?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наверное, фильм ничего не скажет тем, кто не готов, попросту не хочет ничего слышать и слушать, знать об окружающем мире и – ещё более важно – раскрывать глаза на себя самого. В нём нет ответа на сакраментальный вопрос «что делать», но отчасти – на вопрос «кто виноват». Что происходит с сегодняшним, моим поколением, Алексей Попогребский показывает честно и откровенно. Лично я первый раз в современном кино узнаю своих ровесников не такими, какими они сами себя видят или хотят видеть, а такими, каковы они есть на самом деле, с их инфантилизмом на грани безответственности, слабостью, неспособностью принять решение и взять на себя ответственность за его последствия, какими бы они ни были.
Главный герой фильма боится стать «чёрным» гонцом, сообщить трагическую весть о гибели семьи старшему коллеге Сергею, лицом к лицу столкнуться с горем другого человека, находящегося рядом. Павлу некомфортно, неудобно, не хочется этого делать, потому что он сам боится таких серьёзных вещей, как жизнь и смерть. Он избегает разговора о вести, которую должен сообщить, потому что не хочет пускать в свою жизнь события, нарушающие её безоблачность, беспечность. Если однажды признаться себе, что совсем рядом существуют горе, страдание, боль, твои и других людей, то станет уже невозможным вести себя как раньше, ни о чём не задумываться и воспринимать всё происходящее как одно большое приключение с обязательно счастливым концом. И именно этой перемены Павел бессознательно страшится: он привык избегать таких ситуаций. Сегодняшнее поколение привыкло избегать таких ситуаций, возведя это правило в статус жизненной стратегии.
Накачанные психоаналитиками и консультантами по счастью, успешно приплетающими к своим идеям буддизм, даосизм и бог знает что ещё, современные люди стремятся только к одному – к собственному душевному спокойствию и комфорту любой ценой. Даже если эта цена – отказ от того человеческого, что отличает человека от животного. В том числе и не в последнюю очередь – от чувства вины и понятия совести. Порой мне кажется, что эти чувства почти полностью уничтожены в сегодняшнем поколении: никто ни в чём не виноват, не должен ощущать вины и мучиться из-за этого, потому что всё, что происходит, чем-то предопределено, и это что-то – за пределами воли и ответственности конкретного человека. Ничего не делай – и не придётся ни за что отвечать. Это, наверное, и есть самое страшное: Павел в конце фильма, как мне показалось, не испытывает ни чувства вины, ни раскаяния за то, что натворил. Он знает, что должен быть виноват, лепечет что-то невнятное про врачей, но при этом сам не верит в искренность своих слов и, что самое важное, своих мыслей и поступков.
Алексей Попогребский показывает гибельность именно этой инфантильной позиции молодых людей: бездействие подчас ничуть не менее преступно, чем деяние, а нерешимость правителей приводит к распаду империй. Именно своими нерешимостью, слабостью, безответственностью Павел к концу фильма начинает вызывать не только раздражение и презрение, но даже отвращение. При этом он, заведя ситуацию в тупик, злится на весь мир, обвиняя всё и всех вокруг за то, что вынудили его оказаться в той «некомфортной» ситуации, в которой он оказался. Вместо того чтобы обратиться к себе, понять что произошло, что он такое, он вымещает свою злость и несостоятельность на Сергее. Вымещает, как несознательный ребёнок, который пытается что-то сделать, а у него не получается. Павел не взрослеет к концу фильма, и, пожалуй, в этом самый страшный, хотя и абсолютной правдивый вывод о сегодняшнем поколении, к которому приходит Алексей Попогребский.
Приходит, держа зрителя в напряжении на всём протяжении фильма. Где-то мне попалось сравнение фильма с манерой Андрея Тарковского, и думаю, что оно верно, по крайней мере, отчасти. В центре внимания в «Как я провёл этим летом» психология конкретного человека, и весь фильм – своеобразный психоанализ конкретного поступка, пристальный, тщательный, великолепно дополненный пейзажем и отвлечёнными планами, как нельзя лучше дополняющими картину, делающими её полной и завершённой.
Мне думается, что трагичность, безысходность, которые, без сомнения, присутствуют в фильме, отчасти связаны с тем, что при ясности и очевидности болезни непонятно, как её лечить. Как справедливо заметил в одном из своих «Закрытых показов» Александр Гордон, у нас уже слишком много поставленных диагнозов, и пока нет ни одного средства для их излечения. С другой стороны, как не менее справедливо заметил сам Алексей Попогребский в «Картине маслом» у Дмитрия Быкова, наверное, мы пока просто не готовы искать ответы, и сегодня большинство из нас должно хотя бы осознать, что с нами происходит, откровенно признаться самим себе в том, какие мы есть. «Как я провёл этим летом» в этом смысле всё расставляет на свои места, и жаль, что в прокате его, наверное, почти никто не посмотрел, а теперь и подавно не увидит.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
ivlae
Jun. 23rd, 2010 08:00 am (UTC)
Спасибо за замечательную рецензию!
В кино не хожу очень давно. Если будет возможность - обязательно посмотрю этот фильм!
hvostova
Jun. 23rd, 2010 08:04 am (UTC)
Как я провёл этим летом
Я в кино фильм пропустила, смотрела дома, и в принципе пожалела, потому что такие фильмы лучше смотреть в кино. Хотя их потом и дома можно смотреть, и не один раз. Надеюсь, Гордон вытащит его в "Закрытый показ": было бы интересно послушать, что по поводу него думают остальные.
trava_zdes
Jun. 23rd, 2010 10:36 pm (UTC)
Да, очень точно Вы написали об этой жажде комфорта любой ценой. Диагноз верный, увы...
Юрий Горяев
Sep. 20th, 2012 07:23 pm (UTC)
Рассуждение среднего человека
Ну, я бы не сказал, что стремление к комфорту любой ценой – такая уж характерная черта именно этого поколения. Если, конечно не сравнивать с психологией поколения молодежи-строителей первых пятилеток, сверхэнтузиазм которых есть в общем-то «уродство», нечто не свойственное нормальному человеку (не прочел ни строчки «Как закалялясь сталь» и не смотрел ни одной серии фильма). Хотя, действительно, комфортомания молодых людей в наше время режут глаз, но ведь это не их вина. В обществе, где куда-то упрятали целые классы рабочих и крестьян, и где «герои нашего времени», показываемые в фильмах - какие-то бесконечные офисные работники, треплющиеся по телефонам (и за это получающие в разы большую зарплату, чем те колхозники) – кто может вырасти? То есть – это как бы такое же уродство, только наоборот – полный антиэнтузиазм (если понимать под энтузиазмом работу на общее благо). Так что если автор хотел указать на эту болезнь - лучше бы зрить в корень.
А так, я воспринял фильм как «историю из жизни», как я говорю – «жанровую картинку», историю об испугавшемся молодом человеке. Еще бы не испугаться звероподобного начальника с его армейскими способами обучения (не можешь вставить ленту в гелиограф – получай в ухо), и его красноречивыми рассказами о дырке в потолке. Да – инфантильном, да – боящимся ответственности и не способном на поступок человеке. Но почему? Понимаю, если развивать эту тему – был бы совершенно другой фильм, (это тема крупного рассказа, как минимум, а не сценария на два листочка) гораздо более сложный сценарий, бюджет, количество актеров и много всякого другого геморроя. А так….Вы правы – отсутствие глубины. Мне кажется, отсутствие как раз в этом.
Почему-то, когда я смотрю «Палату номер 6» я не воспринимаю ее как просто историю о свихнувшемся враче. Каким-то образом я чувствую общий контекст ситуации, в которой это происходит. Я вижу не болезнь врача, а болезнь времени (Хотя кроме психушки в фильме почти ничего нет). Вот указания на такой контекст и не хватает у Папагребского.
hvostova
Oct. 4th, 2012 12:37 pm (UTC)
Re: Рассуждение среднего человека
Наверное, человек - такое животное, что он всегда стремится к комфорту, но беда в том, что сегодня это уже не считается зазорным.

В данном случае "отсутствие глубины" кажется мне оправданным художественными достоинствами фильма и какой-то получившейся цельностью, и всё-таки ясным авторским высказыванием.

"Палата №6" - увы, имеет, на мой взгляд, более грустную судьбу, потому что в основе - Чехов. По сравнению с литературной основой в фильме как раз очень очевидна "недостаточная глубина". (Это, кстати, и Ильин в результате признал).
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars