?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

КочегарРечь собственно не столько о “Кочегаре”, сколько о беспомощности и нищете современной российской кинокритики.

Я неоднозначно отношусь к фильмам Алексея Балабанова и вряд ли сегодня могу чётко сформулировать, что думаю по поводу его работ в целом (по отдельным фильмам есть внятная точка зрения), но, без сомнения, его работы мне интересны, и каждая новая вызывает, как минимум, любопытство.

“Кочегар” у меня пока не сложился, хотя смотреть мне нравилось, как в целом, так и в деталях. Конечно, никакой порнухи, чернухи и всего другого, в чём Балабанова привычно и предсказуемо обвиняют, в фильме не было и в помине. При этом никто не спорит – не спорил и вчера, – что Балабанов – потрясающе талантлив во владении специфическим языком кино, всеми в комплексе и каждым в отдельности доступным инструментом художественной выразительности. Гораздо больше вопросов и претензий не к тому, как Балабанов разговаривает со зрителем (разговаривает поразительно легко, естественно, искренне, просто), а к тому – о чём говорит и что пытается сказать.

Но убожество современной русской кинокритики (представленной собственно критиками, писателями, актёрами, другими люди в и около кино) в выяснении того, что же всё-таки сказал (или не сказал), хотел сказать (или не хотел) Балабанов, вчера было просто обескураживающим. Как защитники фильма, так и его хулители несли полнейшую невнятицу, что-то мало вразумительное, обнаруживая тем самым, что вне зависимости от того, понравился им “Кочегар” или нет, для его вдумчивого обсуждения они просто не обладают достаточным масштабом. Есть Алексей Балабанов (нравится он или нет, любите вы его или ненавидите) и есть его обсуждающие люди, и они существуют на совершенно разных уровнях. Допускаю, что Александр Гордон мог бы изложить что-то целостное и заслуживающее внимания в форме монолога, но в дискуссии, по всей видимости, намеренно самоустранился, оставив квакать самое натуральное болото, которому – какой там Балабанов! – научиться бы свои мысли выражать и выражать их к месту.

Претензий к форме “Кочегара” у меня нет (хотя и возникает устойчивое ощущение, что это всё уже было в отдельных предыдущих фильма Балабанова, в свете чего “Кочегар” действительно, как было подмечено “Сеансом”, воспринимается как такая длинная автоцитата); над содержанием – размышляю. Но критика, что, дескать, Балабанову мастерски и бесподобно удаётся только зло, а добро в его исполнении фальшиво и дидактично, несостоятельны хотя бы потому, что – да! – есть такой тип художников. Гоголь тоже был из таких, и что же, только поэтому он не великий писатель?..

Какая-то проблема, интуитивно, в “Кочегаре” есть, но пока поймать её за хвост не могу – к сожалению, вчерашнее обсуждение нимало в том не помогло…


Comments

( 5 comments — Leave a comment )
Rangifer Tarandus
Oct. 12th, 2012 07:27 pm (UTC)
Не разделяю всех этих восторгов по Балобанову, которого по-моему спешат причислить к лику "живых классиков". Что Балобанов - Брат и Брат-2 - слабейшие фильмы, которые будут смыты Летой и никто их не вспомнит через пол-века. Оба фильма вытягивают хорошим саундтреком, харизмой актеров, хорошей режиссурой. И все равно - это плохие фильмы. Такая же петрушка с другим моральным уродом,с которым Балобанов соревнуется в количестве совершенно ненужных, неадекватных сюжету сцен насилия, убийства и пр.- К.Тарантино. Тоже очень хорошая музыка, режиссура, операторская работа - и тоже дерьмо. Ну, о "Грузе 200" я уже не говорю...По моему у Балобанова прослеживается психопатический пунктик - помните, с каким удовольствием он вставляет в свои фильмы сцену - один человек разряжает в брюхо другому дуплетом охотничью двустволку, обрез с гвоздями и пр. Понимаю, все выдающиеся люди - психи, но - ...
hvostova
Oct. 12th, 2012 07:33 pm (UTC)
Вы приписываете мне те мысли, которых я не думаю: мне тоже не нравятся "Братья" и я вообще не смотрю фильмов Тарантино. Я совсем не в восторге от "Груза-200" и не могу сказать, что я - поклонник режиссёра Балабанова.

Мне нравятся "Кочегар" и "Морфий". И, по-моему, очень хорошо снят "Замок".
Rangifer Tarandus
Oct. 12th, 2012 08:00 pm (UTC)
Нет-нет, я Вам не приписываю, это - так - мысли вслух.
В мировом кинематографе вообще что-то неладно. Весь мир замер в ожидании: культовый режиссер (забыл фамилию - ну, который "Меланхолию" снял) занят съемками фильма "Нимфоманка", где все прочие фильмы будут жестоко переплюнуты уровнем показа рекордных по откровенности сцен секса и пр. Фильм, разумеется о любви. А не проще посмотреть обычную румынскую порнуху?
hvostova
Oct. 13th, 2012 12:25 pm (UTC)
Про фон Триера соглашусь: после "Меланхолии" мое ощущение того, что Европа погибла, было практически физическим.
Rangifer Tarandus
Oct. 13th, 2012 09:48 am (UTC)
Вспомнил - Фон Триер!
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars