?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я поймала себя на мысли, что существую в какой-то другой системе координат, нежели авторы фильма и и его герои. Мне кажется, это самое верное: начать с осознания того, что мы не вписываемся в систему европейской культуры (по крайней мере, австрийской и немецкой), в которой тяга к построению сложных систем и схем мироздания всегда преобладала над чувственным иррациональным началом. И стремление вызвать сострадание к своим героям, будь то литература или кино, никогда не было главным для европейских художников. Холодный аналитический рассудок нередко преобладает даже у признанных мастеров европейского искусства (по крайней мере, насколько мне известно, это точно встречается в литературе). И поэтому попытки оценить их произведения с позиций близких и понятных нам “проповеди-исповеди” изначально обречены если не на несостоятельность, то, по меньшей мере, на неточность, на неполноту. Это просто неподходящая шкала измерения.

Я не думаю, что для европейской культуры характерна ситуация, когда художник не сочувствует и не сострадает своим героям, не сострадает человеку и человечеству, но там просто не принято этого показывать. Художник нередко, мне кажется, намеренно это скрывает, чтобы вывести на первый план философско-логические построения своего представления проблемы. И даже если обращаться к творчеству Уильяма Голдинга, глубоко думающего и, без сомнения, остро переживающего судьбы человечества и человека, в своих романах он отнюдь не стремиться вызвать сострадание к своим героям. И если иногда подобные чувства читателя посещают, то скорее нечаянно, ненамеренно, как бы вскользь, без наличия устойчивого на то намерения со стороны автора. В сравнении, например, с романами Достоевского эта разница очевидна: у Голдина преобладает аналитика человеческой природы, жестокой и беспощадной (особенно характерно в этом смысле “Свободное падение” – едва ли не самый любимый мой роман писателя), в то время как у Фёдора Михайловича всё это сопровождается бурей вещей иррациональных: чувств, веры, правды и т.д. Европейские художники склонны искать истину – мы – правду. В этом, наверное, всё дело. И я убеждена, что со своим уставом в чужой монастырь не стоит ходить.

Культурные и философские истоки (европейская философия всё-таки крутится вокруг рациональных построений, хотя есть и ответвления в лице Кьеркегора и прочих экзистенциалистов, в то время как русскую неизменно больше занимают вещи иррациональные), без сомнения, влияют и на этическую (Боже упаси думать, что она может быть универсальной!), и на эстетическую системы. А следовательно, для оценки европейского произведения искусства (или претендующего на таковое), нужна, как минимум, система критериев, отличных от привычных для нас, когда мы говорим о русском кино.

Не буду прикидываться и изобретать сложные построения и скажу две вещи о “Белой ленте”:

1) мне было интересно, навело на мысли о Кафке и поэтому понравилось;

2) моя оценка носит скорее эмоциональный, чем аргументированный характер, поскольку не обладаю достаточной подготовленностью и эрудицией, чтобы всерьёз размышлять об австрийском кино.

Псевдодетективный жанр – обычное для постмодерна дело, и не пускаясь в рассуждения о том, хорошо это или плохо, часть это содержательно оправданного замысла или просто манипуляция зрителем или читателем (когда речь идёт о литературе), мне использование этого приёма кажется неизбежным в современном искусстве. Неизбежным потом, что позволяет привлечь и держать внимание зрителя, столь пресытившегося и перенасыщенного информацией, что по-другому его заставить что-то смотреть и досмотреть, читать и дочитать, крайне сложно.

Открытый конец оставляет недоумение, но это тоже приём вполне в духе постмодерна, и здесь лишь вопрос в том, насколько его использование оправданно для режиссёра, художника вообще. Может ли он всё-таки позволить себе только ставить вопросы (и то, как выясняется, весьма невнятные) или всё-таки должен хотя бы пытаться искать на них ответы?..

Признаюсь, я пока не знаю ответа на этот вопрос о том, к чему всё-таки должен стремиться художник.

Столь бурно обсуждавшаяся в студии проблема насилия, в том числе над детьми и среди детей, конечно, важна, но я думаю, коль скоро австрийцы и немцы склонны выстраивать и размышлять над глобальными проблемами исторического пути народов и цивилизаций, в “Белой ленте” выводится одна очень важная линия, на которую почему-то никто внимания не обратил. Ведь речь идёт в действительности о конкретных исторических и культурных обстоятельствах: Германия, развязавшая Первую мировую войну. Протестантская Германия, с протестантскими ценностями, обычаями, системой воспитания и допустимым насилием. И роль протестантизма в этом была огромной. И фильм именно об этой конкретной этической системе и о последствиях её распространения.

Религиозные системы вообще гораздо чаще, чем может показаться на первый взгляд, оказывают существенное влияние на формирование идеологии и в конечном счёте политики, а в итоге – истории. И проблематика фильма лежит скорее в этой самой исторической плоскости, нежели в сфере психологической проблемы человека и насилия. И мне кажется более оправданным и разумным именно с этих позиций изучения механизмов воздействия религиозно-этической системы на развитие исторических событий оценивать ценность фильма. Тем более что Реформация совершила не один перелом в истории и породила очень влиятельную идеологию, в корне изменившую черты европейской цивилизации, в том числе в её экономической и политической системах.

Я не обладаю достаточной эрудированностью для того, чтобы оценить, насколько нов и оригинален в этом смысле Михаэль Ханеке, но для меня был ценным этот опыт погружения в протестантскую деревню. И имеют место случаи, когда ценность художника определяется именно его умением сохранить какие-то фрагменты истории, культуры, религии для будущих поколений. Отчасти и для того, чтобы мы учитывали и имели в виду поликультурное и многоконфессиональное, разноэтическое и разноэстетическое пространство, в котором существовал, существует и будет продолжать существовать человек.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
Rangifer Tarandus
Oct. 17th, 2012 05:52 pm (UTC)
Вот уже который пост про закрытый показ читаю и - ни одного фильма не видел. Ну не могу я смотреть фильмы, идущие после нуля, да еще с обсуждением! Что за идиотская политика каналов. И канал Культура - туда же - в 7 вечера крутят эти надоевшие египетские пирамиды (ах, ну как же им удавалось передвигать эти огромные блоки???). А в 1 час - пожалте, европейское кино. В голову невольно лезут мысли о заговоре против русского народа с целью недопущать в его мозги настоящую культуру. Заговор - не чиновников и не массонов, а вообще - каких-то сил зла, которые по своим законам все складываются и организуются и структурируются в какой-то такой пазл (если этому не противодействовать, конечно). ЗП удается посмотреть только в рейсах, когда судно прет на восток против часовых поясов, кина эти идут в другое время. Помнится, посмотрел так "Путешествие с домашними животными" и ...."Груз 200" (лучше бы уж спал):)
hvostova
Oct. 17th, 2012 05:56 pm (UTC)
Да меня это тоже убивает, что всё, от чего не тошнит, - исключительно после полуночи.

А с оценкой двух фильмов я в целом согласна: не то, что мне понравилось в "Закрытом показе". Впрочем, иногда обсуждение бывает интереснее фильма, и поэтому я стараюсь все программы смотреть. А часто бывает, что я фильм уже видела, и меня привлекает только обсуждение (но в таких случаях чаще всего я фильм второй раз тоже смотрю).

Edited at 2012-10-17 05:56 pm (UTC)
Rangifer Tarandus
Oct. 17th, 2012 06:11 pm (UTC)
Нет, ну "Путешествие..." фильм ничё, смотрится на одном дыхании. Хотя я так и не понял глубокой мысли автора. Обсуждение действительно бывает интересным. Я например, заметил в обсуждении "Путешествий..." что актриса Лариса Гузеева к сожалению - дура, этакая вейнингеровская самка: начала на всю студию орать, какй процент женщин имитирует оргазм (тысячу извинений за то что я не впервый раз уже натыкаюсь на эту тему). А вообще примечательно, что зачастую сами режиссеры и актеры довольно невнятно трактуют то что они сделали, а вот обсуждающая толпа - да! Ее гораздо интереснее слушать
hvostova
Oct. 17th, 2012 06:15 pm (UTC)
Про "Путешествие...", пожалуй, Вы правы, хотя мне было скучновато.

О Гузеевой я никогда не была высокого мнения, хотя её выступления не слышала, поэтому аргументированно сказать ничего не могу.

А вот невнятица создателей фильма меня всегда поражает: по моим представлениям, люди, занимающиеся кино, должны долго обдумывать, прежде чем что-то сделать. Вопрос о том, получилось или нет, открытый, но уж, по крайней мере, что хотели-то сделать, должны уметь объяснить.
Rangifer Tarandus
Oct. 17th, 2012 06:34 pm (UTC)
Да, и меня поражает. Кинематограф - это ведь "история, рассказанная в картинках". А режиссер - он просто талантливо (или бездарно) аранжирует эти картинки. Наверное, для этого действительно достаточно иметь общее представление о предмете. Вспоминаю, как Роман Балаян что-то невнятное говорил о "Полетах во сне и на яву". Что-то о лишних людях в эпоху застоя. Господи - и только-то!!!??? Из речей Бортко точно также я не понял, о чем фильм "Собачье сердце". Впрочем, "обсуждающая толпа" все поняла и без него и сделала из фильма отличную антикоммунистическую агитку для предвыборного периода....
hvostova
Oct. 17th, 2012 06:42 pm (UTC)
Для меня кино, наверное, нечто большее, чем просто "история, рассказанная в картинках", и поэтому мне кажется, что общего представления недостаточно.

Впрочем, Ваши примеры убеждают в том, что это необязательно, поскольку оба фильма я обожаю.
Rangifer Tarandus
Oct. 17th, 2012 06:55 pm (UTC)
Совершенно верно - нечто большее. Но это "большее" отчасти формируется уже после того как фильм снят и показан. Оно обрастает сюжет фильма снаружи. Фильм задает "размышления на тему" и наверняка сами режиссеры дивятся тому, что же это такое вышло. Конечно, пустопорожний фильм ничем не обрастет.
Указанные фильмы я тоже обожаю. Это кино, которое мы потеряли...
Rangifer Tarandus
Oct. 17th, 2012 07:00 pm (UTC)
Вот так бы и сидел - левый глаз - в канал" Дождь", правый - в компьютер. Но после вчерашних бегов с бутылью молока - падаю. Ту слип.
hvostova
Oct. 17th, 2012 07:08 pm (UTC)
Have a nice dream!
Rangifer Tarandus
Oct. 18th, 2012 02:45 pm (UTC)
19 часов. На Культуре - пирамиды!!!
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars