?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Возможно, я прослыву косным ретроградом, законченной мещанкой или человеком с дурным вкусом, но мне нравится монументальная постановка «Аиды» с лошадьми, колесницами, многочисленным войском, египетскими статуями и храмовыми колоннами во всю сцену, с настоящей гробницей, в которой умирают заживо погребенные Радамес и Аида. Со всем тем, что не вызывает сомнения по поводу того, где происходит действие и с кем. А когда еще музыкальная часть такая, что я готова не просто простить статичность постановки двадцатилетней давности, но вообще ее не замечаю, то это просто настоящий праздник.

Aida

В этот раз звук был замечательный: слышался как раз со стороны экрана, спереди, и вполне сбалансированно (я поняла, в чем была одна из проблем «Балом-маскарадом»: звук окружал со всех сторон, как в обычном кино, и это создавало ощущение громыхания, каковым, собственно, и было).

Всем героям удивительно на пользу пошли крупные планы: Аида-Монастырская, Амнерис-Бородина и Радамес-Аланья поразительно достоверно играли глазами при очень ограниченных движениях по сцене. А уж Амнерис-Бородина так сверкала глазами, смотрела таким испепеляющим взглядом, что у меня даже мурашки по коже пошли, до чего страшно. Казалось, еще мгновение, и в дуэте Tu la sorte dell’armi она просто вцепиться в Аиду со всей присущей ревнующим и отвергнутым женщинам жестокостью. Кроме того, крупные планы и отсутствие мельтешения по сцене дополнительно концентрировали на музыке.

Меня совсем неожиданно покорил Радамес Аланьи, чего я от себя (или от него?..) никак не ожидала. Я слышала его записи и всегда оставалась к его голосу и к нему самому равнодушной (хотя упрекнуть мне его никогда было не в чем: просто не мой певец). Но на последней ноте Celeste Aida, спетой таким нежнейшим pianissimo, что я просто обалдела (никогда я у теноров такого не слышала; Кауфманн - великий мастер piano, но он берет его по-другому), я сдалась. Потом не так часто, как хотелось, Аланья его использовал, но зато свободная драматичность, мужественность и харизматичность его вокала не оставили никаких сомнений в том, кто такой Радамес. А еще было совершенно необычно наблюдать за тем, как он поет: кажется, что совсем не напрягаясь, абсолютно. И пусть мне нюансов в Радамесе немного и не хватило, Аланья - замечательный, образованный, думающий певец. Я, пожалуй, стала его поклонницей.

Бородина, хоть и поет верхние ноты напряженно (хотя, думаю, напряженно все-таки по сравнению с собой прежней в большей степени, чем относительно общего уровня), звучала изумительно. Нижний регистр и, кажется, средний - очень хороши, свободны. И вообще уровень владения голосом очень высокий: восхищаться можно даже просто профессионализмом, но там в добавление к нему убедительный вокальный и драматический образ. 100-процентная Амнерис!

Людмила Монастырская... ну, я даже не знаю, что здесь говорить... это певица, которая может просто стоять на сцене и петь, и я перестаю замечать что-либо вокруг. Впрочем на крупных планах она драматически выглядела очень достоверно. Почитала отзывы про ее прошлогоднюю «Аиду» в Лондоне: одна из придирок состоит в том, что в ее пении недостаточно piano по сравнению с тем, что написано у Верди. Я пока не знаю, что там в партитуре, но среди сегодняшних певцов совсем немногие владеют такой техникой piano, а уж в сочетании со свободными переходами между регистрами, виртуозным diminuendo, мощным crescendo и объемным forte, легко перекрывающим оркестр и хор, - и подавно. Плюс к тому - красивый тембр на всем диапазоне. Плюс к тому: продуманность интонаций каждой спетой ноты, партия продумана и отточена до мелочей. O patria mia - это маленький музыкальный шедевр. Браво!

Мне не очень понравились дуэты Аиды и Радамеса: показалось, что они немного недорепетированы и голоса Монастырской и Аланьи не самым лучшим образом сочетаются. Но это уже так, занудное брюзжание...

Из остальных героев очень впечатлил Рамфис-Кочан: очень мягкий, красивый, мелодичный бас. Ну и, конечно же, хор. Хоровые фрагменты были полноправным и украшающим элементом опер. Разные мнения бытуют по поводу маэстро Луизи, но я в очередной раз даже в трансляции слышу, что оркестр под его управлением не аккомпанирует певцам, а играет: без штампов, клише, дежурностей, муторности и скукоты. Всегда находятся новые, выразительные интонации. Оркестровые фрагменты - тоже полноценное звено в создании музыкального пространства оперы.

Конечно, всегда можно сказать It could be better, но я вот после этой «Аиды», увольте, не могу...

P.S. Но, как всегда, не без ложки дегтя в нашем беспокойном королевстве. На этот раз дегтем стал паркинг в «Галерее». Я, конечно, давно знаю, что с логистикой и организацией автомобильного движения в нашей стране большие проблемы, идущие от пустой головы, но чтобы с опустевшей парковки в два часа ночи нельзя было выбраться в течение 30 минут, такого я не предполагала. Сначала мы, выйдя из лифта на своём уровне, совершенно не могли понять, где какая зона, потому что никаких указателей нет. С грехом пополам, пробегав туда-сюда минут десять, нашли свою синюю. Поехали по стрелочкам «Выход». Ха…. А выход, к которому ведут эти стрелочки, закрыт намертво и перегорожен отбойниками. Ни одного человека, ни одного указателя. Нам повезло: мимо нас проехала машина, водитель которой знал, где находится запасной выход. Следуя за ним, мы проехали по такому повороту, в который вписаться можно только с большим трудом (обшарпанная стена, которую, по всей видимости, задевали передним бампером неоднократно, это подтвердила). Худо-бедно, за полчаса мы оказались-таки на Лиговском проспекте.

P.P.S. Кто-нибудь может мне объяснить, почему на программке «Аиды» Амнерис?.. (вопрос? не подразумевающий ответа).

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
jumeau_2009
Dec. 17th, 2012 08:42 pm (UTC)
Недавно Бородина исполняла партию Амнерис в Мариинке, мы ушли после первого действия, так мне не понравилось ее исполнение,и это при том, что Аиду в Мариинском слушаю постоянно, и в основном зале, и в КЗ МТ.
Наверное, певица тогда приболела, рада, что в Мет ей все удалось.

Совсем недавно, в КЗ МТ, партию Радамеса исполнял молодой певец Михаил Векуа, приглашенный солист Мет, вот это был Радамес, всем Радамесам Радамес! Думала, что он будет петь 15.12.2012.

На паркинге "Галереи" я была в качестве водителя, 30 минут стояла в очереди, чтобы туда попасть, а когда въехала, то догадалась, слава богу, сразу повернуть в этой свалке в обратную сторону, на выезде всегда есть свободные места, и выезжать потом быстро и удобно. Это была поездка на Манон Леско.
hvostova
Dec. 17th, 2012 08:58 pm (UTC)
К Бородиной я, признаюсь, не совсем беспристрастна, поэтому, возможно, у Вас было бы другое мнение. Но послушаем ее в "Царской невесте".

А что за "Манон Леско" была?
jumeau_2009
Dec. 17th, 2012 09:50 pm (UTC)
Это та Манон, которую транслировали из Мет 7 апреля 2012, с Нетребко.

Да, я тоже буду слушать Царскую, 27.12. В прошлом сезоне концертное исполнение этой оперы происходило на большой сцене МТ. Я была заворожена пением Бородиной, она была настолько хороша и правдива, что у меня постоянно катились слезы, и в Самсоне она была прекрасна, в КЗ МТ.
Вы видели, что Абдразаков поет не только 30.12., но и 7 января, в Свадьбе Фигаро? Рождественский сюрприз!
hvostova
Dec. 18th, 2012 02:41 am (UTC)
А-а-а... понятно. Просто меня сбило с толку "Манон Леско" (хоть и без кавычек). Я думала, откуда-то транслировали Пуччини...

Спасибо, Абдразакова в афише я видела, но мы на каникулы уезжаем...
narloth_nolde
Dec. 17th, 2012 09:57 pm (UTC)
Амнерис на программке, потому что у неё традиционно самый красивый костюм ;)
Вы меня заинтриговали. Бородина - совершенно потрясающая Амнерис, а какая была в начале 90х (судя по записям)! Это же просто ах! Спасибо за отзыв. Непременно посмотрю, если эта запись появится в сети, несмотря на свой скепсис по поводу Радамеса-Аланьи, оставшийся с записи из Ла Скала.
hvostova
Dec. 18th, 2012 02:45 am (UTC)
12 января в кино эту "Аиду" будут повторять.

Надо, кстати, выяснить, Амнерис - только на русской программке или и на других - тоже. Потому что я, грешным делом, думала, что это потому, что Бородину у нас знают, а Монастырскую - нет.

ivlae
Dec. 18th, 2012 05:32 am (UTC)
Спасибо за отзыв!
Наверное, в кинотеатр не соберусь, а вот запись эту постараюсь добыть.
Правда, после прямой трансляции "Лоэнгрина" из Скалы я ещё раз убедилась в том, что даже качественная запись в домашних условиях звучит совсем не так, как хотелось бы -:( Наушники дело могут поправить, но, как мне кажется, это всё равно компромисс.

Очень согласна с Вами по поводу Аланьи -:) Я постоянно слышу от разных меломанов, что он им не нравится. И практически никто не может объяснить, почему. Очень ругают его за запись "Аиды" из Ла Скалы 2006 года (с Урманой). Кстати, именно в серии этих спектаклей его освистали. Правда, освистали не за вокал, а за интервью (ну да Вы наверняка об этом знаете).

А я считаю Аланью замечательным певцом! Радамес образца 2006 года показался мне немного "легковесным", и мне очень хочется послушать эту "Аиду" из Мет.

А паркинг в "Галерее" действительно дебильныый -:((
hvostova
Dec. 18th, 2012 10:17 am (UTC)
Мне он тоже до трансляции казался "легковесным", поэтому я была очень приятно удивлена тем, что услышала. И я согласна: как к нему на эмоциональном уровне ни относись, он замечательный певец.


По поводу звука в кино, конечно, лучше. Правда, после "Аиды" я поняла, что в "Бале" была просто какая-то жуткая неполадка со звуком (может быть, кстати, и в передающем центре в Нью-Йорке). И еще - я хотела об этом написать в посте, да запамятовала, а сейчас вспомнила: в этот раз было очень заметно, что голос певцов звучит по-разному в зависимсти от того, где они находятся на сцене. И мне понравился этот знак.

Edited at 2012-12-18 10:17 am (UTC)
ivlae
Dec. 18th, 2012 11:23 am (UTC)
Аланья
Я читала Ваш отчёт о "Бале", и помню, что Вы там упомянули про звук в первом акте.
Кстати, и на трансляции "Лоэнгрина" первый акт был с технической точки зрения плох -:( Уж кто там виноват - трудно судить, но подозреваю, что российская сторона -:(

И ещё про Аланью. Начинал он как лирический тенор, а к 50 годам пришёл к героическому звучанию. Так часто бывает, но всё-таки не со всеми. Недавно я послушала его "Сида" Массне (на рутрекере есть видеозапись). Есть там одна зубодробительная ария, которую очень редко поют в концертах; Аланья спел её замечательно!. Вообще эта опера редко идёт, но Аланья всё-таки французский гражданин, и французский репертуар поёт регулярно.

Одна моя виртуальная знакомая с оперного форума как-то написала мне, что в жизни этого тенора был тяжелейший период, когда умерла его первая жена. В 31 год он остался вдовцом с дочкой на руках. Вскоре после этого печального события Аланья должен был петь Ромео в опере Гуно. Существует запись спектакля с Леонтиной Вадувой. Они там оба мне очень нравятся.

Еще мне написали, что до смерти жены он пел другим голосом. Уж не знаю, психологический ли надлом стал причиной изменения голоса, или просто возраст сказался. Аудиозаписей Аланьи того периода у меня нет, но мне было бы очень интересно их послушать. Есть ещё "Травиата" из Ла Скалы (видео), где ему 29 лет. Он сейчас действительно поёт иначе.
Re: Аланья - hvostova - Dec. 18th, 2012 07:02 pm (UTC) - Expand
Re: Аланья - ivlae - Dec. 19th, 2012 05:32 am (UTC) - Expand
Re: Аланья - hvostova - Dec. 19th, 2012 09:20 am (UTC) - Expand
amidala_ru
Dec. 22nd, 2012 10:08 am (UTC)
А мне буклетик не дали!!! У Вас лишнего нет?:))))
На самом деле я тоже никогда не была поклонницей Аланьи даже наоборот), но вот тут в некоторых местах очень прониклась, причем химии между Амнерис и Радамесом было гораздо больше, нежели Аидой и ее возлюбленным. Ну Бородину просто обожаю, считаю ее лучшей Далилой и Амнерис (но после Богачевой) из всех, кого я слышала.
hvostova
Dec. 22nd, 2012 10:55 am (UTC)
Лишнего нет. Знала бы - взяла бы, у нас много было. В следующий раз буду брать два:) (Следующей будет "Мария Стюарт" или "Риголетто": пока раздумываю, идти ли на что-нибудь и на что идти).

Бородиной я тоже большая поклонница:) Богачёву уже слышать не пришлось.
amidala_ru
Dec. 22nd, 2012 11:32 am (UTC)
У нас тоже обычно много, но вот именно на Аиду почему-то не принесли:(((
Я на все хочу - Стюарда мне нравится, Риголетто - Бечалу с Дамрау пропустить никак невозможно, и еще на Франческу очень хочу (хотя б в силу того, что никогда целиком ее не слушала, все время какие фрагменты).
Даю ответ на Ваш вопрос: Бородина это "наше все", градн-дама на оперном Олимпе, а Монастырская еще только на подступах к нему. Ну и субъективно - Бородина элементарно внешне гораздо привлекательней, она вообще женщина красивая.
Богачеву слушала в одном из ее последних сезонов, тем не менее голос был - потрясающий, и сам образ невероятной силы. Весь театр на уши поставила - зал стонал, ревел, бушевал, а уж сцена со жрецами после суда над Радамесом - до сих пор мурашки по спине бегут.

Edited at 2012-12-22 11:33 am (UTC)
(no subject) - hvostova - Dec. 22nd, 2012 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - amidala_ru - Dec. 22nd, 2012 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Dec. 22nd, 2012 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amidala_ru - Dec. 22nd, 2012 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvostova - Dec. 22nd, 2012 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amidala_ru - Dec. 22nd, 2012 12:20 pm (UTC) - Expand
ivlae
Dec. 22nd, 2012 04:59 pm (UTC)
Посмотрела я эту "Аиду".
Мои приоритеты таковы: в вокальном отношении Монастырская показалась лучше всех, но не слишком-то впечатлила актёрски; и темперамента ей не хватает, по-моему. Аланья очень понравился в лирических местах, но там, где надо было "поддать газу", голос его напрягался. Всё-таки партия Радамеса всегда была испытанием даже для выдающихся певцов. Недаром Атлантов, певший Отелло, так и не спел Радамеса.

Бородина "взяла" как раз темпераментом, хотя существует расхожее мнение, что его у Бородиной как раз нет -:) Пела на технике. Тоже местами посипывала, но аккуратно вуалировала недостатки своего вокала.

Согласна с Амидалой: Богачёва была выдающейся Амнерис. Пела мощно, и темперамент у неё зашкаливал. Слышала её раза три-четыре, и всегда зал буквально взрывался овацией после сцены со жрецами.

А вообще, эта запись мне очень понравилась -:)

Edited at 2012-12-22 05:00 pm (UTC)
hvostova
Dec. 22nd, 2012 06:05 pm (UTC)
Я рада...

Оказывается, у меня мама тоже Богачёву слышала:) приблизительно такие же впечатления.

По поводу расхожих мнений: они, как известно, иногда бывают ошибочными. Уж, по-моему, в чём Бородиной не откажешь, так это как раз в темпераменте, который, безусловно, заключается не в том, чтобы бегать по сцене и размахивать руками: она просто стоит на сцене, и он от неё прямо прёт так, что мурашки по коже. С внутренней харизмой у Бородиной всё в порядке:)

А тот вот ещё одно расхожее мнение, что будто E lucevan le stelle нужно петь исключительно мощно, а уходы на piano - это модная фишка певцов, которые не могут пропеть на forte...
ivlae
Dec. 22nd, 2012 07:06 pm (UTC)
модная фишка
Да, пиано почему-то многие считают проявлением слабости вокалиста. Особенно когда тенор поёт -:) Смешно, правда?

Я за свою зрительскую жизнь чего только не наслушалась -:) Было даже такое время, когда мне не хотелось ни с кем делиться впечатлениями от спектаклей - и оперных, и балетных. Всегда находился кто-то, кто высмеивал понравившуюся балерину или издевался над любимым певцом -:) Сейчас я уже закалена -:))

А Бородина многими воспринимается как певица без темперамента. Как ни странно, главный показатель отсутствия темперамента для некоторых слушателей - это камерное пение. В частности, романсы. Как-то по Культуре передавали её программу из ММДМ. Правду скажу: я была разочарована. Стала вспоминать, ходила ли я на вечера романсов в исполнении Бородиной? Нет, не ходила. Её учительницу Богачёву слушала на протяжении всей её карьеры и в опере, и в Филармонии, причём не только с академическим оркестром, но и с оркестром народных инструментов, и с пианистами, и с органистами. И это было нормально! Все ведущие певцы Ленинграда делали такие программы, и это помогало им в опере.

Наверное, просто времена изменились. Я Бородину помню с 1988 года, с её прихода в театр. Потом началось сами знаете что. Все, кто мог, уехали работать за границу. Какие уж там вечера романса! И зарубежная карьера у Бородиной сложилась с молодых лет, а это важно.

Теперь вечера романсов надо в афише выискивать -:(
Re: модная фишка - hvostova - Dec. 22nd, 2012 07:12 pm (UTC) - Expand
Re: парировать - ivlae - Dec. 22nd, 2012 07:29 pm (UTC) - Expand
Re: парировать - hvostova - Dec. 22nd, 2012 07:59 pm (UTC) - Expand
Re: парировать - ivlae - Dec. 23rd, 2012 07:59 am (UTC) - Expand
Re: парировать - hvostova - Dec. 23rd, 2012 10:18 am (UTC) - Expand
Re: упрощенный вариант - ivlae - Dec. 23rd, 2012 12:11 pm (UTC) - Expand
Re: упрощенный вариант - hvostova - Dec. 23rd, 2012 12:15 pm (UTC) - Expand
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars