?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Опера XXI века

b_333514Послушала вчерашний выпуск “Большой оперы” про оперу XX века. Не могу слушать её совершенно, за исключением Гершвина и Пуччини (которого при формальном соответствии моё сознание всё-таки отказывается относить к XX веку, и для меня он остаётся композитором, сочинявшим оперу века девятнадцатого). И не могу понять: дело в моём недостаточно ещё воспитанном слухе, чтобы слушать такую “современную” (условно) оперу, или всё-таки в том, что опера в XX веке существенно сдала свои позиции?

И проблема не в одной только музыке (хотя в ней – львиная доля причин моих не складывающихся с ней отношений), но и в том, что при всём вроде бы осознаваемом мной ретроградстве подобного взгляда, далеко не все сюжеты вообще я готова слушать и смотреть в оперном обрамлении. При моей безумной любви к Гоголю, я, например, совершенно не вижу и не слышу его героев в опере, не могу принять пространство Гоголя уложенным в оперное пространство. Мне кажется, что Гоголь всё время “вылезает за оперно-музыкальные рамки”, в которые его насильно пытаются втиснуть, и получается несуразно, и неудобно и за композиторов, и за Гоголя (о певцах уже и вообще не говорю – искренне не понимаю, как они в принципе это поют). И при моём восхищении повестью Бориса Васильева “А зори здесь тихие” в опере я её себе тоже не представляю совершенно. И даже “Войну и мир” слушаю с трудом…

Что же получается, что для меня опера – это такое застывшее в состоянии столетней давности искусство?.. Если и не мёртвое, то точно – не живое?..

А появилась ведь, наверное, уже и совсем “современная” опера, XXI века…. как же я её-то буду слушать?..

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
ivlae
Nov. 22nd, 2011 06:07 am (UTC)
Ой, какая больная тема! Я Вас очень хорошо понимаю -:)

Кстати, у Римского-Корсакова есть прелестные оперы на гоголевские сюжеты - "Майская ночь" и "Ночь перед Рождеством". И вообще - это отчасти композитор 20 века -:) Но я его тоже воспринимаю как композитора 19 века. Его "Кащей бессмертный", "Золотой петушок" и "Сказание о деве Февронии" написаны в 20 веке... "Сказание...", как мне кажется - это уже опера, действительно "шагнувшая" в 20 век.

Самая гениальная опера 20 века, на мой вкус - это "Турандот" всё того же Пуччини. Ну, и "Тоска" - формально, но всё-таки тоже 20 век.

Вы не ходили на "Сон в летнюю ночь" Бриттена? В КЗ Мариинки поставили очень красочный спектакль. И музыка оказалась вролне "оперной" -:) А ведь это уже середина 20 века!
hvostova
Nov. 22nd, 2011 09:52 am (UTC)
Конечно, когда я писала о Гоголе, я имела в виду не сюжеты "Миргорода" и "Диканьки" - они, на мой субъективный взгляд, вполне "оперные". Не слышала "Тараса Бульбу", но подозреваю, с ним тоже в этом смысле всё в порядке. А вот "Мёртвые души" и "Петербургские повести" - никак.

Пуччини и Римский-Корсаков - это замечательно, но для меня они только формально композиторы, писавшие оперу в XX веке, а принадлежат к музыкальной традиции XIX века (если таковую можно выделить как единое целое). Какие-то элементы новаторства в их творчестве появляются, но всё равно это не меняет общего впечатления.

Бриттена слышать не довелось, но тоже встречала очень хорошие отзывы. Я, в принципе, положительно отношусь к творчеству Рихарда Штрауса, но в общем и целом опера XX века - какое-то, по меньшей мере, странное сооружение. И я, кстати, ничего не слышала о том, что пишется, скажем, последние лет тридцать...
ivlae
Nov. 22nd, 2011 10:17 am (UTC)
На Западе регулярно ставят современные оперы. И идут они если не с аншлагом, то хотя бы при интересе публики -:) Наверное, просто традиции там не прерывались так грубо, как у нас -:(

Точнее - там "у них" опера развивалась естественно, а у нас в СССР долгое время композиторы работали по заказу государства.

Как-то хотела сходить на "Семёна Котко" Прокофьева, да не срослось -:( Есть меломаны, которые считают эту оперу гениальной.

Мне очень хочется послушать "Джульетту и Ромео" Дзандонаи. Опера написана не на шекспировский сюжет, а по мотивам новеллы 15 века. Слышала только одну арию - но какую! Ромео рыдает над Джульеттой... Кауфманн поёт эту арию потрясающе.Кажется, опера сейчас нигде не идёт.
Зато "Франческа да Римини" регулярно появляется то там, то сям.

Что написано за последние лет тридцать? Я толком не знаю -:(
hvostova
Nov. 22nd, 2011 11:26 am (UTC)
Рахманинова, конечно, популярен и, надо сказать, вполне удобоварим, но опять же - XX век очень условно.
ivlae
Nov. 22nd, 2011 11:39 am (UTC)
XX век очень условно
С другой стороны, не так уж и условно. Музыка развивается в разных направлениях, и не всегда это развитие приводит к чему-то новому. Так было и в 20 веке.

Вспомните 19 век и "его" оперы -:) Ведь в начале века царили "белькантисты" (что вовсе не означает, что это плохо). В 1939 году Верди написал первую оперу - "Оберто, граф Бонифаччо". Первые оперы он писал по канонам того времени. "Отелло" - 1887 год. А "Фальстаф" - это уже 1893 год! И музыка там уже совсем другого уровня. Пуччини, Вагнер - они тоже не сразу "нашли себя". А французы? У нас почему-то редко ставят французские оперы...

И получается, что довоенная опера 20 века (в смысле - до 2-й мировой войны) не слишком-то и отличалась от опер конца 19 века.
hvostova
Nov. 22nd, 2011 12:30 pm (UTC)
Re: XX век очень условно
Наверное, Вы правы, и "опера XX века" само по себе понятие очень формальное, а внутри - это достаточно разные периоды.
jumeau_2009
Nov. 22nd, 2011 12:05 pm (UTC)
8 декабря, в БЗФ, состоится концертное исполнение "Родригеса и Химены" Дебюсси, скорее всего и исполнители будут из Франции, не только дирижер.
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars