?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

УрманаБольшой зал Петербургской филармонии не спасло даже имя маэстро Спивакова на афишах: партер был заполнен в лучшем случае на две трети. Впрочем, мне кажется, чем меньше случайных людей в зале, тем лучше, так что это не было разочарованием.

Меня порадовала программа. Я не поклонник Малера и не стала им после концерта, но, тем не менее, предпочитаю слушать и что-то новое, а не только известные оперные хиты, про которые все знают, как петь и что спето не так. В конце концов, уши нужно “тренировать”, и в этом смысле немецкая музыка как нельзя лучше подходит. По крайней мере, таким образом поклонником Рихарда Штрауса я уже стала и слушаю его с удовольствием.

Впрочем, конечно, что скрывать, второе отделение, собранное почти полностью из Верди, – роскошный подарок меломану-любителю (после которого я искренне не понимаю, кто же у нас поёт Верди: ведь нужно петь либо так, либо вообще никак). Знаю, что многие обвиняют Урману в недостаточной эмоциональности и прочувствованности исполнения, но, по-моему, это всё-таки это не тот случай. Иногда мне кажется, что достаточно просто выделить хотя бы некоторые объективные критерии, позволяющие судить об “эмоциональности” оперного исполнения, однако потом, слушая мнения разных людей, слышавших одно и то же, убеждаюсь, что это невозможно. И тем не менее… у Урманы хорошо слышится, что даже в одной арии каждой ноте придаётся своя интонация, используется свой подход к её озвучанию, и подобное разнообразие и есть, по меньшей мере, один из признаков той самой эмоциональности. Я уже не говорю о том, что арию Джоконды точно отличаешь от арии Аиды или арии Леоноры. Пусть это не всё, что нужно для, если так можно выразиться, “абсолютной” эмоциональности оперы, но это очень много, и далеко не все очень именитые и техничные певицы обладают даже этим даром: звучать по-разному в разных ариях, уж не говоря про одну.

Вообще, у меня сложилось впечатление, что Виолетта Урмана – очень вдумчивая певица, что она понимает, что и как она хочет спеть, и поёт так, как задумала.

Сочетание глубины, незаметности и бесконечности дыхания и в то же время лёгкости голоса Виолетты Урманы просто очаровывают, и даже только этим можно наслаждаться.

Про оркестр ничего не могу сказать: свою функцию аккомпаниатора он выполнил замечательно. Иногда чересчур громко звучали духовые, но, возможно, дело в особенностях акустики в конце партера, где мы сидели. Ещё мне хотелось бы чуть помедленнее Pace mio Dio, но это тоже может быть субъективным желанием “продлить очарование”. Увы, всё хорошее быстро заканчивается…

P.S. Но я иду на “Силу судьбы” в Вене в январе – дослушать то, что не дослушано здесь.


Comments

( 16 comments — Leave a comment )
ivlae
Sep. 29th, 2011 05:06 pm (UTC)
Если бы билеты были дешевле, то зал был бы заполнен -:(

Знакомая пенсионерка очень хотела попасть на Урману, но 1500 рублей за второй ряд хоров (где из первого-то ничего не видно) - это слишком -:(
hvostova
Sep. 29th, 2011 05:45 pm (UTC)
Цены на билеты
Вы, конечно, правы: эта проблема много раз обсуждаемая, больная и, кажется, не решаемая. Но меня поражает то, что даже при таких ценах на билеты организаторы ничего не делают, чтобы добиться лучших результатов. Ведь при правильном подходе к продвижению и за такие деньги билеты можно было продать: таких примеров куча, когда за немалые деньги забитый под завязку зал. Ну везде - одна халтура... а в управлении культурой - просто ужас какой-то!
ivlae
Sep. 30th, 2011 05:08 am (UTC)
Re: Цены на билеты
Анонс этого концерта меломаны заприметили ещё в конце прошлого сезона. Уже тогда кассиры Филармонии ничего конкретного не могли сказать о входных билетах. Уже в августе мы узнали, что никаких входных не будет -:( Ну, разве что в день концерта что-то прояснится...

Билеты печатались в Москве. Это было мероприятие фестиваля, а филармония только предоставила зал. Если бы Урмана приехала сама по себе, а не со Спиваковым, билеты были бы по нормальным ценам.

Я почитала отзывы о концертах в Москве и Петербурге на некоторых форумах и в жж. Практически все ругают Спивакова -:( Урману в основном хвалят -:) Мне она очень понравилась в "Парсифале", когда в КЗ Мариинки велась запись. Хочется послушать певицу в спектакле.
hvostova
Sep. 30th, 2011 05:26 am (UTC)
Re: Цены на билеты
Спивакова ругать не буду, но и хвалить не за что. Я до этого несколько раз слышала его в качестве дирижёра - по меньшей мере, на меня не произвело никакого впечатления.

Думаю, у нас Урмана в нормальной постановке вряд ли споёт в ближайшее время. К сожалению:)
ivlae
Sep. 30th, 2011 05:32 am (UTC)
Re: Урмана
Тем не менее, "Сила судьбы" у нас идёт, хотя и один-два раза в сезон. Спектакль традиционный, без наворотов, в декорациях Роллера. Да и "Аида" на основной сцене - вполне подходящий спектакль для Урманы.

Только у певицы всё расписано на годы вперёд (как у всех топовых певцов). С другой стороны - возраст уже приближается к критическому. Наверное, мы услышим Урману в спектаклях через три-четыре года, когда у неё появится свободное время -:(
hvostova
Sep. 30th, 2011 05:37 am (UTC)
Re: Урмана
Что и обидно. Тем более, что Вы правы, её репертуар у нас идёт. Но Вы заметили: к нам заморские звёзды даже если и приезжают, поют в лучшем случае концертные исполнения в Концертном же зале Мариинки. Мне до сих пор не очень понятно, почему бы им не петь в театральных постановках.
ivlae
Sep. 30th, 2011 06:20 am (UTC)
Re: Урмана
Для пения в театральных постановках нужно бОльшее время - на репетиции, на спевку. Конечно, можно войти в спектакль с "нахрапа", прилетев в город накануне, но певцы с репутацией "звезды" избегают подобных вводов.

А концерт можно подготовить заранее. Спеть то, что поешь много лет. С пианистом, с котором ты работаешь постоянно, или с дирижёром. И обычно такие концерты дают, когда внезапно образуется "окно" в графике выступлений. Тот же Кауфманн заехал к нам потому, что отменил спектакли в Японии.
hvostova
Sep. 30th, 2011 06:23 am (UTC)
Re: Урмана
Это конечно. Но почему-то для других оперных театров мира певцы находят время на репетиции и спевки. И я думаю, здесь не столько проблема гонораров. Наверное, что-то ещё... Не престижно петь в Мариинском театре?
ivlae
Sep. 30th, 2011 06:40 am (UTC)
Re: Урмана
Дело и в гонорарах тоже.
И дело в планировании. Ну, скажите, где это Вы можете прочитать, чтО будет идти в Мариинке, скажем, в январе 2013 года? Кто там петь будет?

А как мы узнали про "Вагнер-гала"? Лишь за 10 дней.

Наши зрители узнают о планах театра из анонсов на сайте. Если вы посмотрите на афишу, то увидите только отдельные названия, а именно - абонементные спектакли. Значит, всё-таки какое-то планирование есть.

Мариинка всё-таки живёт в каком-то своём, особенном ритме. Может быть, потому, что она в большой степени является авторским театром -:) Я имею в виду оперу.
hvostova
Sep. 30th, 2011 06:45 am (UTC)
Re: Урмана
Да, про проблему планирования я тоже писала, - это ужас, что всё выскакивает, как чёрт из табакерки. Ещё один пример столь распространившегося в последнее время в России "ручного управления", от которого если не все беды, то очень многие.
ivlae
Sep. 30th, 2011 06:49 am (UTC)
Re: Урмана
Перечитала свой пост, и хочу кое-что уточнить. Я имею в виду планирование абонементных спектаклей Мариинки на 2012 год.
hvostova
Sep. 30th, 2011 06:53 am (UTC)
Re: Урмана
Это понятно, обычно в начале сезона появляется расписание только абонементных спектаклей на весь сезон: остальное потом по ходу добавляется втихаря. А уж касты публикуются порой, насколько я понимаю, вообще за несколько часов до спектакля:)
ivlae
Sep. 30th, 2011 08:41 am (UTC)
Re: касты
Если бы Мариинский театр был бы не репертуарным театром, то наверняка руководство могло бы заполучать известных певцов, заключая с ними контракты на определенное количество выступлений. Другой вопрос - кого бы удалось заманить? -:))

Но труппа работает по другому принципу. Говорят, что у репертуарного театра есть свои плюсы - хотя бы разнообразие репертуара, и возможность в течение года, скажем, посетить спектакли совершенно разных стилей и направлений. Сегодня - Верди, завтра - Чайковский, послезавтра - Пуччини или Вагнер.

А когда театр дает спектакли блоками, то возникает другая ситуация: не смог сходить, скажем, на Фауста с Кауфманном (в Вене он поёт в феврале пять или шесть спектаклей) - и всё! Поезд ушёл -:( И наоборот: хочешь за три дня пребывания в городе посетить три разных спектакля, а тебе предлагают одно название ( в лучшем случае - два).

Я собираюсь, если всё срастётся, в конце января слетать в Мюнхен и послушать "Дона Карлоса". Там очень крепкий состав солистов. Увы, за три планируемых мною вечера там будет только один спектакль "Дон Карлос", да ещё через день - "Щелкунчик" Ноймайера (детские спектакли не считаю). Как ни крутила туда-сюда даты приезда и отъезда - "Карлос" комбинируется только с "Похищением из сераля" и "Щелкунчиком". Есть ещё один вариант - вечер современной хореографии.

А у нас в Мариинке за три дня - шесть предложений (включая Концертный зал) -:))

Прести
hvostova
Sep. 30th, 2011 09:06 am (UTC)
Re: касты
Я из Вашего последовательного объяснения поняла для себя наконец-то одну важную вещь: репертуарный театр ориентирован всё-таки на любителей, которые очень часто ходят в театр (в том числе и несколько раз в неделю), а не-репертуарный - на любителей, которые ходят в театр несколько раз в сезон (к которым и я принадлежу). Несколько раз в сезон всегда можно выбрать что-то выдающееся, на что можно сходить. В этом смысле мне, безусловно, ближе модель Метрополитан, чем Мариинского театра.
ivlae
Sep. 30th, 2011 10:08 am (UTC)
Re: модели
Репертуарных театров в мире - раз, два и обчёлся.
Как я понимаю, они существуют на государственные деньги. "Надо сохранять наследие" - вот их девиз.

В начале 90-х наше государство кинуло свои театры. Большой и Мариинский как-то барахтались - за счет гастролей и продажи дисков, а маленькие театры попали в очень непростое положение. Сейчас, вроде бы, деньги "на культуру" снова спускают, но они как-то подозрительно растворяются по дороге -:(

Мне нравится модель репертуарного театра, если театр пополняет репертуар -:) Вспоминаю советское время: одна оперная премьера в год (зато тщательно подготовленная), плюс "советская опера" - либо возобновление, либо новая постановка к какой-нибудь очередной дате.
hvostova
Sep. 30th, 2011 12:55 pm (UTC)
Re: модели
В значительной мере театры существуют на спонсорские деньги (за рубежом нет театров, которые финансируются только за государственный счёт), и поэтому репертуарным театрам выживать очень сложно и они постепенно начинают применять блочную модель, которая при умелом подходе коммерчески более выгодна и понятна, и более легко организуема к тому же.

Удивительным образом сохранять и наследие, и качество, мне кажется, умудряется Венская опера, которая нашла какой-то баланс.

Что у нас происходит с Большим и Мариинским, непонятно, потому что всё-таки при их бюджетах они могли бы оставаться репертуарными, но при этом выдавать другое качество постановок.
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars