?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рихтер. Григ и Шуман

Наверное, я напишу ужасно банальную вещь, которая всем давно известна.

Слушаю последнюю неделю фортепианные концерты Грига и Шумана в исполнении Рихтера и не могу прекратить. Конечно, от рихтеровского рояля сложно оторваться: он один как целый оркестр, с бесконечным разнообразием звуков и интонаций, и поэтому никогда не бывает скучно, даже в сотый, в тысячный раз. Но дело даже не в этом.

У Рихтера фортепианный концерт – это не произведение для солирующего рояля и аккомпанирующего оркестра, что неизменно превращает музыку во всего лишь двухслойную конструкцию, в которой даже при богатейшем наборе фортепианных красок выделяются только яркий главный герой и заполняющий пустоты оркестр.

Рояль Рихтера в концерте для фортепиано с оркестром – это один из, равноценный и полноправный, как и любой другой инструмент, как оркестр в целом. И такое ощущение, что весь он как бы поднимается до уровня игры пианиста, обнаруживая потрясающую симфоничность, многослойность, объёмность музыки, бесконечное множество её плоскостей, которые до этого были спрятаны, незаметны, непроиграны.

И слышишь как будто совсем другую, хотя, казалось бы, хорошо знакомую музыку. Я знала эти концерты и раньше, но двадцать-тридцать раз подряд открывают невообразимые глубины. Это становится болезненной привязанностью, и невозможно оторваться: прислушиваешься всё внимательнее в поисках и ожидании удивительного.

По-моему, так пианисты (а я искренне полагаю, что это всё-таки заслуга именно Рихтера) играли и играют крайне редко, очень немногие в принципе на это способны – создать целый бескрайний мир, поражающий воображение абсолютной музыкальностью.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
yudinkostik
Aug. 8th, 2016 10:02 pm (UTC)
Вы очень точно отметили свойство Рихтера играть не просто сольную партию, но все целиком - не просто вместе с оркестром, а как часть оркестра, сольная партия - как гребень волны, неотделимый от нее...

у него потрясающая способность вписывать рояльные краски в оркестровую фактуру - в этом ему, пожалуй, равных нет...

очень люблю эти концерты в рихтеровском исполнении, и согласен - это абсолютная музыкальность, абсолютная гениальность...
hvostova
Aug. 9th, 2016 01:48 pm (UTC)
Я часто читаю, что игра Рихтера излишне расчетливая, рациональная, "холодная", а мне кажется с точностью до наоборот: такое тонкое различение и огромное разнообразие интонаций - как раз признак повышенной чувствительности. По крайней мере, мне это гораздо ближе, чем напористая экспрессивность некоторых пианистов, в которой многое теряется, включая стили разных композиторов, которая в итоге становится довольно однообразной и скучной. И не трогает.

И еще я очень счастлива, что Рихтер столько всего играл и сохранилось столько записей.
yudinkostik
Aug. 9th, 2016 05:15 pm (UTC)
да, мне упреки в "холодности" тоже непонятны... и как раз именно у Рихтера бывает иногда такой накал, какого у других не встретишь... например, в 1-м концерте Рахманинова... но у него не внешний физический "драйв" или "чувствительность", а все гармонически сопряжено, упрятано в звук, в саму музыку... и это почему-то не все слышат...

да, хорошо что от такого музыканта и записей много осталось, и в самых разных амплуа...
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

hvostova
Kcenya Hvostova

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars