?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Первый раз мне в опере было интересно. Первый раз я (к своему если не стыду, то некоторому замешательству) не знала не только того, чем всё закончится, но даже как всё будет развиваться на протяжении – (шутка ли сказать!) четырёх с половиной часов. (Либретто в программках было исключительно на английском языке, и не то чтобы я не знаю английского, но в антрактах «въехать» в сложные многослойные миры «Женщины без тени» Гофмансталя было, скажем прямо, трудновато. Делу помогли русские титры. Но, надо сказать, даже эта неловкость впечатления от оперы и от постановки не испортила).
В этой опере не скучно, она современна и чрезвычайно нетривиальна по сюжету (даже по драматическим, не говоря уже об оперных, меркам), затрагивает довольно серьёзные философские проблемы, играет с многогранными и поэтому приближенными к реальным чувствами, эмоциями, коллизиями и ситуациями, с живыми людьми. Это, однако, не лишает ни оперу, ни постановку некоей свойственной мирам Кафки и Гёте демоничности, «надмирности», предельной абстрактности в сценах Императора и Императрицы и такой же предельной конкретности в сценах Барака и его жены. В постановке прекрасно воплощены глобальность замысла и тщательная проработка деталей. На сцене исчезают свойственные театру схематичность, символичность, условность (тем более привычные в опере), а вместо этого мы имеем выпуклый, объёмный мир, как минимум, два мира в формате 3D.
В этом колоссальная заслуга музыки, которая, вроде бы, не выходя на передний план и не блистая самоценными пассажами, наполняет собой весь зрительный зал на протяжении всего действа, рождается из глубины лож и закулисья, проникает в самые глубины сознания (не в последнюю очередь благодаря в прямом смысле слова «мощности» оркестра и хоров). Перед спектаклем мне было страшновато: слушать четыре с половиной часа незнакомую и не совсем в строгом смысле слова классическую музыку, да ещё исполняемую на немецком языке, - для этого нужно было набраться мужества. Но уже через полчаса опера и музыка настолько поглощают воображение и слух, что воспринимаются совершенно органично, легко, не напрягая и не заставляя «вникать» в услышанное. В этом, мне кажется, одна из черт таланта Рихарда Штрауса: он легко пишет трудную музыку, делая её более доступной не совсем подготовленной публике (не скажу, что это можно и стоит слушать, будучи совсем не подготовленным: «Женщина без тени» не для тех, кто никогда не был в опере, не для начала знакомства с оперным искусством).
Маэстро Гергиев заслуживает только похвал: оркестр и хоры сливаются в единый инструмент, исполняющий прекрасную музыку, которую впервые благодаря ему можно услышать в России.
Блистательна в постановке была «земная пара»: красильщик Барак (Владимир Ванеев) и его жена (Ольга Сергеева). Партии исполнены на уровне высочайшего вокального мастерства и эмоционального накала, очень экспрессивно, разнообразно и вместе с тем выверено и точно. Это было приятной неожиданностью и лично для меня – большим открытием об оперной труппе Мариинского театра.
Партия Млады Худолей сама по себе по сравнению с партией жены Красильщика слабее, хотя третий акт принадлежит ей. Будучи не совсем нездоровой, тем не менее, она достойно представила Императрицу публике: силы голоса иногда не хватало, но этот недостаток покрывался его объёмностью и способностью звучать даже в переходах на piano, мягкостью и разнообразием оттенков.
Не так часто, даже редко в последнее время в Мариинском театре можно услышать хороший ансамбль исполнителей, где не выделяется одна партия, а остальные существуют как бы её фоном, а где каждая партия самоценна и представляет полноправный фрагмент оперы. «Женщина без тени» - приятное исключение, дополняемое к тому же другими только плюсами: режиссурой, оркестром, хорами, сценическим пространством, художественными решениями, - всем тем, что в комплексе создаёт великолепную, современную оперную постановку. Постановку, в которой нет пыли веков, нафталина, шаблонов, клише, всего того, от чего потихоньку начинаешь уставать в оперной классике.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
ivlae
Jun. 17th, 2010 08:43 am (UTC)
Для меня "Женщина без тени" была событием. Тоже никогда раньше эту оперу не слышала, и боялась, что не осилю. Осилила!-:)

На премьере Худолей была великолепна.
hvostova
Jun. 17th, 2010 11:37 am (UTC)
Надо полагать, что великолепна. Она и сейчас была очень на уровне, но что делать, если голос инструмент тонкий и хрупкий. Я могу только искренне сочувствовать оперным исполнителям, у которых расписанные на 3 года выступления и штрафы в контрактах за отказ от выступлений. Работать в их режиме вообще довольно сложно. Тем удивительнее, что многим так не кажется...
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars