?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вообще мне с самого начала эта затея с тем, чтобы показать фильм Александра Гордона в “Закрытом показе”, да ещё его и обсудить, показалась большим творческим мужеством и настоящей честностью Гражданина Гордона. После всего, что было сказано в студии, в том числе им самим, о режиссёрах, сценаристах и современном российском кино в принципе, только стремление к предельной честности перед собой и зрителем могло сподвигнуть Александра Гордона представить на суд студии и зрителя свои “Огни притона”. Я не могу не восхищаться этим поступком.


*     *     *

Когда фильм мне однозначно не нравится, я всегда пытаюсь гораздо глубже докопаться до сути своих претензий, понять их, чем в случае, когда фильм мне скорее нравится. Поэтому “Огни притона” до сих пор не дают мне покоя. Тем более что a priori мои симпатии были на стороне создателей фильма, потому что я бесконечно ценю Александра Гордона и очень неравнодушна к Оксане Фандере. Но увы…

У фильма, на мой взгляд, есть несколько серьёзных проблем. Первая и, возможно, самая большая: к вопросу об авторской позиции. Меня чрезвычайно удивило, что вопрос об авторском высказывании, его ясности и ценности, столь часто задаваемый самим Александром Гордонам в других выпусках программы, ни разу со всей очевидностью не возник в этом “Закрытом показе”, посвящённом “Огням притона”. А между тем именно пусть не отсутствие, но какая-то расплывчатость того, что хотел сказать автор и насколько это стоит того, чтобы быть сказанным, повлияла на то, что для меня фильм не смотрелся как целостное произведение, а развалился на множество отдельных кусочков и фрагментов.

Если квинтэссенция – это “Людей жалко, особенно всех”, изрекаемое из уст героини Оксаны Фандеры Мамы Любы, то как раз жалеть-то своих героев режиссёр не даёт, не позволяет. Складывается ощущение, что он как бы не подпускает зрителя слишком близко к своим героям, держит их на определённой дистанции, не даёт проникнуть в душу персонажей и поэтому заразиться искренней человеческой жалостью к ним. Всё смотрится, как “за стеклом”. Я не берусь утверждать, что причина такого ощущения именно в этом, но Валерий Жереги озвучил в студии свою претензию к фильму: то, что он снят преимущественно средними планами. Возможно, именно это повлияло на то, что происходящее на экране не рождает сопереживания и сострадания к героям.

Как-то мельком Александр Гордон заметил, что есть же в конце фильма, после “смерти” Мамы Любы Гарри, уставившийся в высокое и безграничное небо своими по-детски чистыми голубыми глазами. Это вроде бы надежда на что-то лучшее и светлое, но меня смутило отсутствие связи между мытарствами Мамы Любы и других героев с этими голубыми глазами. Неважно, что кто-то мучается, но зато у кого-то будущего всё будет светло и легко? Мучения и страдания героев должны быть чем-то оправданы, а здесь они не оправдываются радостным взглядом Гарри.

С поразительной навязчивостью Александр Гордон говорил о своей “любви к зрителю”, но мне не показалось, что фильм сделан для зрителя: скорее, для себя, для узкой группы создателей, которым – в этом нет ничего плохого, но это не имеет отношения к зрителю, – нравилось снимать то, что они снимали.

Оксана Фандера в конце программы сказала, что кино “сентиментальное, провинципальное, советское”. Я согласна, хочется чего-то такого ностальгически прекрасного среди сегодняшнего довольного жёсткого и, в целом, скорее безрадостного российского кино. Но одно дело – наивный советский кинематограф пятидесятилетней давности, и совсем другое – ностальгическое воспроизведение этой наивности в сегодняшнем кино. Не оставляет ощущение подделки, как пластиковые ручки с золотым напылением в Большом театре.

Александр Гордон пояснил свой пролог: одним мазком показал колоритную Одессу с курицей, похожей на Майю Плисецкую, и сразу же отказался от этой задачи в фильме. Подозреваю, что это субъективное впечатление, но для меня как для зрителя, очень важно, когда чётко обозначают место и время действия, потом этим месту и времени соответствовать. А если намерения соответствовать нет, всё-таки честнее вынести действие в абстрактное и не акцентируемое безвременье и пространство.

Пожалуй, самой большой проблемой для меня стал выбор главной героини – бывшей проститутки, а теперь содержательницы борделя Мамы Любы, которую сыграла Оксана Фандера. Кого она играет? Я не могу понять эту героиню, не знаю про неё практически ничего (про её внутренний мир), кроме смертельной, безысходной усталости, которая и мне как зрителю к середине фильма передаётся. И не могу понять не потому, что Оксана Фандера недостаточно талантливая актриса – она актриса изумительная, может сильно действовать в кадре одними глазами. В данном случае, по-моему, снова сыграла роль невнятная авторская позиция: кого он хочет показать? Это беда, что из фильма зритель не узнаёт ничего о прошлом героини, которое, между тем, чрезвычайно важно для того, чтобы проникнуться сочувствием к ней. Потом, когда в центре повествования бывшая проститутка, вопрос о её прошлом становится отнюдь не праздным: это ключ к пониманию героини. А в “Огнях притона” нет даже намёка на этот ключ.

Я думаю, корни этой проблемы лежат гораздо глубже: в сюжете журнала “Сеанс” совершенно точно провели параллель героинь-проституток от Достоевского и Куприна к Интердевочке и героине Оксаны Фандеры в “Огнях притона”. Всё так, но суть заключается в том, что явление проституции как крайней нужды, понятное и естественное в романах Достоевского, “Воскресении” и “Яме”, становится принципиально другим в советское и – что ещё важнее – постсоветское время.

Мотивы и интенции, существовавшие у Сонечки Мармеладовой и Катюши Масловой, совершенно неприемлемы и неприменимы в случае, когда речь идёт об Интердевочке и последовавших за ней. В XIX веке социальная ситуация была таковой, что у женщины, оказавшейся на грани нужды, другого выхода не было. В советское и постсоветское время этот выход всё-таки был и есть, и истории женщин, оказывающихся в борделе, требуют глубокого переосмысления в искусстве. Стандартная схема “крайней нужды” неприменима уже к Интердевочке Елены Яковлевой. Одно дело – пьющий отец, больная чахоткой мачеха и маленькие детишки семьи Мармеладовых. Совершенно другое – желание носить фирменные шмотки и ездить на собственном автомобиле у Тани Зайцевой. На мой взгляд, современное искусство, в том числе кино, упорно не желает осознавать эту колоссальную разницу и поэтому автоматически стремится сделать из проститутки “страдалицу за всех”, воспринимая доставшийся от классической литературы, но совершенно не работающий штамп как само собой разумеющееся И, возможно, именно поэтому мне как зрителю в это “всестрадание” Мамы Любы не верится. И именно поэтому я хочу знать историю Мамы Любы “от и до” и не верю героине без прошлого.


Comments

( 18 comments — Leave a comment )
ivlae
Feb. 16th, 2012 11:27 am (UTC)
социальная ситуация
Когда-то я довольно долго вела дискуссию на тему "Виолетта Валери" -:) Может ли "продажная женщина" искренне любить? Есть масса людей, которые считают. что не могла.

И вообще - как относиться к "падшей"? Могла ли, скажем, та же Виолетта пойти на условную "макаронную фабрику"? Наверное, вполне могла. Но пошла в содержанки.

Мне кажется, что многое зависит от менталитета. В России всё-таки "падших" осуждали гораздо больше, чем в той же Франции. Хотя - женщины так называемого "полусвета" осуждались. Иначе бы сюжет "Дамы с камелиями" не был бы интересен ни самому Дюма, ни Верди. И всё равно: осуждать-то дам полусвета осуждали, но похаживали к ним на приёмы и весело проводили время (часто - за их же счёт).

Сюжет "Богемы" для меня - апофеоз ментальности француза -:) Я не понимаю, как мог мужчина отправить любимую женщину в содержанки (практически - на панель)? "Ей так лучше будет!" А сам так и не смог помочь ей. Так и хочется сказать: "Не захотел".

У Достоевского в "Идиоте" Настасья Филипповна - "падшая", хотя на панели никогда не стояла. Девушка не по своей воле попала в содержанки всего к одному мужчине - и всё! Позор до конца дней -:(

Что касается героинь "Интердевочки", то тут я с Вами полностью согласна. Барышни страдали от отсутствия импортных шмоток и "красивой жизни", а не от голода или холода.

Извините - очень сумбурно написала -:(
hvostova
Feb. 16th, 2012 11:45 am (UTC)
Re: социальная ситуация
Безусловно, отношение к этому явлению действительно в разных культурах различно (у французов вообще для нас непонятное отношение к взаимоотношениям мужчины-женщины, мужа-жены - об этом есть замечательный рассказ Юрия Нагибина "Нет проблем?").

С социальной точки зрения Франция XIX века и Россия XIX века - уже совершенно разные общества. И во французском обществе в целом выход, кроме как идти на панель, всё-таки был (понимаю, что ситуации индивидуальные и разные, но в принципе), поскольку там было вполне себе развитое капиталистическое общество. В России его действительно не было, так как женской занятости, в общем-то не было.

Я писала именно о русской традиции в изображении "падших" и о той главной проблеме, что это явление русским искусством XX и тем более XXI века не переосмыслено, а кальки классической литературы до сих пор берутся за основу. Можно жалеть и совершенно по своей вине падшую женщину, но всё равно к ней нужно подпустить, рассказать её историю, а "жалеть на слово" уже не получается.
ivlae
Feb. 16th, 2012 12:02 pm (UTC)
Re: кальки классической литературы
Я не видела фильм, о котором Вы пишете. Тем не менее, вполне доверяю Вашему восприятию сюжета.

В России XIX века на панели очень часто оказывались не крестьянки, не уроженки рабочих окраин, а женщины из так называемого "среднего класса" - купечества и даже чиновничества.

Правда, утверждение это ничем не могу обосновать (когда-то давно читала эссе на эту тему; автора, увы, не помню). Женщина, привыкшая трудиться буквально с раннего детства, не побрезговала бы любой работой.

А вот женщина, на которую внезапно обрушились проблемы нищеты (после разорения семьи), вполне могла податься на панель, взвесив все "за" и против". Конечно, были и исключения...

Пример Сони Мармеладовой как раз подтверждает эту "теорию", если можно так сказать. Соня не смогла бы прокормить семью, пойдя в прислуги, например. И она пошла на панель.

Сейчас, кстати, в хронике происшествий и прочих подобных телепередачах (которых я не смотрю, вообще-то) постоянно всплывает тема проституток поневоле -:( И вот это уже - настоящая проблема нашего общества -:(
hvostova
Feb. 16th, 2012 12:16 pm (UTC)
Re: кальки классической литературы
Спасибо на добром слове. Что касается "Огней притона", там, по-моему, проблема именно в отсутствии сюжета, в отсутствии "истории", в отсутствии прошлого героини, без чего она получается какой-то очень схематичной.

Безусловно, проституция в России XIX века - это не крестьянское явление по целому ряду причин. (Хотя бы ещё и потому, что до 1861 года, а в реалиях - годов до 1880-х - крестьяне были зависимыми и в принципе никуда пойти не могли, т.е. для них никакой альтернативы лучшей жизни не существовало в принципе, даже если бы некоторые были не прочь).

Что касается сегодняшней ситуации, я не очень поняла: Вы называете проблемой то, что это явление показывают в контексте "поневоле", или то, что оно существует (т.е. девушки вынужденно там оказываются)?
ivlae
Feb. 16th, 2012 12:22 pm (UTC)
Re:то, что оно существует
Я имела в виду именно сексуальное рабство.

У девушек отбирают паспорта, заставляют "отрабатывать долг" и т. п. Как только я натыкаюсь на какой-нибудь сюжет вроде:"Ещё один нелегальный притон обнаружили в таком-то районе Санкт-Петербурга", то у меня сразу возникает вопрос: "А что - есть легальные притоны?"

И вообще... Похоже, что милиция (пардон,полиция)"крышует" этих сутенёров, и только случайность может помочь "сексрабыням" вырваться из этой ситуации.
hvostova
Feb. 16th, 2012 12:28 pm (UTC)
Re: то, что оно существует
Знаете, у меня на эту проблему несколько более скептический взгляд. Про притоны, милицию и т.д. всё понятно. Но стоит задаться вопросом: что, в самом деле девушки искренне не понимают с самого начала, какую работу им предлагают? Они действительно находятся в полном неведении, куда их эта дорожка приведёт? Я полагаю, что, может быть, не сознаваясь даже себе, но они прекрасно это понимают, и поэтому, как бы ни было ужасно всё, что происходит потом, первый шаг они сознательно делают сами и поэтому, уж как минимум, они не безвинные жертвы происходящего.
ivlae
Feb. 16th, 2012 12:45 pm (UTC)
Re: первый шаг
Первый шаг бывает разным.

Одно дело, когда предлагается "высокооплачиваемая работа в ночное время", а другое - когда человека обманывают. Бывает и такое -:(
hvostova
Feb. 16th, 2012 12:52 pm (UTC)
Re: первый шаг
Конечно, бывает, но после просмотра множества передач на эту тему меня трудно переубедить: я уверена, что колоссальная часть показываемых жертв живёт по принципу "я сам обманываться рад" и просто не включает голову.

Для иллюстрации расскажу историю. Как-то летом мне позвонил один знакомый и попросил помочь перевести письмо в отель в Черногории. Смысл письма и предшествующей истории в следующем. У этого знакомого у соседей по даче 17-летняя девочка уехала в Черногорию летом на практику работать - в качестве кого? - официанткой в отеле. У меня волосы дыбом встали, потому что этих двух-трёх фраз мне было достаточно, чтобы понять, куда и зачем поехала девочка. Суть письма заключалась в том, что они просили узнать, доехала ли девочка до места, потому что она должна была отзвониться родителям в обед, но не отзвонилась.
При этом то, что девочка уехала туда работать "официанткой" (ну разве не чушь, там эмигрантов предостаточно, чтобы работать на подобных вакансиях?!), родителей нимало не смущало и они волновались только за то, что она не отзвонилась.
Потом девочка отыскалась, чем уж там занималась, не знаю. Но поражает другое: элементарное отсутствие желания включить голову и подумать и у неё, и у родителей.
ivlae
Feb. 16th, 2012 01:13 pm (UTC)
Re: элементарное отсутствие желания включить голову
Когда я смотрю "Пусть говорят" с Малаховым, то иногда мне становится даже не страшно, а... странно, что ли...

Как люди живут! Умолчим о лексиконе - это не главное. Я слушаю этих "гостей студии" и думаю: "В какой стране, где и когда они выросли? Кто их воспитывал? О чём они мечтают?"

И пьют с малолетства - практически все, включая молоденьких девочек. Как раз недавно подобный сюжет показывали -:(

Двадцать лет с телеэкранов на нас льется поток фильмов "про бандитов", двадцать лет в нас пытаются пробудить инстинкт человека общества потребления. В общем-то, наше общество уже таковым и является.

Какая голова? Включать-то нечего -:(
У меня брат преподает в фармацевтической академии не профилирующий предмет. Рассказывает, что нынешние отличники не годятся в подмётки троечникам его поколения (за редким исключением)...
hvostova
Feb. 16th, 2012 01:34 pm (UTC)
Re: элементарное отсутствие желания включить голову
Я тоже в силу своей деятельности много общаюсь с сегодняшними студентами: это действительно практически беспробудный мрак (хотя меня знакомые часто упрекают в излишней "апокалиптичности" сознания).
ivlae
Feb. 16th, 2012 04:10 pm (UTC)
Re: элементарное отсутствие желания включить голову
Справедливости ради стоит сказать, что в России есть замечательная молодежь. И учиться хочет, и работать.

Только уже много лет (опять приходится констатировать) лучшие умы стремятся уехать из страны.
hvostova
Feb. 16th, 2012 04:38 pm (UTC)
Re: элементарное отсутствие желания включить голову
Конечно, есть замечательные экземпляры. Но серьёзная проблема в том, что средний уровень - чего уж греха таить! - колоссально упал.
jumeau_2009
Feb. 16th, 2012 05:30 pm (UTC)
Re: элементарное отсутствие желания включить голову
Я как раз закончила Фармацевтическую академию(Химико-Фармацевтический институт), могу сказать, что такой муштры не было ни в одном институте Ленинграда, отчисляли десятками,в том числе и детей преподавателей, и это при том , что тогда весь наш курс состоял только из золотых медалистов и отличников, отчисляли и на 4 курсе, и на 5, ставили двойки на Гос.экзаменах, если человек проболел 2 недели, то его отправляли в академический отпуск, мотивируя это тем, что за две недели пропущены практические занятия, которые уже невозможно отработать, а без них не будет допуска к сессии. А еще в каждую сессию мы сдавали по 5 экзаменов, плюс многочисленные зачеты, включая дифференцированные, зимние каникулы при этом никогда не превышали 1 недели. До сих пор не пойму зачем было столько жесткости и строгости, когда я пришла работать в аптеку мне практически не понадобились выученные наизусть химические формулы и названия, мало пригодились многочисленные химии, а теперь они и вовсе не нужны, ведь в городских аптеках отсутствуют рецептурные отделы.
Сейчас все изменилось, золотые медалисты и отличники предпочитают другие ВУЗы и с этим приходиться считаться руководству, хотя там и сейчас должность проректора занимает дама-эсэсовец, слава богу, я у нее не училась)).

Кстати, все наши самые-самые отличники долго не могли сделать карьеры, т.е. стали зам. зав. и заведующими только к 40 годам,а не через 2-3 года после окончания института, т.е. учеба в академии и работа в аптеке-две большие разницы, очень большие. Как я понимаю сейчас работают в аптеках только те, кто не нашел места в фармацевтических фирмах и других более высокооплачиваемых местах, слава богу, я застала времена, когда аптека была еще аптекой, а не проходным магазином.









ivlae
Feb. 16th, 2012 06:24 pm (UTC)
Re: элементарное отсутствие желания включить голову
Да, Ваш институт действительно готовил специалистов очень серьезно.

И сейчас, кстати, там всё-таки муштруют студентов по полной -:) У нас есть родственник, который учился заочно. Ох, и намучился он! Особенно с формулами и гербариями -:)
jumeau_2009
Feb. 16th, 2012 06:57 pm (UTC)
Re: элементарное отсутствие желания включить голову
Когда я училась заочного отделения еще не было в институте)), да, фармакогнозия всех доканывала, это и гербарии, и необходимость знать наизусть 600 латинских названий лекарственных растений, их семейства, название и формулы действующих веществ в этих растениях, но самое ужасное, что надо было по памяти рисовать микроскопию каждого растения, т.е. строение клеток под микроскопом, и попробуй что-нибудь перепутать!))

hvostova
Feb. 16th, 2012 06:32 pm (UTC)
Re: элементарное отсутствие желания включить голову
Сейчас и золотые медалисты и отличники - не Вашим чета, поэтому и пусть их идут в другие ВУЗы. Бестолковый юрист - это, в принципе, не страшно.
jumeau_2009
Feb. 16th, 2012 07:08 pm (UTC)
Re: элементарное отсутствие желания включить голову
Да, времена такие, что все продается и все покупается, теперь не только аттестат можно купить, но и диссертацию, когда у меня сын защищал кандидатскую диссертацию, то вторым защищался молодой человек, которого в институте раньше никто не видел, а ведь учиться надо было 2 года...
hvostova
Feb. 16th, 2012 07:17 pm (UTC)
Re: элементарное отсутствие желания включить голову
Я периодически занимаюсь редактированием разных научных монографий на основе диссертаций, кандидатских и докторских: если бы Вы знали, какую ахинею там городят.
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars