?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Никогда не замечала за собой сентиментальности, но вот поди ж ты: и на старуху бывает проруха. Небезупречный в вокальном плане и не особо выдающийся с точки зрения режиссуры оперный спектакль задел за живое, пробрал до костей, до мурашек по коже.



Немного о музыке и постановке

Собственно, конечно, не о музыке, – кто и что про неё не знает? - а о музыкальной части. Оркестр звучал очень слаженно, экспрессивно, заразительно, так, как мне хочется, чтобы звучал Верди и звучал “Риголетто”. Но… Сэр Гардинер, как выяснилось, дирижировавший этой оперой впервые, взял слишком быстрый темп. И если в оркестровых фрагментах это звучало захватывающе и в некоторых дуэтах – тоже (Addio! Addio!, на мой взгляд, в том числе и благодаря темпу приобрёл какую-то непостижимую страстность и напряжённость), то в сольных ариях это было, как минимум, серьёзной проблемой: особенно у Джильды и частично у Герцога. Tutte le feste al tempio, Caro nome, Questa o quella и La donna e mobile потеряли ни с чем не сравнимую красоту своих пассажей, хотя и остались яркими и исполненными здорово. Да и Cortigiani, vil razza потеряла свою грозность в том числе из-за скорости.

Постановка, на первый взгляд, мрачноватая и сероватая, но довольно быстро проникаешь в это пространство, где начинают разыгрываться настоящие шекспировские страсти (по всей видимости, умеют в Лондоне ставить на уровне, достойном трагедий Шекспира, и заставить делать это исполнителей, и заставить почувствовать это слушателей). Спектакль воспринимается совершенно целостно с точки зрения декораций, сценографии, костюмов, мизансцен, и, пожалуй, единственное, что заставило меня поморщиться от совершенной ненужности, – это обнажённая сцена развлекающихся во дворце Герцога в начале первого акта (притом что дальше вся постановка – верх неподдельного целомудрия и умелого балансирования на тонкой грани откровенности и пошлости с сохранением первой и отсутствием последней).

Образы Риголетто и Джильды получились изумительными по цельности, проникновенности и правдивости. Герцог остался недоработанным: я про него ничего не поняла, ни развития образа, ни точки.

Лондонский “Риголетто” – глубокая и очень человечная трагедия отца и дочери, показанная, мне показалось, с почти запредельной для оперных постановок исповедальностью (а может, – не исключаю такой возможности, – это меня, не знаю толком почему, так пробрало).

Риголетто – Димитрий Платаниас (Dimitri Platanias)

Риголетто в Лондоне – это ковыляющий на разной длины костылях Квазимодо, грузный, измученный, больной и оттаивающий только рядом с Джильдой. Баритон Димитрия Платаниаса – глуховатый, хрипловатый, без лоска и блеска, но, возможно, именно это помоглоо ему создать образ бедного отца, теряющего единственную дочь, единственную нить, связывающую его с жизнью. Этот Риголетто не может не вызывать сострадания, и лирические фрагменты удаются ему гораздо убедительнее, чем обвинения: в них слышатся и отцовская нежность, и отцовская любовь. Я верю в ужасающую боль Риголетто.





Герцог – Витторио Григоло (Vittorio Grigolo)

Наверняка, Григоло – не идеальный Герцог, и ему ещё есть над чем работать (и в плане вокала в том числе), но, по правде сказать, мне смешно, когда британские газеты очень нехотя делают ему весьма сдержанные комплименты. Неужели у них там на Туманном Альбионе многие (хоть кто-нибудь) так поют Герцога?.. Неужели сегодня так уж много Герцогов такого уровня вообще?.

Возможно, Григоло можно упрекнуть в излишней рыдательности и чрезмерном увлечении внешними вокальными эффектами. Но у него точно не отнимешь интонационного разнообразия, индивидуального прочтения каждого звука, трогательного и аккуратного piano, уверенного forte, длинного дыхания и просто личностного наполнения всего того, что он поёт. А уж настолько выразительного прочтения мужской партии в E il sol dell’anima я точно не слышала: за такой серенадой я и сама на край света побегу (возможно, знатоки скажут, что у Верди написано по-другому, но мне чрезвычайно импонирует использование piano в этом дуэте, который превращается в искушение, соблазнение, в нежнейшие слова любви, которых я до этого в этом дуэте до этого не слышала – только самолюбование).









Джильда – Екатерина Сюрина (Ekaterina Siurina)

Конечно, это не самая колоратурная Джильда. Конечно, не самая драматичная. Но уникальное найденное Екатериной Сюриной сочетание вокальности и драматичности превращает её в совершенно удивительную Джильду: наивную, искреннюю, чистую девочку, первая влюблённость которой оборачивается для неё трагедией.

Меня очень впечатлил верхний регистр Екатерины своей легкостью, звонкостью, чистотой (при объёмности нижнего, который правда, встречается у Джильды лишь несколько раз). Интонационно партия очень хорошо проработана и очень осмысленна: найдены и расставлены необходимые акценты, озвучены нюансы, интонации. И ещё я, конечно, не знаю итальянского, но мне показалось, что у неё замечательная артикуляция, которая придаёт партии определённый лоск.

Жаль, что у Екатерины не очень большой масштаб голоса: несколько раз её перекрывал оркестр и партнёры (в среднем регистре), но вокальное несовершенство полностью компенсируется цельностью и завершённостью образа.

Tutte le feste al tempio звучит трагично в каждой ноте, и это меня прямо потрясло, хотя тут я попеняла дирижёру на темпы: пассажи

se i labbri nostri tacquero,

dagl'occhi il cor, il cor parlò

и

e con ardente palpito

amor mi protestò

потерялись напрочь: там вообще необходимо замедление, и чем больше, тем безысходнее звучащая трагичность (конечно, при должном дыхании певицы: не знаю, может быть, причина таких темпов в не слишком длинном дыхании Екатерины?)

Да и в Caro nome где-то хотелось “чуть помедленнее”.

Впрочем, всё равно обе арии прозвучали очень впечатляюще.







Дуэты, ансамбли и хор

По-моему, дуэт Джильды и Герцога E il sol dell’anima – это просто шедевр. И один из лучших когда-либо слышанных мной оперных любовных дуэтов. (Несмотря на то, что Григоло несколько раз полностью перекрывал партнёршу, что, в общем-то, не есть хорошо). Такие страстность, напряжённость, откровенность, интимность, нежность трудно себе вообразить при высочайшем уровне целомудренности и чистоты, которые видишь и слышишь. Каждое движение, каждый звук наполнены безумной влюблённостью.

А уж Addio! Addio! – это просто на разрыв аорты. Клянусь, я такого не слышала и не видела в опере никогда!





Дуэты Риголетто и Джильды тоже, мне показалось, получились очень пронзительными: партнёры тонко чувствуют друг друга, слушают и слышат и дышат вместе.





Разочарованием стал знаменитый квартет. И, по-моему, это от какой-то тягучести, темноты, густоты, тяжести, неяркости Маддалены-Кристин Райс (Christine Rice). Сначала-то я подумала, что такое неяркое звучание оттого, что это то самое контральто, которое написано у Верди и которое крайне редко в этой партии в действительности встречается. Но потом оказалось – ан, нет! – Кристин Райс – меццо-сопрано. Ну тогда я чего-то не понимаю: а где же те блеск и роскошность, которые должны звучать в квартете у Маддалены? (Или я думаю, что они должны там звучать?..) Возможно, есть и другие причины нестройно прозвучавшего квартета (те же загнанные темпы), но мне он не понравился.





Отдельный комплимент нужно сделать хору: перед Tutte le feste al tempio можно услышать, как он замечательно звучит.

И ещё меня очень вдохновила отчётливость всех речитативов, которые были не проходными, а продуманными, проинтонированными и выразительными и поэтому совсем не казались лишними (и поэтому не хотелось их побыстрее “перемотать”). Они воспринимались совершенно естественно и органично, что привело к сплетению оперы в непрерывный музыкальный процесс, а не набор арий и ансамблей, разрезанных на куски речитативами.



Comments

( 37 comments — Leave a comment )
amidala_ru
May. 9th, 2012 07:17 am (UTC)
Да, меня тоже очень "зацепила" эта постановка, причем произошло это именно из-за Григоло (есть она же, но с Альваресом - смотреть совсем невозможно). Платаниас nоже молодец, у него свой взгляд на Риголетто (прежде всего это любящий отец, а потом уже все остальное), Сюрина вполне на месте, хоть вокально не всегда безупречно, да и в эмоциональном плане не всегда на высоте (хотя, возможно, это просто по сравнению со сверхтемпераментным итальянцем:))).

P.S. Сейчас Мет возьмет и сманит Григоло, что тогда будут писать англицкие газеты???:))) И, кстати, по мне постановка - едва ли не лучшая (ну еще из Дрездена нравится с Дамрау-Флором и Цюриха с Бечалой-Нуччи).

Edited at 2012-05-09 07:20 am (UTC)
hvostova
May. 9th, 2012 11:18 am (UTC)
Альварес
Я тоже видела кусочки с Альваресом, но он вообще, по-моему, "скорее мёртв, чем жив". И их Addio! Addio! с, кажется, Шафер, был просто никакой.

По поводу Григоло и Сюриной меня как раз очень впечатлила именно разность их темпераментов, но здесь - на вкус и цвет...

А вообще английские газеты забавные: они безусловно хвалят только Кристин Райс.
ivlae
May. 9th, 2012 03:21 pm (UTC)
Re: Альварес
Английские газеты когда-то и Корелли едва замечали -:)
Английский снобизм - ничего не поделаешь...
amidala_ru
May. 9th, 2012 05:18 pm (UTC)
Re: Альварес
Корелли "не заметить", - это ж как умудриться надо:)))
ivlae
May. 9th, 2012 05:22 pm (UTC)
Re: Корелли
Придирались к произношению, к тому, что "Викторию!" слишком долго тянет, и прочая, и прочая.
Re: Корелли - amidala_ru - May. 9th, 2012 05:43 pm (UTC) - Expand
Re: Корелли - ivlae - May. 9th, 2012 06:22 pm (UTC) - Expand
Re: Корелли - amidala_ru - May. 9th, 2012 06:28 pm (UTC) - Expand
Re: совсем заелись:))) - ivlae - May. 9th, 2012 06:35 pm (UTC) - Expand
Re: совсем заелись:))) - amidala_ru - May. 9th, 2012 06:44 pm (UTC) - Expand
Re: совсем заелись:))) - ivlae - May. 9th, 2012 06:49 pm (UTC) - Expand
Re: совсем заелись:))) - amidala_ru - May. 9th, 2012 06:57 pm (UTC) - Expand
Re: совсем заелись:))) - ivlae - May. 9th, 2012 07:00 pm (UTC) - Expand
Re: совсем заелись:))) - amidala_ru - May. 9th, 2012 07:04 pm (UTC) - Expand
Re: совсем заелись:))) - ivlae - May. 9th, 2012 07:28 pm (UTC) - Expand
Re: Корелли - hvostova - May. 9th, 2012 06:48 pm (UTC) - Expand
Re: Корелли - amidala_ru - May. 9th, 2012 06:55 pm (UTC) - Expand
Re: французы - ivlae - May. 9th, 2012 06:55 pm (UTC) - Expand
Re: французы - hvostova - May. 9th, 2012 07:02 pm (UTC) - Expand
hvostova
May. 9th, 2012 05:28 pm (UTC)
Re: Альварес
Снобизм - да, но откуда он у англичан-то с их вокальными достижениями?..
ivlae
May. 9th, 2012 05:38 pm (UTC)
Re: Альварес
У англичан - театр с амбициями. Своих певцов нет, зато они приглашают звезд со всего мира. И считают себя великими знатоками оперы -:)
Re: Альварес - hvostova - May. 9th, 2012 05:48 pm (UTC) - Expand
Re: англичане - ivlae - May. 9th, 2012 06:24 pm (UTC) - Expand
Re: англичане - hvostova - May. 9th, 2012 06:47 pm (UTC) - Expand
Re: англичане - ivlae - May. 9th, 2012 06:54 pm (UTC) - Expand
Re: англичане - hvostova - May. 9th, 2012 07:01 pm (UTC) - Expand
amidala_ru
May. 9th, 2012 05:18 pm (UTC)
Re: Альварес
ivlae правильно написала, что в ТАКОГО "студента" только Шафер "влюбиться" может:)))
Мне не хватило в Сюриной порыва, - когда она решила жизнью пожертвовать ради любимого.

Хорошо, что я газет не читаю, ни русских, ни аглицких:)))
hvostova
May. 9th, 2012 05:29 pm (UTC)
Re: Альварес
Согласна. Последний акт вообще показался мне очень слабым.
Re: Альварес - amidala_ru - May. 9th, 2012 05:44 pm (UTC) - Expand
Re: Альварес - hvostova - May. 9th, 2012 05:48 pm (UTC) - Expand
Re: Альварес - amidala_ru - May. 9th, 2012 05:51 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
hvostova
May. 16th, 2012 05:37 am (UTC)
Спасибо - прочитаю.

Вот-вот: мне эта Джильда именно своей поразительной трогательностью понравилась.

Про англичан дело вот в чём: естественно, среди них есть очень хорошие, очень культурные, очень воспитанные люди, и их много. Но, к сожалению, массу делают другие. (Достаточно иногда познакомиться с трибуной любого футбольного матча чемпионата Англии: а таких, как болельщики, большинство, и они не вызывают большой симпатии).
У Вас и в России, думаю, тоже хватает культурных, воспитанных людей среди знакомых (по крайне мере, заочных), но судить по ним о России вообще - не совсем верно.
(Deleted comment)
hvostova
May. 16th, 2012 11:22 pm (UTC)
Да, для туристов у нас всё, к сожалению, очень дорого.
svmt
Jun. 7th, 2012 08:53 pm (UTC)
Прекрасный Риголетто был в Кельне, герцог- Корчак, "Rigoletto" - Markus Brück, "Gilda" -Anna Palimina, в январе будет в Дюссельдорфе с Дунаевым и Стаценко.
hvostova
Jun. 7th, 2012 09:30 pm (UTC)
Корчак
Спасибо, приму к сведению. У Корчака я слышала отдельные арии Герцога: мне понравилось.
( 37 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars