой вариант), агутиных и биланов попадут... кто?..

По-моему, я пропустила всего пару прослушиваний, а все остальное видела и слышал. Еще с отбора у меня было два фаворита: Иделия Мухаметзянова и Дина Гарипова. Попытаюсь объяснить, почему.

В моем представлении, для эстрадного исполнителя, помимо определенного уровня музыкальных и вокальных способностей (который может варьироваться в зависимости от других параметров), чрезвычайно важны следующие вещи.

1. Способность доносить голосом эмоции и чувства.

Это едва ли ни самое главное - проникать в душу слушателя и теребить ее, будоражить своим голосом, каждой песней, каждой нотой в песне. При наличии этого дара я могу простить музыкальные и вокальные недостатки. При отсутствии этой способности никакой голос, никакая музыка в моих глазах эстрадного исполнителя не спасут. Именно поэтому я равнодушна ко многим признанным эстрадным вокалистам.

2. Способность услышать и спеть известную композицию по-своему.

Копировать манеру известного исполнителя, вопреки распространенному мнению, гораздо проще, чем петь по-новому, потому что способность петь по-новому означает способность слышать по-новому. Слышать музыку гораздо глубже, чем она кем-то исполнена, в той глубине, где она написана. Пожалуй, именно этим меня сначала по-настоящему покорили и Иделия с Let it be, и Дина с «А на последок я скажу» (дальше обе девочки меня покоряли заново с каждым новым выступлением).

3. Способность петь в разных стилях и жанрах.

Это не означает, что мне не нравятся исполнители, которые работают в одном стиле: многих из них я очень люблю. Но умение петь по-разному - это очень большой плюс. Именно поэтому я высоко ценю творчество Робби Вильямса и являюсь его восторженным поклонником.

4. Способность сделать хитом новую песню.

Понятно, что здесь речь исключительно о способности услышать и донести новую песню с чистого листа. Очевидно, что песня может быть не любой и есть много других влияющих факторов, но, тем не менее, это одно из принципиальных умений.

Что будут петь участники проекта после его окончания, я себе не представляю. Зато теперь очень хорошо представляю, что им может предложить петь продюсерская братия. И очень хорошо представляю, что именно на ней лежит ответственность за то, что происходит на нашей эстраде. Продюсеры имеют возможность делать выбор, и, как мы теперь знаем, им есть из чего выбирать. И, тем не менее, они делают выбор в пользу Артема Качаряна и Ольги Кляйн. И еще пытаются убедить нас в том, что это мы хотим такое слушать.

P.S. Почитав мнения широкой публики на сайте проекта, пришла еще к одному неутешительному выводу. Слушатели, условно, старше 30 лет, понимают, что то, что мы имеем сегодня, - даже не жалкое подобие той эстрады, которую мы могли бы иметь. И поэтому они с удовольствием слушают братьев Поздняковых, Эдварда Хачаряна и Дину Гарипову. Но вот в слушательской аудитории условно «моложе 25» «билановщина» пышно расцвела и пустила глубокие корни: ее музыкальный вкус напрочь испорчен, и они искренне полагают, что Кляйн и Качарян - это и есть хорошо, это и есть верхняя планка, это и есть образец. Что коль скоро обоих уже отправили домой, то и слушать в «Голосе» больше некого.

Comments

( 52 comments — Leave a comment )
ivlae
Dec. 25th, 2012 07:36 pm (UTC)
Почему-то этот проект проходит мимо меня. Поначалу просто не хотела смотреть, потом не могла. Иногда посматривала дайджест "Абракадабра", но там дают лишь "выжимки".

Мне кажется, что всё дело действительно не в связках (условно), а в головах. Я как-то решила посчитать, сколько же лет у нас "новая жизнь"? Я советское время не идеализирую. И всё же права была Сенчина, которая как-то сказала: "Когда мы пели, то появлялись на эстраде потому, что публика хотела нас видеть. Люди писали письма на телевидение, голосовали за конкретную песню и т. п. А сейчас за всё надо платить".

Сейчас мы видим тех, у кого "всё схвачено". Валерия, Киркоров (кто там ещё?) - это "звёзды". Нам так говорят уже Бог знает сколько лет, и выросло поколение, которое слышит это с пелёнок.

А Пугачёву когда-то действительно слушала вся страна. Не надо было ей делать себе рекламу - её рекламой были песни. Я уже не вспоминаю Шульженко или Утёсова.

Что же будет? Пока миром будут править деньги, мы будем иметь то, что мы имеем.
hvostova
Dec. 25th, 2012 07:41 pm (UTC)
Я смотрю проект, потому что в самом деле люблю эстрадную музыку.

Деньги - да, но мне всё равно непонятно: ведь можно заработать ничуть не меньше, и даже больше, если продвигать хороших исполнителей и искать и покупать для них хорошие песни (и они будут пользоваться спросом!). Я как экономист не вижу экономических причин того, почему у нас такая гадость на сцене: там всё-таки дело не только в деньгах.

За рубежом тоже деньги, но там же есть что слушать, и много, и совершенно разного, и все находят свою публику.

Боюсь, беда как раз в том, что мы и советскую систему потеряли, и нормальную рыночную - тоже не построили.
ivlae
Dec. 25th, 2012 07:51 pm (UTC)
Рыночной системы у нас действительно нет.
У нас нет вообще никакой системы -:(

Деньги за рубежом находятся под гораздо бОльшим контролем, чем у нас. Налоги и всё прочее - это очень серьёзно. Можно и за решётку сесть, если будешь уходить от налогов. У нас же "дикий капитализм", причём он очень выгоден определённой группе людей.

Мы уже говорили о том, что даже телевидение теперь не желает просвещать народ. Если бы только классику не продвигали! Так ведь и народная песня в загоне. Да и романсы - редкие гости на центральных каналах. А эстрада - исключительно определённая, собранная "из своих".
hvostova
Dec. 25th, 2012 07:55 pm (UTC)
Системы и правда совсем никакой. А в загоне вообще в принципе всё приличное: музыка, кино, телепрограммы. Всё, что можно смотреть и слушать, либо не показывают совсем, либо исключительно после полуночи.

Мне кажется, беда в том, что делающие телевидение, музыку и проч. люди просто устранились от проблемы просвещения, они даже не понимают, что это нужно делать и что это - их задача.

Впрочем, что говорить, если у нас государство как таковое взялось теперь и за культуру, и министр культуры - такой человек, как Мединский.
(no subject) - ivlae - Dec. 25th, 2012 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 26th, 2012 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 26th, 2012 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 26th, 2012 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Dec. 26th, 2012 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 26th, 2012 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Dec. 26th, 2012 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 26th, 2012 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Dec. 26th, 2012 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 26th, 2012 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Dec. 26th, 2012 07:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 26th, 2012 07:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Dec. 26th, 2012 07:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Dec. 26th, 2012 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - very_music_mom - Jan. 7th, 2013 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Jan. 7th, 2013 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - very_music_mom - Jan. 7th, 2013 08:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Jan. 8th, 2013 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - very_music_mom - Jan. 8th, 2013 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Jan. 8th, 2013 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - very_music_mom - Jan. 8th, 2013 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Jan. 8th, 2013 05:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - very_music_mom - Jan. 8th, 2013 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Jan. 8th, 2013 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - very_music_mom - Jan. 8th, 2013 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Jan. 8th, 2013 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - very_music_mom - Jan. 8th, 2013 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Jan. 8th, 2013 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - very_music_mom - Jan. 10th, 2013 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - very_music_mom - Jan. 8th, 2013 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Jan. 8th, 2013 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - very_music_mom - Jan. 10th, 2013 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azz00 - Jan. 10th, 2013 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Jan. 8th, 2013 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Jan. 7th, 2013 10:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - very_music_mom - Jan. 7th, 2013 10:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Jan. 7th, 2013 10:21 pm (UTC) - Expand
pampulla70
Dec. 28th, 2012 08:37 pm (UTC)
Самое смешное из написанного авторшей, что у Поли " музыкальные рамки слишком узки". Все с точностью наоборот ! От романса до рок-композиции, от оперной партии до русской народной песни, от вокализа при выступлениях с рокерами ( Сукачев,Бутусов)до каверов на Битлз..и везде успех.
hvostova
Dec. 28th, 2012 08:41 pm (UTC)
На мой взгляд, кидает-то в разные стороны, но сделано всё довольно кустарно. Мне вот так чтобы на 100%, почти ничего не понравилось (или даже совсем ничего, с ходу не вспомню).
pampulla70
Dec. 28th, 2012 09:02 pm (UTC)
Ну по молодости было много экспериментов в возрасте с 15 до 20 лет, сейчас группа нашла свое звучание, пишутся и авторские песни.
И что кустарного хотя бы в этом ?
https://www.youtube.com/watch?v=qmmVV97Ya8g
https://www.youtube.com/watch?v=zcf6AwE13d0
https://www.youtube.com/watch?v=F9M6zJyy6U8
https://www.youtube.com/watch?v=H1IAqdrVhXg
Назовите пару фамилий на Российской эстраде с лучшим голосом и диапазоном ?
hvostova
Dec. 28th, 2012 09:16 pm (UTC)
Первая и третья ссылки - достойный фолк-рок (но никакой широты жанра ведь в этом нет?)

"Под лаской плюшевого пледа" мне не понравился: все окончания фраз снимаются неаккуратно и раньше, чем нужно, и легато совсем не хватает из-за недостатка дыхания. А уж Casta diva - довольно плохо исполненный кроссовер, нечто вроде того, что делает Турецкий. Зачем такое делать, я, честно говоря, не очень понимаю.
hvostova
Dec. 28th, 2012 09:19 pm (UTC)
Я говорила о "кустарности" исключительно применительно к тому, что было сделано в рамках проекта "Голос" (кстати, вспомнила, мне очень понравилось, как была сделана Il dolce suono).

По поводу сравнения с российской эстрадой: я считаю её непроходимым болотом, поэтому с ним сравнивать совершенно бессмысленно.
Однако, я совсем не поклонница певицы, но, тем не менее, например, - Лариса Долина.


Edited at 2012-12-28 09:19 pm (UTC)
nikipavl
Dec. 30th, 2012 08:36 pm (UTC)
Извините, что вслед уходящему поезду, но...
Обратил внимание на три верные мысли из обсуждения:
«…проблема именно в том, что продюсеры не выбирают и не ищут композиции приличного качества, а покупают то, что не выбрали остальные, по дешёвке».

«Лучше приучить уши слушателей к такой бурде и потом всю жизнь ни черта не делать».

«Для качественной музыки нужно долго репетировать, долго работать в студии, а значит, гораздо больше платить, нужно работать с профессиональными аранжировщиками, с профессиональными звукорежиссёрами, с профессиональными музыкантами, а значит, гораздо больше платить (а не крутить "минус" или, как у нас по-прежнему часто делают, вообще "плюс")».

Проект показал сегодня документальный фильм «Голос. На самой высокой ноте» с некоторыми «закулисными» подробностями конкурса.
Очень характерный там был в кадрах первых репетиции Дины Гариповой «второй план» с Александром Борисовичем, который «настраивал микрофон» для Дины. Это с одной стороны, а с другой…
Если вспомните - в финале конкурса («прямой эфир» позволил это услышать») Дина два раза пела песню Пиаф. Первый раз было потрясающим по совпадению с драматургией текста и музыки. Второй раз хуже… Был просто повтор.
И вот теперь мой вариант одной из цитируемых мыслей автора поста: «Для качественной музыки нужно долго, гораздо больше ПЕТЬ, нужно работать НА профессиональных ПЛОЩАДКАХ, а значит, иметь гораздо больший оборот средств в этом бизнесе».

Когда-то ещё школьником посмотрел в кинотеатре «Пусть говорят» с Рафаэлем в главной роли. История в кино была проста: пел на одной сцене, с одними зрителями – так себе, а потом попробовал спеть с другой сцены, для другого зрителя… Получил успех и славу.
И сразу вспоминается: «Лучше приучить уши слушателей к такой бурде и потом всю жизнь ни черта не делать».
Поэтому, шоу-бизнес, как и спорт высоких достижений – это большие обороты.
Значит именно и только так: "Я уже с самого детства привыкла к тому, что мы поем на сцене, что мы выступаем. Мне это все нравится, даже жизнь в автобусе: мы постоянно ездили на разные конкурсы, - рассказывает Дина Гарипова.
Победителю можно верить?
С наступающим!


Edited at 2012-12-30 08:41 pm (UTC)
hvostova
Dec. 30th, 2012 08:45 pm (UTC)
Re: Извините, что вслед уходящему поезду, но...
Конечно, нужны большие масштабы и петь, безусловно, нужно много (но при этом не давать концерты, как некоторые, каждый день или через день, а именно репетировать).

А фильм посмотрю - я его пропустила по ТВ, поэтому спасибо за информацию.
luiza7
Jan. 22nd, 2013 11:55 am (UTC)
Вообще, не смотрела.
Но, потом, в Фейсе, скинули клип Севары. И мне понравилась эта исполнительница.
Сказали, что она тоже на этом проекте была. А Вам она не понравилась?
hvostova
Jan. 22nd, 2013 12:41 pm (UTC)
Понравилась. Но она всё-таки несколько раз здорово накосячила, хотя не отнимешь того, что даже при ошибках на эмоции прошибает.

К тому же, ей не повезло с наставником. Агутин выбирал ей репертуар, который мне кажется дурацким. И вообще он меня в проекте очень разочаровал.
luiza7
Jan. 22nd, 2013 12:54 pm (UTC)
Понятно.
Агутин сейчас многих разочаровывает. Он уже мало контролирует себя, к сожалению. Нельзя так пить.
hvostova
Jan. 22nd, 2013 12:56 pm (UTC)
Я такой информацией не обладаю, но с музыкальной точки зрения он мне совсем не понравился.
( 52 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars