?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

“Пиковая дама”

3077613_3e98316cС удивлением обнаружила, что Германн – не имя, а фамилия пушкинского героя. Интересно, это я одна такая невежественная?..

Впрочем, в одном месте сомнение всё-таки возникает. Беседуя с Лизой, Томский произносит: “Его зовут Германном”. С фамилией вяжется не очень. Но в остальном – действительно, вроде бы фамилия. И два “НН” – тоже в её пользу.

А может быть, это одна из тех историй про “круглый стол овальной формы”?..

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
ekorolev
Oct. 29th, 2011 06:35 pm (UTC)
фамилия?.. как раз на днях дойду до Пиковой дамы
hvostova
Oct. 29th, 2011 07:34 pm (UTC)
до оперы?..
ekorolev
Oct. 30th, 2011 07:18 am (UTC)
нет, Пушкина перечитываю
alexeigrekov
Oct. 29th, 2011 07:42 pm (UTC)
Конечно, фамилия.
galvanika
Oct. 29th, 2011 08:01 pm (UTC)
Не поверила, полезла проверять. Действительно, у Пушкина только фамилия - Германн, как причем замечено было, немецкая, и в Германии она довольно распространена. А вот у Чайковского действительно Герман - имя))))
hvostova
Oct. 29th, 2011 08:23 pm (UTC)
Чайковский
Про Чайковского все понятно и до того было...
ivlae
Oct. 30th, 2011 08:24 am (UTC)
Меня когда-то эта тема интересовала - "Пиковая Дама Пушкина и Чайковского".
Если учесть, что офицеры обращались друг к другу по фамилии, то Томский, Елецкий и Германн - фамилии (это я про оперу). Почему вдруг Германн стал Германом - мне до сих пор не понятно.

Конечно, опера и повесть - совершенно разные жанры. И герои в них очень разные... Я уж не говорю о сюжете, изменённом Чайковским если не до неузнаваемости, то уж точно - очень заметно.

Постановка Льва Додина в Париже (с Галузиным-Германом) здесь очень показательна. Да, Германн не застрелился, а сошёл с ума. Да, Лиза не утопилась. Она даже навещает Германна в "психушке". Вся опера поставлена как некие воспоминания главного героя (на которого иногда находят "светлые" моменты) и реальные события.

И всё-таки мне это было очень интересно смотреть - но один раз -:( Противоречия между музыкой и "картинкой" (весьма убогой временами) мешало практически постоянно.
hvostova
Oct. 30th, 2011 09:36 am (UTC)
Да, интересная закономерность: например, экранизацию или постановку в драматическом театре по литературному произведению я всё-таки воспринимаю взаимосвязанно, но вот что касается соотношения оперы и литературной основы: то для меня это действительно два разных и независимых произведения.
ivlae
Oct. 30th, 2011 12:51 pm (UTC)
Чайковсий, наверное, специально перенес действие в 18 век. И Графиня получилась немного другой, и Лиза из бедной воспитанницы превратилась во внучку. Томский и Полина в повести только упоминались и т. д.

Но самое главное, как мне кажется, то, что повесть была написана с некоей насмешкой, иронией. И блистательно написана! Я очень люблю её перечитывать.

И фильм по повести с Демидовой, читающей авторский текст, тоже люблю -:) Как ни странно, но "Пиковая дама" Чайковского - моя любимая русская опера -:) Как-то всё сошлось -:))
hvostova
Oct. 30th, 2011 08:44 pm (UTC)
Собственно, случайно в очередной раз попавшему в поле зрения фильму с Демидовой и обязана своему открытию: мелькнувшие в титрах две буквы "н" в Германне и сподвигли меня обратиться снова к тексту Пушкина.

"Пиковую даму" Пушкина я очень люблю, как и вообще всю прозу Пушкина, а вот с оперой Чайковского у меня отношения не сложились: не моё, наверное.
ivlae
Oct. 31st, 2011 05:06 am (UTC)
не моё, наверное.
А Вы Галузина-Германна видели?
hvostova
Oct. 31st, 2011 06:11 am (UTC)
Re: не моё, наверное.
Нет, не слышала, потому что с Галузиным у меня тоже отношения не сложились. Это чисто субъективное, ничем не подкрепляемое и рационально не объяснимое отторжение. Понимаю, что это глупость, но ничего не могу с собой поделать.
ivlae
Oct. 31st, 2011 06:31 am (UTC)
Re: ничего не могу с собой поделать.
Это не глупость. Это - совершенно нормальное восприятие голоса конкретного певца.
Галузин у многих вызывает недоумение. И не только он -:)

Мне кажется, что Галузин нашёл то самое решение образа Германа, которое имел в виду Чайковский. Герой на наших глазах из влюблённого превращается в человека, одержимого идеей выиграть большую сумму. Конечно, до Галузина были блистательные Германы, и многие из них вокально были безупречнее его. Но на моей памяти только Галузину удался этот переход из одного состояния в другое.

Впрочем, Германы - это отдельная тема для размышлений -:)

hvostova
Oct. 31st, 2011 07:08 am (UTC)
Re: ничего не могу с собой поделать.
Думаю, субъективизим моего восприятия Галузина в меньшей степени относится к голосу.

А что касается образа Германа: если он выдаёт то, о чём Вы пишете, то это очень здорово, потому что я думаю, что это превращение - не только то, что имел в виду Чайковский, но и, без сомнения, то, что имел в виду Пушкин.
ivlae
Oct. 31st, 2011 07:30 am (UTC)
Re: ничего не могу с собой поделать.
У Пушкина, как мне кажется, Германн всё-таки имел трезвый расчёт. Он хотел разбогатеть - и только. Услышав анекдот про Графиню, решил непременно узнать три карты. Но как? Ведь они с графиней практически не могли даже быть представленными друг другу -:( И тут облик Лизы в окне подсказал ему простейшее решение.

Если Вы читали историю создания оперы, то наверняка знаете, что поначалу Чайковский не хотел браться за этот сюжет. И только после того, как возникла идея сделать Германна влюблённым в богатую наследницу, композитор "загорелся". Деньги стали не смыслом жизни, но средством добиться руки любимой девушки.
hvostova
Oct. 31st, 2011 08:25 pm (UTC)
Re: ничего не могу с собой поделать.
Читая Пушкина, у меня тоже возникало это ощущение одержимости Германна, когда уже нет смысла, а есть только это - выиграть в третий раз.
trava_zdes
Oct. 30th, 2011 08:16 pm (UTC)
Фамилия - факт. Редкий лектор не поразит им воображение неискушенных студентов.) Но лекторам - что: прочитал и дальше пошёл. А мне вот до сих пор верят через раз: гонишь, говорят...
hvostova
Oct. 30th, 2011 08:42 pm (UTC)
Фамилия
Конечно, ведь внимательно тексты, тем более классиков, читают редко. Впрочем, я отметила выше: в одном месте Пушкин всё-таки прокололся. "Его зовут Германном": про фамилию так, в общем-то, не говорят.
selenica
Mar. 7th, 2012 12:08 am (UTC)
Re: Фамилия
Мне не кажется, что Пушкин прокололся. Встречались еще примеры (к сожалению, цитаты сейчас не приведу, извините), когда в словосочетании "Его зовут так-то" вместо привычного нам в таких случаях имени произносилась фамилия.
hvostova
Mar. 7th, 2012 05:04 am (UTC)
Re: Фамилия
Возможно, конструкции всё-таки лет за двести претерпели кое-какие изменения.
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars